Наши расходы растут быстрее доходов
Жана Казахстан не Дед Мороз, который всем нам подарки принёс. Новая экономика – это свободная от олигархов, свободная от излишнего госкапитализма, свободная от иждивенчества среда, где каждому даётся возможность развивать свои таланты в труде и бизнесе, и ответственность за свои решения – в виде прибыли при успехе и экономических потерях при неудаче.
В свободной экономике на каждую возможность сразу находятся люди, деньги и ресурсы для производства. И всё растёт.
В хорошей экономике нет высокой инфляции. А высокую инфляцию даёт прежде всего несбалансированный бюджет. Расходы, также как в каждой семье, в государстве должны быть меньше доходов. Ведь надо ещё что-то сберегать. Если фермер скушает весь урожай и не оставит семенной фонд, то его ферма закончится на этом.
Если доходов не хватает на покрытие расходов, есть три пути:
– снизить расходы (никому это не нравится);
– повысить доходы (налоги), тоже непопулярная вещь;
– занять или залезть в кубышку (это всех обычно устраивает).
Кто такой популист? Это политик, который говорит, что у всех всё будет, и никому это ничего не будет стоить. Примерно, как лечить болезнь морфием.
Отрывок из моего последнего выступления.
"А что у нас происходит с бюджетом? Бюджет растет. Как он растет? А вот растет он не очень хорошо – расходы растут быстрее доходов. Если вы посмотрите на левый пирог, вы увидите структуру налоговых поступлений в бюджет по источникам. И вот оранжевый кусок, 23%, практически четверть – это трансферт из национального фонда. То есть, если бы не было этого трансферта? Дефицит бюджета был бы не 2 с лишним процента, а 6 с хвостиком от ВВП, что в два раза выше допустимой величины.
Давайте продолжим про бюджет. Посмотрим, на что идут расходы бюджета. И в этом плане удивительная вещь, что, судя по бюджету, Казахстан не просто социальное государство, а сверхсоциальное государство. Вот Китай называет себя социалистической страной, но у них до сих пор нет национальной пенсионной системы. У Китая больше капитализма, чем у нас, если сравнить структуры бюджетов.
Казалось бы, социальная направленность бюджета это хорошо, но на самом деле есть серьезные проблемы. Если вы посмотрите на группу синих линий – это все расходы, напрямую связанные с населением: образование, соцстрах, ЖКХ, культура, спорт, туризм и прочее. А зелёным идут статьи, которые можно назвать "инвестиционная деятельность": транспорт, сельское хозяйство, промышленность. Оранжевая - это наши защитники, безопасность, оборона и госаппарат. И последняя группа — обслуживание долга, который становится значимым, плюс прочие расходы и трансферты.
Только статья "образование" – больше всего государственного аппарата, обороны и правоохранительных органов вместе взятых. В целом, расходы, связанные с потребностями населения, составляют 50% бюджета (13 из 21,5 триллионов).
И что в этом плохого, спросите вы? Говоря финансовым языком – бюджет несёт огромную социальную нагрузку, и совершенно урезаны инвестиционные расходы на инфраструктуру и будущее. Социальные расходы невозможно сократить, не вызвав серьёзных социальных последствий, бюджет заложник этих обязательств.
И, как мы видим из следующего слайда, высокий рост рождаемости, бэби-бум, начавшийся с нулевых, теперь нас догоняет, и бэби больше не бэби, а работоспособная молодёжь, и увеличение трудоспособных граждан на 1 миллион в ближайшие 7 лет. Плюс растёт за счёт увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров.
Исходя из этого я сделал консервативный прогноз общего размера бюджета и, соответственно, необходимого уровня доходов для этого роста на ближайшие 7 лет. (В доходы, в соответствии с решением правительства, включены сокращенные до 2 трлн в год размеры пополнений из Нацфонда).
Как мы видим, разрыв между доходами бюджета и расходами бюджета достигает к 2029 году уже 7 триллионов тенге. Возникает большой вопрос, откуда появятся эти деньги?
До сих пор эти деньги активно извлекались из Нацфонда, начиная с 2015 года. И на этом графике вы видите, что размер Нацфонда, достигнув пика 2014 году в 73 миллиарда или 33 процента от ВВП, начал снижаться и в настоящее время уже снизился до 27% от ВВП. А, как известно, в законе о Нацфонде есть лимит 30%, ниже которого он не должен быть. И изъятия из Нацфонда по этому закону должны быть прекращены.
Одновременно с этим у нас происходит нарастание суверенного долга, именно суверенного долга правительства, и в настоящее время он почти сравнялся с размером НФ: 53 млрд долларов долга против 55,7 млрд долларов в Нацфонде. Так где же выход? Выход только в том, что необходим активный рост экономики с учётом полуторапроцентного роста населения в год, и с учетом всех задач, которые стоят, этот рост должен быть не менее 5% в год".
А вот для того, чтобы экономика росла, и нужны реформы сейчас. Иначе с каждым годом мы всё глубже уходим в нереальные расходы, которые рано или поздно придётся отменять, ввиду их нереальности. Четверть нашего бюджета сегодня – это деньги взятые из Нацфонда. Вообще-то, Нацфонд задумывался как фонд будущих поколений анти-циклического характера. В период высоких цен на нефть, как сегодня, мы должны бы откладывать туда сверхдоходы от нефти, а в кризис брать на стабилизацию.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!