Существует пять основных причин, по которым арабская молодежь примыкает к экстремистам. Вопрос не в религии или социальных технологиях, вопрос в привлекательности подобных организаций в целом, и "Исламского государства" в частности, пишет The National Interest со ссылкой на эксперта ближневосточного отделения Центра Карнеги Маха Яхья, передает РИА Новости.
Европейскому обывателю трудно понять причины, по которым молодые люди с Ближнего Востока вступают в ряды радикальных экстремистов и идут на верную смерть за веру и идею. Многие эксперты считают, что росту числа экстремистов способствуют религия и социальные медиа.
Однако ключ к пониманию этой проблемы кроется не в религии и не каких-то супертехнологиях, а в обыденной жизни арабских стран.
Анализируя причины того, что толкает молодых людей вступить в ряды радикальных экстремистов, можно выделить пять основных тезисов, которые дают более или менее ясное обоснование и понимание фатальной пленительности образа "Исламского государства" для молодых арабов. Понимание этих тенденций сегодня представляется жизненно важным для победы над экстремистскими идеологиями завтра.
Во-первых, арабская система образования совершенно провальна. Вся ее суть зиждется на зубрежке и беспрекословном и некритическом принятии власти, а не на воспитании и развитии у ребят навыков аналитического восприятия жизни и привития им гражданских ценностей.
Учебные программы по истории и религиозному воспитанию ориентированы на взращивание в умах детей антагонистической модели мировосприятия "мы-они" в рамках этнических, идеологических и сектантских парадигм, делая молодежь более управляемой, а их умы более уязвимыми перед внешним влиянием. Именно слабая система образования и создала благодатную почву для распространения воинственных идеологий и раннюю психологическую и идеологическую обработку молодых поколений.
Во-вторых, нехватка экономических возможностей и слабая система социального обеспечения отвернули людей к радикалам лицом, а к государству спиной. Поворот к либеральной модели экономического устройства арабских государств привел к разрушению существовавших систем социального обеспечения и ликвидации каких-либо гарантий общественной занятости, не предоставив никаких альтернатив взамен.
Арабские государства не инвестировали средства в производящие отрасли экономики и не генерировали необходимое количество рабочих мест. Фактически, большинство безработных в арабских странах – это квалифицированные специалисты с высшим образованием. 29 % арабов в возрасте 25 лет сегодня безработные, большинство из них выпускники вузов. Чтобы к 2020 году обеспечить молодежь и свежеиспеченных специалистов необходимо создать 105 миллионов рабочих мест. Рост теневого рынка, безработица и совершенно мрачные перспективы будущего вынудило арабских граждан обратиться к другим силам, часто исламистским, чтобы выжить. В этом есть заслуга и государства, поскольку правительства поощряли деятельность подобных организаций, полагая их совершенно аполитичными и не несущими угрозу обществу. А теперь эти "аполитичные исламисты" принимают на работу от имени "Исламского государства" арабскую молодежь.
Третья причина — это растущее недоверие к существующей власти вследствие неэффективной политики правительств. Уже долгие годы в сердцах арабских граждан зреет и регулярно подпитывается чувство несправедливости, виной которому систематическое дурное отношение власти к своему народу. Десятки лет власть воспринимала свой народ как угрозу национальной безопасности и подвергала его жестокому обращению.
Согласно недавнему опросу, 55% арабских граждан не доверяют своим национальным правительствам и своей политической элите. Более 91% считают, что власть погрязла в коррупции и только 21% полагает, что закон одинаково работает для всех.
В-четвертых, усугубила и без того печальное положение вещей реакция на "Арабское пробуждение". Жесткое подавление инакомыслия, рост различных идеологических и сектантских направлений, жестокость власти по отношению к своим гражданам, привели к сильной поляризации общества на Ближнем Востоке. Использование арабскими правительствами сектантских групп, чтобы сосредоточить всю полноту власти в своих руках и отодвинуть различные этнические и религиозные силы от политических процессов. Этот факт совершенно очевиден в Сирии, Ираке и Йемене. Во всех этих странах бесконечное военное противостояние основано на конкуренции суннитов и шиитов, которое длится уже около полутора тысяч лет.
"Исламское государство" умело смогло направить эту воинствующую силу в нужное им русло, лихо управляя религиозными чувствами последователей сект.
И наконец, полное отсутствие доверия Западу. Из-за двуликой политики Запада в отношении стран "Арабской весны", "исламский халифат" представляется в качестве альтернативы, которая обеспечит порядок и процветание в регионе и обеспечит защиту и исполнение прав арабов и мусульман.
В конечном итоге, осуждение официальными религиозными мусульманскими лидерами действий ИГ, военная операция, ликвидация ИГ и ограничение деятельности сектантских религиозных групп не дадут необходимых результатов. Наведение порядка и установление мира на Ближнем Востоке – это долгая, кропотливая работа, а главная роль в ее исполнении лежит на национальных правительства, на том, смогут ли они изменить мировоззрение своей молодежи и предоставить реальные альтернативы для изменений и развития.