Закон о госзакупках – чем "кривее" получится, тем больше работы юристам

2550 просмотров
0
Ярослав Разумов
Понедельник, 27 Мая 2024, 11:00

Нам предлагают усеченный рамочный закон со всем тем плохим, что было в относительно широком прежнем

Недавно в мажилисе второе чтение прошла новая версия закона о государственных закупках. Планируется, что обновленный закон вступит в действие с 1 января следующего года, но среди специалистов к текущему варианту законопроекта много вопросов. Ratel.kz побеседовал об этом с Александром КРУГЛОВЫМ, юридическим консультантом, судебным юристом, экспертом по государственным закупкам.

- Александр, в Казахстане ведь есть закон о госзакупках, страна в числе первых на постсоветском пространстве перешла на их электронный формат, об этом говорили, как о прорыве в обспечении прозрачности и эффективности процесса. Почему возник вопрос о необходимости принять новый закон?

Читайте также
Атомная станция в Казахстане – долгая дорога "через горы"

- Да, на сегодняшний момент закон есть. Но в позапрошлом году в своем программном выступлении президент Касым-Жомарт Кемелевич ТОКАЕВ поручил переработать существующий подход к госзакупкам, который действует, исходя из сложившейся годами практики: побеждает в конкурсе или запросе ценовых предложений тот потенциальный поставщик, который предлагает более низкую цену. А это совершенно неправильно.

- Первую статью по этой проблеме я писал еще, кажется, в начале 2000-х, тогда Ассоциация предприятий легкой промышленности поднимала эту проблему.

- Поясню, почему говорю об этой проблематике так уверенно: я, помимо того, что юрист, еще и поставщик по госзакупкам, поэтому тему знаю изнутри. Проблемы с тех пор, которые вы упомянули, не решались и только усугублялась. Госзакупки стали электронными, но на этом новый формат никак не отразился. Кроме ценовых, никакие другие параметры при их проведении не учитываются, и на практике это приводит к ряду проблем. Иллюстрирует и символизирует это такое чрезмерно распространившееся явление как "коучи по закупкам", лозунг которых – "На закупках можно заработать миллиарды!". Никаких серьезных знаний по закупочным процедурам, административным процессам, правовым последствиям они не дают, вся их идея сводится к тому, что: "Вы выиграйте, а в Китае потом найдете все, что нужно!". Хотя Китай сегодня уже не тот, что был когда-то, там цены выросли. Вот, ко мне как к юристу обращались заказчики – закупали, казалось бы, традиционные принтеры известных фирм, а по факту им привезли какие-то китайские подделки, которые внешне выглядят так же, но качество совсем не то.

- История совсем не редкая.

Читайте также
Искандер Бейсембетов: Серьёзные суммы стоит хранить в долларах

- Да. Эта проблема копилась, обсуждалась, и вот президент поручил переработать подход, чтобы не только цена учитывалась, но и качественные параметры товара, репутация самих поставщиков. То есть использовался при госзакупках комплексный подход. И после этого Министерство финансов вскоре отрапортовало о начале разработки нового законопроекта, а весной прошлого года свет увидел его черновой вариант, версия 1.0, так сказать. Ее презентовали в НПП "Атамекен" в рабочей группе по госзакупкам. Она была создана еще в 2022 году, я состою в ней. И что мы увидели?

Разработчики основные, базовые моменты включили в закон, а все остальное, содержательное, а это все процедуры, многочисленные важные детали, предполагают "спустить" в правила госзакупок, которые у нас сам минфин и пишет. Обосновали это соображением, что так, мол, проще реагировать на какие-то экстренные вызовы. Сослались на пример 2020 года, время карантина из-за КОВИДа, когда, действительно, города были закрыты и возник вопрос, как в этих экстремальных условиях проводить госзакупки? Менять положения закона – это долгая и сложная процедура, и в тот момент появился Специальный порядок закупок в форме постановления правительства. И вот, "под соусом" избегания таких рисков на будущее – мало ли, что может произойти? – предложили такой вариант. В правила-то изменения можно внести за один месяц.

- Глядя со стороны можно заметить, что логика в этом подходе есть.

- Да. Но уж слишком рамочным оказался законопроект, чересчур. Во-первых, в нем кардинально сократилось количество статей: в действующем их более пятидесяти, в предложенном варианте было двадцать с небольшим. Были и вопросы к формулировкам. Дальше: изначально президент поручил предусмотреть в законе правило, чтобы все госзакупки осуществлялись на единой платформе…

- А разве сейчас это не так?

Читайте также
Налоговая политика: хорошие новости с "камнем за пазухой"

- Сейчас есть госзакупки, которые проходят на специальном портале. Есть квазигосударственные – для нацкомпаний, госхолдингов, квазигосударственных компаний и других подобных структур. Они осуществляются частично на госпортале, частично на частном портале. Отдельно, особняком, среди квазигосударственных стоит "Самрук-Казына" - у них свой портал. Закупки Нацбанка и всех его дочерних структур вообще проходят на бумажных носителях, по старинке. И логично, что было поручено сделать этот большой процесс единообразным.

Мы в рабочей группе исходим из того, что единый портал однозначно подразумевает наличие единого законодательства, иначе это все очень сложно осуществлять технически. И моя первая поправка в рабочей группе была о том, чтобы объединить под одним законом все закупки, которые проводятся за счет бюджетных либо квазибюджетных средств. Но до проекта закона минфин презентовал так называемый "консультативный документ регуляторной политики". В нем раскрываются проблемы, которые есть в закупочной сфере, что предлагается по их решению и последствия внедрения этих предложений. И в этом документе сам минфин пишет, что, если исходить из концепции, действующей в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то деления на гос- и квазигос- быть не должно: все закупки, где есть государственные деньги, 50% и более, считаются госзакупками, и, следовательно, за ними должен быть определенный контроль. А Казахстан с ОЭСР взаимодействует с 2008 года, и президент Токаев подчеркивает, что у нас есть цель - привести экономическую политику Казахстана в соответствие с высокими стандартами Организации. И вот, исходя из концепции ОЭСР, получается, что по единым правилам у нас должны закупаться все, кто закупается на бюджетные деньги: что Фонд "Самрук-Казына", что другие государственные предприятия при акиматах, на сто процентов принадлежащие местным исполнительным органам. А то обилие разных систем и правил, что у нас есть, создает проблемы. Могу это сказать, как практикующий судебный юрист.

- Здесь есть поле для коррупции или только "неудобства"?

Читайте также
Экологи высказывают претензии к Национальному докладу по окружающей среде

- Я думаю, есть. Конечно, госзакупки 10-15 лет назад, когда они были бумажными, возможностей для этого давали больше. Бумажные документы могли быть переделаны. Когда перешли в 2015 году на электронную платформу, процесс проведения госзакупок стал реально прозрачным. Но возможность коррупции не исчезла, а лишь передвинулась. Теперь она "сидит" не в процедурных вопросах, а в том, как пишется техническая спецификация, как составляются квалификационные требования. И я предложил объединить все правила игры в законе. К сожалению, минфин эту идею сразу отмел. Они отказались от идеи единого закона для всех госзакупок, мотивировали это тем, что президент не говорил в своем выступлении про него, а говорил про единую платформу. Я возражал, что это очень узкое понимание понятия "платформа", оно может включать и закон. К сожалению, НПП "Атамекен" продавить это не смог, и продолжилась разработка отдельного закона о государственных закупках в новой редакции.

- Итак, недавно прошло второе чтение по законопроекту в мажилисе. Что можно сказать об этом?

- То, что мы видим сегодня, проблем не решает. Сегодня в организации госзакупок, исходя из судебной практики, есть три основные проблемы. Первая – как формировать техническую спецификацию. То есть, что в ней нужно указывать, а что запрещено. К сожалению, нынешние редакции закона и правил к нему на этот вопрос не дают никакого ответа вообще. И это порождает коррупционные риски, потому что заказчик может начинать изгаляться, прописывая своё кто во что горазд, чтобы отвадить других потенциальных поставщиков, кроме своего.

- А что, к примеру, можно прописать такого, чтобы сразу обрубить "не своих"?

Читайте также
Как перенести "сердце" энергосистемы Казахстана из России

- Ой! Очень многое. Мне попадались случаи, когда прописывались несуществующие характеристики товаров или характеристики, совмещенные из двух-трех товаров. Была история, когда наш Восточно-Казахстанский филиал "Правительства для граждан" закупал картридеры. В заявке было описание изделия, которое должно считывать не только чип-карты, но еще и работать с картами с магнитными лентами. От того, что им клиент поставил, они отказались, дело дошло до суда, и там выяснилось, что требования в заявке были просто фантазией сотрудников, которые руководствовались даже не реальными требованиями, а тем самым - "в Китае можно сделать всё!".

Вторая проблема - это квалификационные требования. В законе указано, что они могут устанавливаться по желанию заказчика, но опять-таки не говорится, как именно это делать. И это тоже приводит к коррупционным рискам: они выражаются в завышенных требованиях. Например, отдел ЖКХ одного из городов в заявке на установку светофора в качестве квалификационного требования указал наличие у клиента башенного крана! Они ведь даже не представляли габариты крана! Могу это сказать как инженер-строитель по первому образованию. Или в условиях конкурса на облагораживание территории, то есть покраску-замену бордюров, посадку деревьев, включено требование – наличие двадцати грузовиков и пятидесяти человек! Зачем?? Нужно ли долго догадываться, зачем? Еще пример - карагандинский, тоже из моей судебной практики. Конкурс на перевозку учебников. В условиях закупки: автомобиль грузоподъемностью не менее 1 тысячи килограмм – 2 штуки, не менее 5 тысяч – 2 штуки и не менее 20 тысяч – тоже две. И, если исходить из формулировки, каждое последующее требование поглощает предыдущее, то есть, если у клиента есть, например, шесть 20-тонников, то он соответствует заявке. У моего клиента было пять 20-тонников и один 5-тонник. И его отклонили: "Вы не предложили машины грузоподъемностью не менее тысячи килограммов!".

- Реальный анекдот на тему эффективности бюрократии.

Читайте также
Казахстанская экономика весьма климатозависима

- Мы, конечно, пошли в суд, его выиграли, но время ушло, учебники вовремя, к началу учебного года, не доставили. Все потому, что нет четкого регламента квалификационных требований.

Другая сторона проблемы: обратились ко мне как к консультанту заказчики из госоргана по поводу закупок технического надзора. Говорят, мы хотим в заявке установить наличие таких-то специалистов и оборудования. Я их спрашиваю – вы в этой сфере специалисты? Нет. Как же вы будете устанавливать требования? Технадзор - это регулируемый вид деятельности, и при получении разрешительного документа ваши потенциальные поставщики уже подтвердили государству свое соответствие. А вы не являетесь уполномоченным органом, чтобы это перепроверять, указывайте просто – необходимо наличие у поставщика разрешительного документа, остальное предполагается по умолчанию.

- Ну, это вряд ли можно отнести к коррупционным историям, скорее – избыточность требований от недостаточного уровня компетенции, стремление заказчика "подложиться" на всякий случай.

- Вероятно, но этого тоже не должно быть. Обилие таких историй - оно как бы "засоряет" процесс, тормозит его.

И третья проблема, очень серьезная, это вопрос приемки-сдачи товаров, работ и услуг. И здесь закон содержит только четыре пункта, регламентирующих отдельные моменты. На практике это выливается в немалые проблемы. Во-первых, из-за того, что бывают ошибки в технической спецификации. Поставщик привозит товар и слышит: "А мы не это хотели, не будем принимать!".

- Примеры, Александр, примеры!

Читайте также
Казахстанская нефтедобыча: чем "заваривать чайник"

- Давайте. В Павлодарской области акимат одного из районов хотел закупить, как это стало всем ясно уже в результате судебного разбирательства, минитрактор. Но описание в заявке они дали не на него, а на модуль расширения для мотоблока. Естественно, мой клиент им его и привез. А модуль предполагает, что, если его подключить к мотоблоку, то как раз и получится минитрактор. Но у акимата мотоблока нет, они ошиблись со спецификацией. Заказчик модуль принимать не стал. Мы потратили полгода на судебные процессы, и понудили их его принять, хотя он им не нужен. Но мой клиент-то не виноват! Была созвучная история в квазигосударственных закупках: компания "Каражанбасмунай" с защитными очками для рабочих.

Итог: при отсутствии четкой регламентации в законе этих аспектов, заказчик и клиент остаются один на один. И это – поле для коррупции. Могут начать кулуарно просить: "Дайте денег, иначе не приму!". Такие истории с задержаниями время от времени звучат публично.

И вот эти три проблемы как не были решены в действующем законе, так и не решаются предлагаемым законопроектом. По сути, нам предлагают усеченный рамочный закон со всем тем плохим, что было в относительно широком прежнем. Я это громко критикую, и мне на заседании рабочей группы уже перестали давать слово.

- И какова лично ваша реакция на это?

- Отвечу полушутя-полусерьезно: если мне подходить к этой теме не с гражданской позиции, а с сугубо "лично-прагматичной", то, чем "кривее" получится в итоге закон, тем у меня как у юриста больше будет работы.

- Александр, а как было бы правильно сделать закон на ваш взгляд?

Читайте также
Как снизить парниковые выбросы в Казахстане

- По-хорошему нужно, наоборот, правила влить в закон. Чтобы он был нормальным, четким, без всяких отсылок, дополнительных приказов с реестрами и подобным. У нас ведь госзакупки регулируются не только законом и правилами, я насчитал 40 нормативных документов! Мне кажется, в самом министерстве финансов в них порой путаются.

По идее, если ориентироваться на казахстанскую доктрину нормотворчества, на наш закон о правовых актах, то правила как подзаконный акт не могут устанавливать какие-то новые нормы права или устранять пробелы законодательства, вводить ограничения, которые законом не предусмотрены. И ведь можно написать закон, не требующий какой-то "пользовательской инфраструктуры". Например, у нас есть Гражданский кодекс, очень серьезный документ, но к нему же нет "правил пользования гражданским законодательством"! Он содержит все необходимые инструменты, чтобы применять его напрямую.

Но, в конце концов, Бог с ними, есть правила и есть. Но если бы они были стабильными! А минфин вносит в них с 2015 изменения в среднем, по моим подсчетам, по десять раз в год. И изменения вступают в силу обычно через десять дней после опубликования. О какой стабильности правоприменительной практики при такой ситуации можно говорить? А правовая нестабильность опять же порождает риски.

- А в чем здесь коррупционные искушения?

- В этом случае не коррупционные, а репутационные и правоприменительные. Например, заходит с проверкой ДВГА - департамент внутреннего госаудита минфина - и начинает применять текущую редакцию правил. А иногда даже его сотрудники не знают, что полгода назад такая-то норма звучала иначе. И возникают споры: мне звонят клиенты и говорят – нам вменяют нарушение, откуда??

Читайте также
Чего казахстанцам бояться больше – холодной зимы или очень горячего лета

- Обилие изменений в законодательстве есть не только в сфере госзакупок, у нас эту тему поднимали и эксперты по налогообложению.

- Там изменения есть, но базовый подход принят правильный: Налоговый кодекс предусматривает, что все изменения, которые связаны с увеличением налогов или введением новых, то есть все, что существенным образом влияет на налогоплательщика, может быть принято не позднее 1 июля текущего и вступить в действие не ранее 1 января следующего года. Есть возможность подготовиться. А правила госзакупок перекраивают в любой момент.

По-хорошему, надо разработать даже не закон, а кодекс о госзакупках, где прописано будет все. Но для этого нужна немалая работа. И вопрос – кто его должен разрабатывать? Вот этот законопроект писал сам минфин без привлечения научно-академического сообщества, бизнес-общественности и независимых юристов, экспертов. Вот пример для контраста: сейчас есть рабочая группа по судебной реформе, так в ней только юристы. Минфин наш законопроект пишет только с точки зрения интересов государства, но ведь там должны быть и интересы бизнеса, иначе как процесс сделать эффективным для всех?

И вот в итоге, что мы имеем: новый закон предлагают усеченный, соответственно, правил будет больше, чтобы отразить в них все то, что из закона изъяли, а чехарда с изменениями сохранится. В таком виде законопроект проблем не решит.

Правда, есть надежда, что какие-то моменты будут изменены при рассмотрении законопроекта в сенате.

- И ничего позитивного в его текущей редакции вы не видите?

- Единственный плюс, что в нем наконец-то убрали норму о проверке госзакупок ДВГА и Комитетом внутреннего госаудита, КВГА. Этого больше не будет, а проблема была серьезная. Некоторые мои коллеги также считают положительным моментом, что в законопроекте предусмотрена возможность общественного контроля за госзакупками. В апреле как раз вступил закон о нем. Но я вижу здесь потенциальную проблему, которую можно охарактеризовать поговоркой "каждый суслик – агроном". Если контролировать процесс планирования, проведения госзакупок - это правильно, то вмешиваться в процесс исполнения заключенных договоров нельзя. Я не представляю, как это может работать. Может, как всегда у нас, сначала внесут какую-то норму, потом, когда выявляются связанные с ней проблемы, начинают их лихорадочно исправлять, внося изменения.

Фото: freepik.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
Будущая первая леди
Ертең біреумен періскен видеомыз шықса, жасанды интеллект дей саламыз ба сонда?!
Пролетариат – оружие олигарха
Как можно использовать ЭЦП в политической борьбе
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Новый шеф "КазМунайГаза" обернулся на Азию и Африку
История дружбы нефтегазовой отрасли Казахстан с инвесторами
Как управлять экономикой
Вводная заметка
Европейский шлагбаум для китайских электромобилей
Евросоюз вслед за США решил ввести на импортируемые из Китая электромобили (EV) заградительные таможенные тарифы в размере от 17,4% до 38,1%
Кто кого кормил-одевал: какое место занимал Казахстан в составе СССР
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
На родине Кастеева
Как мы туда добирались и что там увидели
Скаков vs Ашимбетов: зачем в чужой земле зарывать по 1,5 млрд тенге
Традиция прокладывать сети стоимостью в миллиарды тенге, которые вряд ли будут использоваться, сложилась в Павлодарской области
Секреты эффективности ТОО "ПКС": как вместо ветхого жилья построить аварийное
Как компания уклонялась от исполнения своих обязательств по устранению дефектов, допущенных при строительстве
Ещё одна китайская компания хочет инвестировать в Семей
На этот раз предприниматели из Поднебесной пообещали построить деревообрабатывающий комбинат
Актюбинские частные детсады написали письмо президенту
Касым-Жомарта Токаева просят обратить внимание на программу детской биометрии и грозят забастовкой
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Нужна ли Казахстану ипотека без первоначального взноса
Если крупные строительные игроки протащат снятие первоначального взноса, спрос на недвижимость вырастет кратно
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.