Автор учебника Владимир Мединский - борец против антироссийских мифов с фальшивой диссертацией
Фото: Sergey Karpukhin/TASS.
Уже в сентябре российские старшеклассники начнут изучать историю по новому учебнику, в котором раздел про поздний советский период был кардинально переписан. Также в учебнике будет глава про "специальную военную операцию". Его авторами выступили помощник президента ПУТИНА Владимир МЕДИНСКИЙ и ректор МГИМО Анатолий ТОРКУНОВ, пишет Би-би-си.
Презентовали учебник Владимир Мединский и министр просвещения Сергей КРАВЦОВ.
Мединский рассказал, что в учебнике оказался "кардинально переписанный" раздел про историю России 1970-х, 80-х, 90-х и 2000 годов. Он признал, что в новом пособии "значительно меньше чисел, дат, статистики и больше рассказов о людях и событиях". По его мнению, такой учебник "легче читать", чем большинство ранее существовавших линеек.
Так, шестидесятые годы в учебнике называются "революцией благосостояния". "Достигнутый в городах уровень бытового комфорта все равно отличался от жизни "простых людей" в развитых странах Запада, вернее, от того образа, который создавался иностранным кино и рекламными журналами", — пишут авторы, не объясняя, что за рекламные журналы о жизни на Западе читали советские люди.
Михаил ГОРБАЧЕВ представлен в учебнике как некомпетентный руководитель, который виноват в распаде Советского Союза, "величайшей геополитической катастрофы XX века" (эта известная цитата Путина в учебнике тоже есть). Авторы пишут, что Горбачев "плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики". В качестве его недостатков также указано, что "он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы" (цитаты по "Российской газете").
Уделено внимание в учебнике и таким темам как взаимоотношения России и Запада, Украина и СВО (так российские власти называют войну в Украине).
"Из Украины усиленно лепили "анти-Россию": что говорится в учебнике
В учебнике утверждается, что "идеей фикс Запада стала дестабилизация обстановки внутри России. Затем, по хронологии авторов, в Украине расцвел "украинский неонацизм". Революция на Майдане 2014 года называется "военным переворотом" и "кровавым мятежом": так об этих событиях годами говорит российская пропаганда.
"На роль главного тарана против России США и НАТО стали готовить Украину, — написано в учебнике. — Из Украины усиленно лепили "анти-Россию".
Недружелюбие Запада, по мнению авторов, выражалось в расширении НАТО на Восток: в пример они приводят вступление "исторически нейтральной" Финляндии в НАТО в 2023 году. И умалчивают, что Финляндия не собиралась в альянс, пока Россия не развязала захватническую войну в Украине.
"Жителей Донбасса назвали "террористами" за то, что они хотели остаться русскими", — написано в учебнике.
Чем ближе к современности, тем сильнее язык учебника становится похож на публицистический, как будто авторы пишут не учебное пособие, а авторскую колонку.
Например, там есть такой манипулятивный пассаж, где старшеклассников, по сути, пугают ядерной войной: "Если бы Украина, вступив в НАТО, спровоцировала военный конфликт в Крыму и на Донбассе, то на основании Устава НАТО Россия оказалась бы одномоментно в состоянии войны со всеми участниками Североатлантического блока. Это был бы, возможно, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить".
"Специальная военная операция" занимает в учебнике буквально один короткий абзац, большая часть которого состоит из цитаты Путина о том, что Россия не начинала боевых действий, а, наоборот, стремится их закончить.
А сразу после этого начинаются иллюстрации успешной жизни России: на страницах учебника размещены фотографии школы "Сириус", небоскреба "Лахта-центр" в Петербурге, офиса Сбербанка в Москве-Сити и "Яндекса" (на фоне войны и санкций компания вынуждена разделяться на две части). Учебник переходит к призывам в духе агит-плаката: "После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей".
О самой войне говорится совсем мало: вскользь упоминается "частичная" мобилизация и "новые регионы", то есть оккупированные территории. Зато находится место для фразы "США полны решимости воевать до последнего украинца" и для рассказов о символике СС, которая якобы популярна в ВСУ. Главка "Россия — страна героев" посвящена подвигам военных на поле боя.
Есть в учебнике и откровенные ошибки: например, там написано, что закон об иноагентах был принят в России только в 2022 году — на самом деле впервые эти поправки были приняты еще в 2012 году. Признание агентами неугодных власти НКО началось не сразу — например, правозащитный центр "Мемориал" признали иноагентом в 2014 году.
Мединский: борец против антироссийских мифов с фальшивой диссертацией
Это не первая попытка Владимира Мединского написать идеологически правильную историю России. Еще в конце нулевых, до поста министра культуры, Мединский написал трехтомник "Мифы о России": он развенчивал мифы о пьянстве, лени русских, России как "тюрьме народов". Впрочем, книги критиковали за непрофессионализм, реваншизм и за то, что вместо нелестных мифов о России Мединский просто насаждает другие, приятные.
Ученая степень Мединского — доктора исторических наук — также ставится под сомнение. В 2016 году три историка подали заявление о лишении тогдашнего министра культуры ученой степени. "Диссернет" нашел в его докторской диссертации заимствования фрагментов текста из научных работ других авторов. А защиты диссертации как будто вообще не было: по крайней мере, указанные в автореферате оппоненты признали, что не присутствовали на защите.
Фото: Sergey Karpukhin/TASS.
Несмотря на это, в 2021 году, Мединский снова занялся борьбой с фальсификацией истории: уже на государственном посту. Тогда Путин назначил его председателем новой межведомственной комиссии по историческому просвещению, а в ее задачи входило, в частности, "предупреждение попыток фальсификации исторических фактов". Тогда же под его редакцией была выпущена линейка учебников истории. В них специалисты тоже видели однобокость и навязывание "правильной" точки зрения, особенно про годы Путина у власти.
Его новый учебник еще и безальтернативный. С сентября 2023 года школы переходят на единые программы обучения по гуманитарным предметам, таким как история, литература, обществознание. К единой программе полагается единый учебник: и хотя учителей никто не обязывает не отступать от учебника ни на шаг, скорее всего, большинство российских школьников будут узнавать историю именно по нему.
"Это не история, а политинформация"
"Было бы странно, если бы в сегодняшней России учебник не выполнял пропагандистских функций, тем более в руках такого человека, как Мединский, который не историк, а дилетант-пропагандист, и пишет он листовки на исторические темы, — сказал Би-би-си профессор Шеффилдского университета, историк Евгений ДОБРЕНКО. — Надо просто понять, что это не история, а политинформация, которую вводят в учебник истории, потому что другого места не нашли".
Тот же набор пропагандистских штампов можно услышать по государственному ТВ у СОЛОВЬЕВА или СКАБЕЕВОЙ, и даже в речах самого Путина, подчеркивает эксперт: ничего нового в них нет.
Другой вопрос, насколько эта пропаганда в учебнике эффективна, продолжает он. "Этот режим чисто бюрократический, он решает проблемы как бюрократ. Нужно формировать патриотизм у молодежи? Надо учебники переписать. А действуют они или нет — это другой вопрос".
Добренко считает, что влияние учебников на детей не такое уж серьезное. "Огромное количество здравомыслящих людей учились по советским учебникам истории — и при этом понимали, что это полный мусор. С другой стороны, в эпоху перестройки было столько всего написано про сталинизм, столько правды, столько антисталински заряженной информации. И что, поменяло это мнение людей? Нет, как Сталин был популярен 30 лет назад, так и сейчас популярен".
Учитель истории, член профсоюза "Учитель" Александр КОНДРАШЕВ считает, что преподавание все равно будет зависеть от конкретного учителя. Проверить, что происходит в каждом классе, власти все равно не могут — где-то сильные предметники будут учить детей вообще не по учебнику, говорит он в беседе с Би-би-си.
Впрочем, если учитель слабый, возможно, глава про "СВО" все равно окажется не пройденной: на нее просто не хватит времени. "Уроков всегда меньше, чем-то, на что рассчитана программа. То, что в конце учебник истории, часто вообще толком не изучается", — говорит учитель.
То, что написано в этой последней главе, вообще не относится к его предмету, настаивает Кондрашев. "Современные события не должны изучаться на уроке истории. И [о смысле исторических событий] должна быть допустима дискуссия — это записано в государственном стандарте образования. А нынешние законы не позволяют вести дискуссии об СВО", — объяснил он.
Интересно, что новый учебник противоречит тому тренду, который Кондрашев замечал в последние годы: "Раньше учебники, наоборот, редактировали в пользу отказа от суждения. Оттуда вымарывали политические проблемы. Давался просто список имен, событий — без анализа смысла этих событий".
Кондрашев допускает, что эти новшества, идущие поперек привычного учителям, пройдут в школах "как белый шум, который через несколько лет забудут".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!