Почему в Казахстане доминирует криминальная идеология
Снова об агрессии.
За ужином европейский дипломат рассказал о конфликте на дороге. Мужчина лет 50-ти, возмущенный, что его не пропустили по первому требованию, прижал автомашину с красными номерами к обочине и вышел на разборки. Дипломат, кстати, не робкого десятка, в прошлом десантник, мастер единоборств, направился к нему навстречу. И на своем ломаном русском объяснил ему, что тот поступает грубо и невоспитанно. Растерянный местный, увидев иностранца, извинился и быстро ретировался.
"С одной стороны, у вас очень широкая душа, вы умеете признавать ошибки, извинять и прощать, всегда готовы прийти на помощь. С другой, вы так вспыльчивы и в каждую минуту готовы подраться. Я не перестаю восхищаться и удивляться вашему народу", - искренне недоумевал иностранец.
Дипломаты поймут, находясь в ДЗК (длительная загранкомандировка – Ред.), всегда пытаешься постичь чужой народ, раскрыть секреты его души...
В самом деле, как случилось, что казахи, у которых исторически не было тюрем, детских домов и домов престарелых, привыкшие решать конфликты между собой с помощью нейтрального бия, в одночасье стали злыми, агрессивными и жестокими? Способными пинать по голове беспомощно лежащего на земле незнакомого человека.
Отличительной чертой этой агрессии является ее откровенно уголовный характер - соответствующая лексика, стремление к абсолютному доминированию и подавлению воли оппонента. Нацеленность, если так можно выразиться, на моральное уничтожение оппонента.
Лагерная культура, насажденная в Казахской степи вместе с Карлагами и АЛЖИРами, прочно впиталась в массовое сознание. Деморализованное предшествовавшими тому периодами насильственной коллективизации и Ашаршылык. В итоге Казахстан, наряду с "лабораторией дружбы народов", стал одной из исправительных колоний союзного масштаба. Воровской шансон, блатная лексика до сих пор популярны и в молодежной среде, которая ни советской эпохи, ни этого воровского культа, казалось бы, не застала.
В советское время в нашем обществе доминировали две идеологии - коммунистическая и криминальная. Первая была обязательной, вторая - модной, поскольку содержала дух бунтарства, неподчинения официальному. Очевидно, что с крушением коммунистической идеологии, криминальная стала доминировать безраздельно. Расцвет рэкета, популяризация и романтизация образа криминальных авторитетов в кино и в прессе, новости криминального мира стали обыденностью.
Стоит ли удивляться, что сегодня в нашем обществе принято самоутверждаться лишь за счет ущемления и притеснения другого? Что полиция преимущественно ведет себя не как страж Закона, а как лагерный вертухай.
Похоже, заточенное некогда насильно в тюремные оковы общество не стремится стать свободным. Отсюда и патернализм - в тюрьме и еда, хоть и скудная, но по распорядку, и ответственность за свою судьбу можно возложить на администрацию.
В этом и корни безграничной власти начальников, так упивающихся моральным унижением подчиненных, и торжество разного рода вахтеров и охранников, демонстрирующих власть при каждом удобном случае. Это общество порождает и усеновых, поскольку в лагерном социуме признается лишь Закон силы и денег, а не справедливости.
Потому в нашей реальности не может сегодня появиться Билл ГЕЙТС, Стив ДЖОБС или Илон МАСК. Они рождаются, но их гений умирает в самом зародыше. Только свободное общество способно порождать гениев. Лишь оно способно генерировать здоровую конкуренцию, восхищаться теми, кого у нас презрительно называют выскочками, и созидать здоровую экономику. Потому нам и нужна модернизация общественного сознания. Иначе тюрьму со всеми ее уродскими проявлениями мы передадим в наследство детям. А те - внукам.
Источник: страница в Facebook Талгата КАЛИЕВА. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстрация: fishki.net.