Новый тренд уже сейчас важно учитывать Казахстану в расчётах по использованию своего географического потенциала для транзита китайских товаров в Европу
С начала апреля администрация БАЙДЕНА послала сразу несколько сигналов об усилении стратегии США по противодействию экспансии Китая как на экономическом, так и на геополитическом фронтах.
Прежде всего следует уделить внимание эпохальной встрече президента Джо Байдена с премьер-министром Японии Фумио КИСИДОЙ в Вашингтоне, на которой было объявлено об укреплении военного и экономического сотрудничества между двумя союзниками. Причем сделано это было именно в контексте официально озвученной "проблемы Китая".
"Мы договорились, что наши две страны будут продолжать реагировать на вызовы, касающиеся Китая, путем тесной координации", - заявил Кисида на совместной пресс-конференции с Байденом после их двусторонних переговоров.
Кисида отметил, что два лидера обсудили напряженные отношения между Тайванем и Китаем и пообещали поддерживать международный порядок, основанный на праве.
"Односторонние попытки изменить статус-кво силой или принуждением абсолютно неприемлемы, где бы они ни происходили", - сказал Кисида. США и Япония будут продолжать реагировать на такие действия, включая вызовы со стороны Китая, сказал он.
А днём ранее министр финансов Джанет ЙЕЛЛЕН выступила с не менее жестким предупреждением, обозначившим для Пекина "красные линии" на экономическом направлении.
По завершении четырехдневного визита в КНР, Йеллен без лишних дипломатических "красивостей" заявила на пресс-конференции, что президент Джо Байден не допустит повторения "китайского шока" начала 2000-х годов, когда поток импорта из Китая привел к потере приблизительно двух миллионов рабочих мест в американской обрабатывающей промышленности.
"Я четко дала понять, что мы с президентом Байденом больше не будем мириться с такой реальностью", - заявила Йеллен, предупредив власти Китая, что США могут ввести новые таможенные тарифы против китайских товаров, если КНР не изменит практику льготного субсидирования и искусственного удешевления экспорта, а также не попытается переформатировать свою промышленную политику и избыточные производственные мощности на внутренний спрос путём его стимулирования.
Завершающим аккордом на "китайском треке" стало беспрецедентно прямая критика помощи, оказываемой Китаем ВПК России, прозвучавшая из уст госсекретаря США Энтони БЛИНКЕНА.
Выступая на пресс-конференции на итальянском острове Капри по случаю завершения встречи министров иностранных дел стран G7, Блинкен заявил, что Пекин в настоящее время является основным среди тех, кто оказывает поддержку России в ее войне в Украине, поставляя Кремлю критически важные компоненты для производства оружия.
Блинкен подчеркнул, что эти усилия создают "самую большую угрозу европейской безопасности со времен окончания холодной войны".
Вообще, о неминуемом расколе между США и Китаем ваш покорный слуга начал писать лет восемь назад, когда, как говорится, ничего ещё не предвещало. Тем не менее в Вашингтоне напряжение от вызывающих вопросы торговых практик Китая и его активного строительства военной инфраструктуры в эксклюзивных экономических зонах государств-соседей по Тихоокеанскому региону чувствовалось уже тогда. При этом обеспокоенность действиями Китая выражали политики, военные и представители американского разведсообщества вне зависимости от партийной принадлежности.
В заметке "Китайская повестка для Белого дома", опубликованной за день до прихода в Белый дом администрации Джо Байдена, 20 января 2021, было отмечено:
"Самое интересное, что, несмотря на все имевшие место в течение последних четырёх лет американо-китайские трения и торговую войну, уходящая администрация по степени резкости риторики в отношении Китая уступает администрации приходящей.
Энтони Блинкен, который должен сменить Майка ПОМПЕО на посту госсекретаря, ещё в 2019 году в колонке для The Washington Post отмечал, что будущая стратегия США должна отличаться настойчивым сдерживанием, в том числе и китайской экспансии на всех стратегических направлениях, не ограничиваясь сферой торговли".
Так и произошло. За три с лишним года пребывания в Белом доме администрация Байдена в плане противодействия Китаю сделала несравнимо больше администрации предшествующего президента. Более того, и это очень важный момент, действующая администрация сумела убедить союзников в Европе в приверженности Вашингтона трансатлантическому единству, в результате чего страны Евросоюза начали проводить в отношении Китая более мускулистую политику.
Если до этого в Европе предпочитали говорить лишь о политике "De-risking", подразумевая необходимость снизить риск зависимости европейского рынка от китайских товаров и диверсифицировать цепочки поставок по примеру преодоления энергетической зависимости от России, то с недавнего времени в европейских столицах можно услышать заявления и о вероятном полном "Decoupling" (разъединении), если Китай не перестанет игнорировать (цитирую) “существующие в международной торговле правила и приличия“, а также продолжит поддерживать действия России в Украине.
И это не просто фигура речи. Возьмём, к примеру, самую большую в ЕС экономику Германии, для которой ещё два года назад Китай был главным торговым партнёром.
Согласно исследованию немецкого правительственного внешнеторгового агентства Germany Trade & Invest (GTAI), Германия в 2023 сильно сократила импорт из Китая самой разной продукции и меняет КНР на США как главного торгового партнера.
В результате КНР в 2024 году, скорее всего, утратит статус главного торгового партнера Германии, которым она неизменно обладала с 2016 года. При этом эксперты отметили, что после окончательного подведения статистиками внешнеторговых итогов 2023 года, вполне может оказаться, что статус уже утрачен.
В любом случае из имеющихся данных следует очевидный вывод: процесс снижения экономической зависимости от Китая, о необходимости которого в ФРГ активно заговорили самое позднее два года назад, имея перед глазами горький опыт энергетической зависимости от России, все больше набирает скорость.
Собственно, в списке важнейших покупателей немецкой продукции Китай еще в 2022 году опустился на четвертое место, уступив первые три места США, которые становятся все более важным рынком сбыта для товаров Made in Germany, а также Франции и Нидерландам. Это если смотреть по отдельным странам. Если же взять всех вместе партнеров по общему рынку Евросоюза, то страны ЕС - бесспорный лидер: они покупают у Германии свыше половины ее экспорта (примерно 55%).
Помимо прочего, торговля с США в прошлом году росла хорошими темпами, а с Китаем - сильно сокращалась, причем импорт китайских товаров обвалился сразу на 19%, или примерно на 36 млрд евро. Такие потери не проходят бесследно даже для такой мощной экономики, как китайская.
В исследовании GTAI подчеркивается, что "сильное падение" китайского импорта в ФРГ наблюдается почти во всех товарных группах. Так, поставки в Германию из КНР бытовой электроники, с которой обычно ассоциируется китайская продукция, сократились на 13%, импорт еще одной типичной товарной группы Made in China - текстиль, одежда, обувь - упал более чем на 25%, мебели - на 31%.
Одновременно значительно снизила импорт китайской готовой и промежуточной продукции немецкая промышленность. Так, поставки машин и оборудования упали на 19%, а химических изделий даже более чем на 70%. Эксперты агентства GTAI, опираясь на собственные наблюдения, подтверждают: "В сфере закупок поиск альтернатив идет полным ходом".
Всё это ведет к снижению зависимости предприятий в Германии как от поставщиков и покупателей в Китае, так и от логистических цепочек и торговых путей между ФРГ и КНР.
И этот тренд уже сейчас важно учитывать Казахстану в расчетах по использованию своего географического потенциала для транзита китайских товаров в Европу.
Фото: © Felix Pergande34 – stock.adobe.com.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!