Сегодня анекдот потерял смысл. Потому что какой же это анекдот, когда это жизнь?
На снимке: Евгений Жовтис.
Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «За что судят Жанболата Мамая».
Абсурд как мейнстрим социальной и политической жизни
На прошлой неделе на радио «Эхо Москвы» в рамках передачи «Культурный шок» состоялась занимательная дискуссия, в которой приняли участие журналист радио Ксения ЛАРИНА, режиссер, художественный руководитель «Театра.doc» Михаил УГАРОВ и писатель Лев РУБИНШТЕЙН.
Не могу отказать себе в удовольствии процитировать несколько высказываний участников, поскольку точно такие же ощущения испытываю последние несколько лет.
Л. Рубинштейн: Эстетика абсурда, насколько я помню, - она именно возникла на фоне как бы такой уже надоевшей, утомительной упорядоченности социальной жизни, когда художник решил показать изнанку вот этого самого внешнего порядка и внешней благопристойности. Сейчас эстетика абсурда — это мейнстрим уже не искусства, а мейнстрим социальной и политической жизни. И мне кажется, что теперь как раз задача художника - устанавливать и утверждать норму. Вот сейчас художник должен заняться нормой, потому что вокруг все сумасшедшие.
М. Угаров: Главное я себе давно определил: всё время - апелляция к норме. Это единственная сегодня актуальная задача для человека, занимающегося…
Л. Рубинштейн: Искусством.
М. Угаров: Да хоть чем!
И еще.
Л. Рубинштейн: Еще говоря об абсурде: мы вообще живем внутри анекдота, что тоже очень странное ощущение. Мы знаем, что в советские годы очень важную роль играли анекдоты, потому что искусство всегда было как бы подцензурное, а фольклор городской и интеллигентский, собственно, всё это дело и заменял. Анекдот был очень важным социальным явлением. Сейчас мы попали внутрь анекдота. Это странное ощущение. Сейчас анекдот смысл потерял, потому что какой же анекдот, когда это никакой не анекдот? Это жизнь.
Дополнительное наказание к пожизненному заключению
Добавлю к этому уже от себя, что к этой жизни внутри анекдота надо как-то привыкать. А у меня плохо получается. Всё время здравый смысл с логикой бунтуют.
Недавно съездил в соседний Кыргызстан. Местные адвокаты рассказали о вынесенном приговоре коррумпированному чиновнику, которому «по совокупности заслуг» выписали пожизненное лишение свободы.
Всё бы ничего, но в приговоре было ещё дополнительное наказание – пять лет запрета занимать государственные должности.
Это в смысле после смерти? Судья настолько верит в загробную жизнь и возможность сделать карьеру в потустороннем мире, что решил осуждённому эти мечты обломать? Нет, конечно, можно предположить, что судья имел в виду: если «герою» коррупции вдруг заменят пожизненное лишение свободы на конечный срок или помилуют, то он не сможет в течение пяти лет устроиться обратно на место коррупционного счастья.
Но в приговоре-то чёрным по белому: пожизненное лишение свободы и потом - пять лет без должности. Сразу хочется, как сказал М. Угаров, «апеллировать к норме». Не надо давать срок после смерти!
В наше Бюро как-то поступила жалоба. На несправедливый приговор, нарушения прав и т. д. И помимо прочего авторы пишут, что такому-то осужденному к лишению свободы положено только одно свидание в год, две посылки и четыре телефонных разговора. А дальше следует их информация о том, что родственникам и друзьям заключённого удаётся вместо раза в год встречаться с ним каждые два месяца, но это им очень дорого стоит…. В прямом смысле дорого. Так и хочется обратиться в компетентные органы и попросить снизить «тарифы».
То есть попадаешь просто в центр анекдота.
Безвозвратное отмывание
Или дело Жанболата МАМАЯ, я о нём уже писал. На этой неделе продолжался судебный процесс, в ходе которого сторона обвинения доказывает, что бывший сотрудник БТА Банка Жаксылык ЖАРИМБЕТОВ через своих родственников давал деньги Жанболату на выпуск газеты. С целью их отмывания и легализации. Причём отмывания безвозвратного. В смысле - ни тиынки чистых денег ни Жаримбетов, ни кто-либо ещё от Мамая обратно не получил.
Я задумался: это что же получается? Безвозвратное отмывание - это же абсурд. Представьте себе сферу услуг. Миллионы людей приходят к парикмахерам, сапожникам, портным, в магазин, наконец, что-то размножают на ксероксе. И, возможно, кто-то из них - коррумпированный чиновник или представитель криминала. И шут его знает, какие у него деньги – честно заработанные, похищенные или полученные другим преступным путём? На них же не написано. А за эти деньги кого-то постригли, одели, обули (в хорошем смысле), что-то продали или размножили. И тут являются строгие люди в форме или в штатском и говорят:
- Пройдёмте.
- За что?
- За отмывание и легализацию денег, полученных преступным путём.
И сидят клиенты по уши в абсурде с анекдотом и с перспективой переместиться со всем этим за решётку.
Статья за молитву
А в Меркенском районе Жамбылской области православный священник с согласия родителей (тоже православных) вывез детей в летний лагерь. И занимался там с ними воспитанием, в том числе религиозным. Рассказывал о вечном, о заповедях и грехе. А его привлекли к административной ответственности по пункту 2 статьи 7 нашего закона о религии.
Я его прочитал внимательно: «богослужения, религиозные обряды, церемонии и (или) собрания беспрепятственно проводятся (совершаются) в культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории, в местах поклонения, в учреждениях и помещениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, жилищах, объектах общественного питания в случае необходимости при условии соблюдения прав и интересов близ проживающих лиц».
И хотя так и не понятно, что именно батюшка нарушил, я не об этом.
Я в принципе о том, что кто-то распространяет какие-то не запрещённые взгляды, занимается воспитанием, а его под статью подводят. На ровном месте!
В законе про объекты общественного питания написано. Видимо, имели в виду свадьбы и поминки, на которые иногда приглашают священника или муллу.
Но в некоторых религиях молитву читают перед любым приёмом пищи, не только во время поминок. И даже в детском летнем лагере. И что?
В общем, пробираешься через дебри абсурда и выпадаешь в анекдот.
Как жить?
Фото: forbes.kz.