Мастер-класс от Astana LRT: шесть правил хорошей квазигоспрезентации
Изучив резонансную презентацию "Astana LRT", в которой эта ТООшка сделала абсурдное предложение ввести в Астане всеобщую оплату 3857 тенге за общественный транспорт столицы, понял, что это до боли знакомая, очень типичная "квазигос-презентация". Из нее можно сделать отличный кейс-стади, какими признаками должна обладать презентация квазигоскомпании, чтобы она имела хорошие шансы впечатлить невзыскательных чиновников и они сочли бы эти обоснования достаточными для принятия нужного вам решения.
Итак, минимальный набор правил для хорошей "квазигоспрезентации":
Правило 1 - Напугайте ваше руководство большими цифрами и ужасными сценариями текущей ситуации. Чем эпатажней, тем лучше. И ничего страшного, что цифры абсолютно бездоказательны, и вы не сможете их обосновать - не бойтесь! Все равно никто перепроверять не будет. Можете, например, как на слайде 2 презентации, указать, что 10 млрд тенге - именно такова оценка теневого рынка проездных билетов вне кассы, или что якобы 70% жителей (!) столицы пользуются общественным транспортом.
Правило 2 - Сразу берите быка за рога и покажите ошеломляющее превосходство вашего предложения над другими ужасными вариантами. Например, покажите, что, собрав дополнительно с каждой астанинской квартиры по 3,8 тыс. тенге в месяц через комуслуги, вы на самом деле снижаете расходы для 70% горожан на 48,7 тыс. тенге(!) в месяц (слайд 3). Повторюсь, в Астане никто и никогда не увидит таких вроде как очевидных противоречий.
Правило 3 - Скажите во время презентации, что вы сделали детальную финансовую, а еще лучше актуарную модель и разместите пару графиков, которые визуально покажут значительный превосходящий денежный поток для вашего варианта в сравнении с другими вариантами (слайд 4).
Не бойтесь, никто не попросит у вас Excel-файл с моделью, чтобы проверить исходные предпосылки или сделать анализ чувствительности или проверить расшифровки ваших CAPEXов (капитальных затрат). Если даже вдруг попросят файл - смело отправляйте ваши 5 с половиной листов Excel, которые вы гордо называете актуарной моделью и в которой миллиардные расходы указаны в одну строчку без какой-либо расшифровки - "Новые инвестиционные инициативы", как в случае с псевдоактуарной моделью, которую якобы считал Всемирный банк. Сам факт того, что у вас есть Excel-файл уже будет вполне достаточен, чтобы у всех отложилось, что у вас есть расчеты. Из новомодных трендов - назовите слайд "Новая методика - плюсы для государства".
Правило 4 - Смело манипулируйте и подменяйте понятия. Обязательно назовите то, что вы хотите протащить, каким-нибудь прогрессивным и малопонятным термином. Например, назовите обязательный платеж со всей страны в вашу лично вам подчиненную подведомственную дочку - "прогрессивная страховая медицина". Или назовите "инфляционным таргетированием" нерыночную поддержку доходов банков через высокую базовую ставку и накачку их субсидиями в ущерб всей экономике. Смешайте все в кучу, и подмену понятий никто не поймет. Как, например, обязательный платеж в акиматовскую дочку на недвижимость в Астане сейчас пытаются спозиционировать как прогрессивная методика тарификации "BUS-километр".
В итоге любого, кто вдруг будет выступать против вашей инициативы, вы сможете смело клеймить как ретрограда и популиста и говорить начальству, что вот народ совсем темный у нас и не понимает прогрессивных вещей. Что страховую медицину, инфляционное таргетирование и BUS-километр все равно нужно внедрять.
Правило 5 - Обязательно напишите несколько трендовых новомодных терминов, причем чем больше, тем лучше, как это сделано на слайде 6: Data Science, Управление эффективностью, Управление проектами (PMBOK), Монетизация активов, Приватизация IPO, Установление стартегических партнерств, Диверсификация бизнеса, Data Lake и так далее... Или заявите, как Нацбанк, что будете выпускать ноты населению через мобильное приложение на блокчейне. Это придаст вам солидности и покажет, что вы шагаете в ногу с цифровой экономикой и знаете современные хайпы. И не важно, что ничего из этих терминов не имеет ничего общего с нашей реальностью. Давайте, наконец, проведем широкополосный интернет в села, в которых нет питьевой воды.
Кстати, был немного удивлен, что не увидел в презентации слов Блокчейн, Оплата Биткоинами, Аджайл и Деливери Офис. Явно недоработка...
Правило 6 - В конце обязательно сошлитесь на лучший мировой опыт, на страны ОЭСР, на лучшие мировые столицы, на экспертов Всемирного банка или Маккинзи или BCG. Этот прием буквально завораживает астанинских чиновников и работает практически безотказно. Не важно, что ваша двуходовка на самом деле страшно далека от лучших практик, которые там достигали десятилетиями в совершенно других институциональных условиях. Смело говорите, что через 2-3 года у нас будет, как в Лондоне или Сингапуре. Еще лучше - заплатите международным консультантам +/- 1 миллиард тенге типа за консалтинг, они нарисуют вам 250 красивых слайдов и самое главное - придут на вашу финальную ответственную презентацию в правительство и выступят в роли Кисы Воробьянинова с его знаменитым "Да уж", сказав, что Казахстан опережает все страны мира по прогрессивности реформ. Самый шик - взять заем Всемирного банка и бюджетные деньги в размере 46 млрд тенге для технической помощи при реализации вашей провинциальной двуходовки. Все равно, со Всемирного банка никто никогда не спросит.
P.S. Надеюсь, очевидно, что все это - горький сарказм в отношении того, насколько система подготовки принятия решений в госаппарате выхолостилась, стала формальной, абсолютно некритичной и, по сути, превратилась в громоздкий и дорогостоящий ритуал с колоссальными и практически бесполезными расходами на международных консультантов и международные финансовые организации, которые всегда рады всучить нам очередной займ под техническую помощь. И вся эта рать консультантов, обилие ритуальных экспертиз уже не может нам дать даже элементарную "защиту от дурака".
Автор является директором центра прикладных исследований «Талап».