Загриппует ли мировая экономика?

2688 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Пятница, 06 Мар 2020, 15:15

Мы имеем дело с масштабным явлением, оказывающим влияние на многие стороны нашей жизни, в том числе экономику

Человек любит пугаться, иначе он не смотрел бы фильмы ужасов и не пугал бы себя и своих близких какими-нибудь страшными новостями.

Самый популярный ужастик сегодняшнего дня – это коронавирус, появившийся в Китае и распространяющийся потихонечку по всему миру, но, по некой причуде, обходящий стороной нашу страну. Будем верить, что принятые властями карантинные меры приносят свой успех. А что нам еще остается?

Если кому интересно, здесь онлайн данные по распространению инфекции по всему миру.

Коронавирус пока еще уступает по числу инфицированных свиному гриппу, случившемуся в 2009 г. – почти 100 тыс. человек (на момент публикации) против 255 716 зараженных свиным гриппом. Но опережает по числу скончавшихся – 3 383 (на момент публикации) против 2 627.

Читайте также
Не догоним, так согреемся

Атипичная пневмония (2002 – 2003 гг.) имела еще меньшие размеры – 8 098 человек заболело, 774 из них скончалось.

Foreign Policy (США) опубликовало статью Мелиссы ЧАН и Этана ГИЛЬЕНА "Запад вот-вот провалит испытание коронавирусом". В частности, в ней утверждается, что нынешняя вспышка заболевания может и не пойти на спад с приближением весны, как это бывает с обычным гриппом. И якобы один эпидемиолог из Гарвардского университета даже сделал прогноз о том, что в ходе пандемии коронавирусом заразится от 40 до 70% населения планеты. Насколько верны сведения, приведенные в статье, оценивать не берусь, но сама статья отражает панические настроения, которые витают в воздухе.

Таким образом, мы имеем дело с масштабным явлением, оказывающим влияние на многие стороны нашей жизни, в том числе экономику.

Уже появилась первая экономическая жертва коронавируса – обанкротилась британская авиакомпания Flybe. Евроньюс цитирует британского министра транспорта Келли ТОЛХЕРСТ: "Ситуация с Flybe говорит о том, что их проблемы усугубились из-за вспышки коронавируса, которая в последние несколько дней значительно повлияла на спрос".

Евроньюс приводит такие оценки: в случае ограниченного распространения вируса доходы перевозчиков по всему миру понизятся на 11%. Это означает, что потери для авиакомпаний составят 63 млрд долларов. Но не исключена ситуация, при которой убытки превысят 113 млрд долларов. И тут же приводится комментарий Брайана ПИРСА, главного экономиста Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА): "Сейчас, когда вирус распространился ещё шире, мы наблюдаем серьёзное сокращение числа бронирований билетов, а также доходов за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона. Речь идет о потерях, сопоставимых с тем, что мы наблюдали в ходе мирового финансового кризиса. Это означает, что мы сталкиваемся с весьма серьёзной ситуацией".

Кеннет РОГОВ, профессор экономики из Гарвардского университета, считает, что шансы глобальной рецессии резко возросли, причём намного сильнее, чем признаётся в традиционных прогнозах, составляемых инвесторами и международными институтами.

Читайте также
От коронавируса к глобальному кризису

И уже ведущие международные финансовые и экономические организации сообщают о пересмотрах прогнозов экономического развития на этот год в сторону ухудшения. Об этом уже заявила глава МВФ Кристалина ГЕОРГИЕВА. Ожидается, что обновленная версия прогноза будет выдана в апреле этого года, когда прояснится ситуация с распространением коронавируса.

ОЭСР также готовится к пересмотру экономического прогноза на этот год в сторону понижения. Предварительно, первоначальные прогнозы темпов роста мировой снизятся на 0,5% или 1,5%, в зависимости от сценария распространения инфекции. (Интервью с главным экономистом ОЭСР Лоренсом БУНОМ и его презентация).

Конечно, ничего хорошего в происходящем нет – люди болеют и умирают. Но нет пока и оснований для панических настроений. Судя по последним данным, скорость распространения сильно замедлилась, власти везде принимают решительные меры для борьбы с инфекцией.

Что касается экономики, то ущерб уже получен. И, скорее всего, мировая экономика будет расти медленнее, чем изначально прогнозировалось. Но это будет не катастрофическое падение, переходящее в длительную рецессию, а что-нибудь на уровне 0,5%, о которых говорится в презентации ОЭСР. Конечно, и такое замедление скажется на сырьевых рынках, а значит и на нашей экономике. Но речь будет идти просто о более медленном росте. Всерьез на нашей жизни это не скажется.

Фото: AP/TASS.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента