Генеральный директор «Компании «ЮрИнфо» Игорь Лоскутов обратился на блог председателя Агентства РК по связи и информации Аскару Жумагалиеву с вопросом:
- Согласно статье 41-1 Закона «О связи», в «в случаях использования сетей и (или) средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан о выборах, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, а равно к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, Генеральный Прокурор Республики Казахстан или его заместители вносят в уполномоченный орган предписание об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по временному приостановлению работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации.
Согласно ст. 2 данного закона, «средства телекоммуникаций (средства связи) - технические устройства, оборудование, системы и программные средства, позволяющие формировать, передавать, принимать, хранить, обрабатывать, коммутировать электромагнитные или оптические сигналы или управлять ими.
Просьба сообщить, при каких условиях можно отнести программные средства, упомянутые в законе, к средствам связи? Можно ли расценивать в качестве средства связи, приложение Secret, получившее в последнее время распространение и в Казахстане, которое представляет собой социальную сеть для анонимных сплетен? После регистрации в данном приложении пользователю предлагается ввести свой номер телефона и адрес электронной почты, после чего он сможет увидеть все сплетни и секреты, которыми делятся люди из его списка контактов. Однако определить, кто именно опубликовал те или иные данные, нельзя. Или данное приложение является средством массовой информации? Можно ли в целом расценивать систему по принципу работы банк-клиент, функционирующей одновременно на абонентском устройстве и на интернет-ресурсе - либо СМИ, либо средством связи? Или, например, программные средства, устанавливаемые на абонентские устройства и служащие для связи с другими, индивидуально определенными абонентами сети сотовой связи?
Председатель Агентства РК по связи и информации Аскар Жумагалиев ответил:
- Исходя из технических решений и методов пресечения распространения незаконной информации, следует разделять сети, средства связи и, собственно, интернет-ресурсы, которые подпадают под определение СМИ.
Так, применительно к сети и средствам связи могут приостанавливаться: вся сеть телекоммуникаций, отдельный сегмент сети связи, сеть и услуги связи конкретного оператора (операторов), конкретные виды и услуги связи (голосовая, SMS, доступ в сеть Интернет и т.д.) - на уровне протокола передачи данных; конкретные средства связи (абонентские устройства, компьютеры, серверы) - по IP-адресу либо используемому протоколу сетевого взаимодействия.
При этом приостановление функционирования сетей телекоммуникаций, отдельных сегментов сети связи, сети и услуг связи конкретного оператора (операторов) либо конкретных видов и услуг связи используется только в исключительных случаях, как мера, направленная на пресечение их использования "в преступных целях, наносящих ущерб личности, личности, общества и государства (DDOS-атаки, SMS и иные веерные рассылки с использованием программных интернет-сервисов или приложений).
В случаях же "распространения информации, нарушающей законодательство Республики Казахстан о выборах, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, а равно к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, данная норма используется, как постоянно действующий механизм реагирования государства на информационные вызовы и угрозы, в том числе в отношении интернет-ресурсов, безотносительно к их статусу СМИ, предполагающему в соответствии с Законом "О СМИ и Главой 36-3 ГПК РК судебный порядок приостановления их деятельности или ограничения доступа.
В случаях распространения интернет-ресурсами иного противоправного контента: продукция порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда суицида, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, культа жестокости и насилия (п. 3 статьи 13 Закона РК «О средствах массовой информации в Республике Казахстан») не применяются подходы по приостановлению сетей и средств связи, используемых в преступных целях и внесудебное ограничение доступа к интернет-ресурсам, а работа строится через признание информации незаконной в судебном порядке.
Основанием для принятия таких решений будет усмотрение государственных органов, к компетенции которых относится противодействие указанным правонарушениям, в первую очередь, МВД, МОН, а также АСИ, как уполномоченного органа в области средств массовой информации.
Источник:zakon.kz