Алевтина Ивановна Попова пришла на Казахстанское телевидение в 1965-м, приехав в Алма-Ату уже опытным специалистом из Хабаровска
21 ноября – всемирный день телевидения.
Для меня это особенный день, я в "телевизоре" проработала почти 20 лет и большая часть моих друзей, коллег и знакомых – телевизионщики, настоящие или бывшие. Это журналисты, операторы, режиссеры, инженеры монтажа, звукооператоры и другие технические сотрудники.
Телевидение – это командная работа. А зритель из всей этой большой команды видит и знает ведущего. Ведущий программы, диктор новостей – это особый человек. Он – лицо программы. Ему пишут письма, его узнают на улицах, его любят (или не любят, такое тоже бывает).
Впрочем, сейчас все гораздо проще. Телеканалов много, дикторов (ведущих) много, кто ж их всех запомнит?
А вот в 70-х, когда в нашем доме появился цветной телевизор, и вместе с ним в нашей семье появились новые родные и любимые лица. Это были дикторы телевидения.
Я была маленькая и мало что помню из программ. Точнее, ничего не помню. Но я помню лица ведущих!
Алевтина ПОПОВА – одна из моих телевизионных героинь.
На работе я с ней не пересеклась, увы, – она ушла на пенсию в 1992-м, а я пришла на телевидение только в 1997-м. И лично я с ней не была знакома, и мне бесконечно жаль, что так получилось.
Но я знакома с ее дочерью. И я знакома с теми, кто работал с Алевтиной Ивановной. А еще у меня есть коллеги, для которых Алевтина Ивановна была учителем.
Зоя ЛЕОНОВИЧ, дочь Алевтины Ивановны, передала мне небольшую папочку – семейный архив. Старые фото, на них Алевтина Ивановна в разные годы своей профессиональной деятельности. Неизменно красивая, стильная, независимо от возраста… Вырезки из газет со статьями о известном дикторе Алевтине Поповой, читаешь их и понимаешь – она большой мастер, профессионал. И очень важное - небольшой блокнотик, в котором Алевтина Ивановна писала своим детям историю своей жизни… Ничего из этого блокнота тут писать не буду, это пронзительно личное, не для всех. Но именно этот маленький блокнотик помог мне понять, какой она была мамой, как она относилась к близким, какой она была нежной и любящей в семье.
Казахское телевидение начало свое вещание в 1958 году. Начинали с трех городов - Алма-Аты, Караганды и Усть-Каменогорска. Поначалу казахское телевидение было ограничено новостями и показом художественных фильмов. Трансляция длилась всего пять часов. Телевизор тогда был предметом роскоши - во всей Алма-Ате было всего четыре тысячи телевизоров – маленьких, с не очень четкой черно-белой картинкой. Но зрителей было много, и нередко перед телевизионным экранчиком собиралась не только вся семья, но и соседи по лестничной клетке, приходили друзья, знакомы, а иногда напрашивались и незнакомые.
Отрасль эта была совершенно новой, специалистов для телевидения тогда еще не готовили в институтах, училищах и на всевозможных курсах. Технические специалисты приходили на телевидение из других технических отраслей, а вот дикторов подыскивали из тех, у кого была приятная внешность и хорошо поставленный голос. Иногда это были театральные актеры. А иногда – люди, далекие от театров. Нелли ОМАРОВА, одна из первых дикторов Казахского телевидения, была до телевидения судмедэкспертом.
А Алевтина Ивановна Попова пришла на Казахстанское телевидение в 1965-м. Приехала в Алма-Ату уже опытным специалистом из Хабаровска. Там, на первом местном телеканале, она и начала свою профессиональную деятельность диктором. Это был 1959-й год…
На КазТВ попала не просто так – прислала туда записи (сейчас сказали бы "портфолио") и успешно прошла конкурс…
… Особенно много "эфирной" работы было в первые годы, когда на телеканалах стали появляться разные программы – о сельском хозяйстве, о промышленности, музыкальные передачи. Они были первыми, и они шли в прямом эфире, без всякой записи.
Уже потом, будучи преподавателем телешколы при "Хабаре", она рассказывала своим студентам о том, как это было.
Мой коллега, журналист Константин КОЗЛОВ, который там учился, вспоминает с большим теплом уроки Поповой: "Она нам много рассказывала про старое телевидение, про эпоху прямых эфиров, про 60-е годы. Тогда ж записи было мало, и все праздничные передачи, все "Огоньки", все новости и программы шли в прямом эфире. Мы просили что-то архивное показать, но мало что сохранилось из тех эфиров, да и часто записи этих эфиров просто не велись. И нас поражало, как можно вести часовые передачи без единой склейки, без всяких дублей – это же были полноценные спектакли. Все было прописано, выверено по секундам – кто когда выходит, кто и что говорит. Мало когда звучала команда "стоп", не было перерывов на рекламу. И нас это поражало, особенно тех, кто уже пробовал себя на различных телепроектах. Мы-то понимали, как это сложно. И мы слушали эти рассказы как "преданья старины глубокой".
В 70-х многие программы уже шли в записи. В эти годы стали появляться всевозможные телеконкурсы, а в 80-х пришло время ток-шоу, а это другие требования к ведущим, к манере ведения программ. Приходилось учиться, перестраиваться.
Телевидение того времени ошибок не прощало. Неправильные ударения, заминки в эфире, неверно расставленные смысловые акценты в интервью – все потом обсуждалось у начальства и могло повлечь не просто выговор, но и увольнение.
Диктор же был "брендом" телеканала и даже в каком-то смысле лицом всей республики. Надо было достойно себя вести и достойно выглядеть.
Я, кстати, помню, как мои мама и бабушка обсуждали наряды телеведущих и даже зарисовывали их, чтобы потом заказать "такое же платье" или "вот такую же блузку" у портнихи или найти похожий шарфик в магазине. Ведущие были иконами стиля, на них стремились быть похожими.
Зоя Леонович, дочка Алевтины Поповой, рассказала как-то, как мама исхитрялась быть всегда красивой и стильной: "Это было непросто. Дикторы же одевались сами. Конечно, им шили костюмы, но 2-3 раза в год, а выглядеть надо было всегда по-разному, мама не могла себе позволить быть в эфире в одном и том же костюме несколько дней подряд. Приходилось придумывать, как же разнообразить свой гардероб – в ход шли шарфики, броши, платки, жабо. И даже выворачивали блузки и кофточки на изнанку. В магазинах в 80-х годах было пусто, вот и придумывали разные ходы".
У Алевтины Ивановны было множество авторских передач. Для солдат – "Клуб боевой славы" (тогда такие программы были на каждом уважающем себя канале), для жителей села – "Урожай", для детей – "Цветик - семицветик"… "Детскую программу", кстати, она вела десять лет, и это была необыкновенная программа: о детском творчестве, о детских талантах. Соведущими Алевтины Ивановны выступали художники – Гульфайруз ИСМАИЛОВА или Валентин АТНОЩЕНКО-ОЛЕНЕВ. Во время передачи художники рассказывали о стилях и направлениях рисования, разбирали рисунки, которые дети присылали в эту программу.
Были у Алевтины Ивановны и встречи в студии со знаменитыми артистами, музыкантами, писателями. Эдита ПЬЕХА, София РОТАРУ, Андрей МИРОНОВ, Роза РЫМБАЕВА, Булат АЮХАНОВ, кто только не побывал на телеканале за эти годы… А известный укротитель Вальтер ЗАПАШНЫЙ, кстати, пришел в студию не только со своей семьей, но и с тиграми и пантерой.
"Эта пантера, сев за студийный стол, смотрела на меня своими страшными зелеными глазами на протяжении всего интервью. Да так, что у меня начали трястись поджилки. Я жутко боялась, что она на меня накинется. И это было в прямом эфире!", - призналась много лет спустя Алевтина Ивановна в разговоре с журналистами.
А ведь никто из зрителей тогда и не догадался, что прекрасной Алевтине Поповой было страшно. И даже после эфира она нашла в себе силы сфотографироваться с Запашными и с его хищными питомцами.
Телевидение всегда требовало от своих сотрудников полной самоотдачи. Рабочий день с 9 до 18? О нет, это не про телевидение. Праздники и выходные дни "на телеке" самая работа, так было всегда и так, видимо, всегда будет. Потому приходить на работу с детьми и тут же, в гримерке или эфирке, встречать Новый год или свой день рождения – для сотрудников ТВ это нормально даже сейчас.
И в 70-80-е это тоже было делом вполне обыденным. Зоя часто была у мамы на работе, наблюдала, как мама готовится к эфиру, пишет тексты, ведет новости. Видела, какой это непростой труд – быть телеведущей. 10-12 часов в сутки, а то и больше, если того требовало дело. Это полная самоотдача, дисциплина и постоянное самообразование. И при этом – постоянно быть в форме, в хорошем настроении, улыбаться.
Потому Зоя и не удивлялась, когда маму узнавали на улице – она же была лучше всех. И не удивлялась подаркам, которые маме присылали с разных концов Казахстана – цветы, фрукты, письма, телеграммы. Однажды даже живую курицу подарили. И все это – от чистого сердца. Потому что любили зрители Алевтину Попову. Потому что она - звезда!
"Раньше приходилось заучивать по 10-20 листов текста. У нас же никаких суфлеров – ни живых, ни электронных - не было. Варишь на кухне борщ, крошишь капусту, а рядом на столе сценарий, который тут же заучиваешь. Так запоминали все свои передачи. Только новости в студию сразу приносили. Все остальное заучивали. А ведь материалы нужно было еще одушевить, очеловечить. Каждый текст пропускали через и сердце. Просто так ведь не прочтешь, как с доски объявления", - это отрывок из интервью Алевтины Поповой газете "Караван" в 2000-м году.
На пенсию Попова ушла молодой – в 55 лет, проработав в общей сложности на телевидении 32 года. Потом еще вела некоторое время вела курсы на "Хабаре" и КТК, щедро делилась своими профессиональными секретами с начинающими дикторами.
"Мы очень любили ее занятия. Алевтина Ивановна была замечательной женщиной, очень доброй, очень душевной. Большинство преподавателей даже в лицо студентов не помнили, ведь курсы длились всего месяц. А она всех нас знала по именам, мы не были для нее безликой массой. Она нам преподавала речевые упражнения, некоторые из них я до сих пор помню и до сих пор их применяю. Но самое главное – человеческое ее участие в наших судьбах. Среди студентов были те, кто попал на курсы случайно, были и те, кому, мягко говоря, ничего не светило на телевидении – своеобразная дикция или своеобразная внешность, и другие преподаватели не особенно с ними церемонились. Но Алевтина Ивановна старалась их поддержать, подбодрить, дать совет. Это было приятно. Она учила нас читать новости, учитывала при этом физиогномику или типаж каждого из нас. Мы "работали" под какого - то известного диктора, а на тот момент очень популярны были Екатерина АНДРЕЕВА, россиянка, и наша Айгуль МУКЕЙ, выбирали себе манеру и стиль ведения. А Алевтина Ивановна нам честно говорила: "Нет, тебе этот стиль не подходит, пробуй что-то другое". Многие ее ученики работали потом в региональных СМИ и даже на Хабаре. А мне она сказала: "Новости - это не твое, ты шоумен, артист", - вспоминает Константин Козлов.
И она не ошиблась. Константин сейчас снимается в кино и телесериалах. И часто вспоминает своего педагога добрым словом.
Энергичная, яркая, полная бодрости духа и оптимизма, Алевтина Ивановна ушла в другой мир рано, от тяжелой болезни. Осталась в воспоминаниях близких, друзей, коллег. И в истории нашего телевидения.
Она любила телевидение, и эта любовь была взаимной. Эта фраза – из дневника Алевтины Поповой: "Я считаю, то, что было на ТВ – великолепно. Ведь мне повезло – я работала в золотой век ТВ".
Фото из семейного архива Зои Леонович.