
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Предваряя всё приведённое ниже, необходимо сказать несколько слов. Во-первых, всё цитируемое взято из источников XIX века. Понятно, что тогдашний мир вовсе не был похож на ту действительность, в которой мы имеем удовольствие жить ныне. В нём близко не существовало нынешнего изобилия независимых государств и самоопределённых народов. Всё пространство земного шара было поделено несколькими колониальными державами, метрополии которых зачастую составляли десятые части "территорий".
В те времена вряд ли существовало основополагающее ныне гуманистическое понятие "мы". "Мы – люди, человечество". А бытовало традиционное разделение на "мы" и "они". Отсюда истекает момент некоего заведомого "превосходства" и скользящего менторства авторов в оценке объектов и героев описаний. Всё это превратилось в ценные источники уже позже. А в те времена целью являлось просвещение (в лучшем случае) или развлечение читающей публики, проживавшей на Западе, которым, собственно, и ограничивалась тогдашняя "ноосфера Земли".
Именно так и нужно воспринимать свидетельства очевидцев относительно всего того, что незаметно и необратимо стало достоянием довольно давней истории.
Почти все они очень доброго характера...
"В киргизах есть очень много похвальных сторон, характеризующих чисто инстинктивные их хорошие качества. Почти все они очень доброго характера; в них чрезвычайно развито глубокое уважение к старости; они всегда гостеприимны и готовы к участию в помощи ближнего. Так, например, ордынцы, оказавшиеся по каким-нибудь несчастным случаям несостоятельными к уплате податей или других взысканий, всегда находят помощь у своих родственников и однодворцев, не связанных даже узами родства. Все это служит задатком, что киргизский народ можно и должно развить, и улучшить быт".
Федор ЛОБЫСЕВИЧ. Тургайская область и ее устройство. Военный сборник, № 4. 1871.
Они не умеют сражаться пешком...
"...Будучи от природы лихими наездниками, не задумываясь, садятся на самых бешенных и диких лошадей, они не умеют сражаться пешком, а потому не обладают в бою ни малейшею стойкостью.
Но все эти свойства не мешают им наносить самому храброму неприятелю чувствительный вред, если не открытою битвою, то захватом у него безоружных людей, угоном табунов при малейшей оплошности часовых, грабежом обозов и т. п. С пленными киргизы обращались вообще с меньшею жестокостью, нежели другие азиатцы".
В. Н. ЗАЙЦЕВ. История 4-го Туркестанского линейного батальона, 1882 Ташкент.
...Совершенное отсутствие склонности к самоубийству
"...У киргизов почти совершенное отсутствие склонности к самоубийству, и как ни неполны этого рода сведения, но после всего сказаннаго нами о характере народа, охотно верится подобнаго рода заключению, согласному с замечаниями и других наблюдателей киргизских народов... Напротив, у оседлаго населения (...) умерших насильственною смертию, 10% приходится на самоубийц. Броневский (Отечеств. записки 1830 года, стр. 87) замечает о несуществовании между киргизами склонности к самоубийству. Все долго жившие между кочевниками толмачи утверждают то же самое".
КРАСОВСКИЙ. Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргиз. С-Пб 1868.
...Не лишенный хитрости, но не коварный
"Полудикий в массе, младенческий, наивный народ, не лишенный хитрости, но не коварный, часто жестокий, но в общем только грубый, наконец, несомненно, законопослушный и уважающий власть, хотя и упрямый и свободолюбивый, киргизы могут располагать к себе, но могут внушать и чувства обратные".
Г. ГИНС. В киргизских аулах (Очерки из поездки по Семиречью) Исторический вестник, № 10.
...Племя самое высшее из всех других азиатских племен
"По простоте своей жизни, киргизы гораздо более ближе к природе, чем большинство других азиатов; в них сохраняются все пороки и добродетели детей. При первом знакомстве с ними они кажутся неприятными, но когда узнаешь их ближе, то не можешь не полюбить, и даже уважаешь их. Этот приговор г. СКАЙЛЕР слышал от всех людей, которые жили в Средней Азии: все они признавали, что киргизы племя самое высшее из всех других азиатских племен. "Они гостеприимны, - говорит г. Скайлер. - И я уверен, что это гостеприимство не ограничивается одними людьми их племени или только мусульманами, но также соблюдается и с христианами. Всегда, когда мне случалось встречаться с ними в степи, меня принимали хорошо, и все, что у них было, они предлагали мне. В них живет общественное чувство, они всегда рады каким-нибудь новым известиям; самый рассказ или повторение его возбуждает в них большое удовольствие, и как только кто-нибудь привезет им известие о каком-нибудь происшествии, сейчас же один из семьи садится на лошадь и скачет сообщить о том, что слышал, своим отдаленным знакомым: таким образом, все важные новости передаются в степи гораздо скорее, чем по телеграфу. Противно большинству других азиатов, киргиз не отличается подозрительностью, но с детскою невинностью верит во все, что ему говорят. Как бы то ни было, но и они сами далеки от правды, хотя, скорее, вследствие беспечности и лени, чем от добровольного намерения обмануть. Их обещаниям доверять можно очень немного; входить в сделку с ними нужно с большою осторожностью, так как обеспечить совершение того, что они обязаны сделать по контракту, можно только самою сильною настойчивостью с вашей стороны".
Юр. РОССЕЛЬ. Среднеазиатская культура и наша политика на Востоке. Вестник Европы, № 7. 1876.
В этом отношении, мы с ними никак не можем сравниться
"...Мы расставили по всем Улутауским возвышенностям наблюдательные пикеты из киргизов, которые также в этом деле превосходят казаков. Во-первых, узкие, едва приметные глаза киргизов могут ясно разглядеть предметы в такой дали, где мы ровно ничего не видим, и в этом отношении мы с ними никак не можем сравниться. Во-вторых, киргизы обладают искусством так располагаться, что могут видеть все вокруг себя и в тоже время сами остаются совершенно невидимыми. Самый образ жизни развивает в них эти дарования, столь драгоценные для аванпостной службы".
Четыре месяца в киргизской степи. (Из записок офицера, участвовавшего в экспедиции против киргизских мятежников). Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 78. № 312. 1849.
В семье он не тиран, с животными очень кроток
"…Характер киргиза очень покоен - не затрагивай его, он и не подумал бы о баранте. В гневе он умерен, груб он только от недостатка образования; в нем и в его аман ясно слышится добрый человек. В семье он не тиран, с животными очень кроток.
Киргиз верен принятому обязательству. У нас из них исправные почтари, всегда в срок доставляющие корреспонденции и посылки".
БОЛОТОВ С. С Сыр-дарьи. Русский вестник, № 3. 1866.
Новости - страсть киргиза
"Новости - страсть киргиза. Он едет в степь, лучше сказать - гуляет по степи, потому что летом ему нечего делать. На горизонте чуть заметно обрисуется фигура проезжающего всадника. Киргиз посмотрит туда сквозь свои косо прорезанные, щелеобразные, но невероятно зоркие глаза, и, если его не удовлетворит эта рекогносцировка, он поскачет к стороне всадника. "Ни хабар?"- "Что нового?" - спросит он у него, сделав для этого вопроса несколько верст прибавленным аллюром. Но он ехал недаром: вопрошаемый расскажет все, что видел особенного, все, что слыхал нового. Узнав друг у друга все новости, киргизы направляются домой, чтобы передать все слышанное своему аулу. Если известие, привезенное в аул, важно, несколько киргизов непременно поскачут в соседние аулы с бескорыстною целию рассказать все слышанное. Таким порядком, известным у живущих здесь русских под именем "киргизской почты", сообщаются в степи сведения необычайно скоро и на очень большие расстояния.
В ауле, кочующем на линии, могут узнать, что у берегов Балхаша проехали три всадника о дву-конь, узнают совершенно основательно масть лошадей, костюм всадников, отличительные их признаки, узнают, что у одной лошади рассечено ухо, и все это будет верно; но в том же ауле могут узнать из самых верных рук, что трое проехавших всадников смотрели как-то необычайно, что они должны быть неминуемо из Бухары или из Кокана и едут с видимым намерением отнять у киргизов все табуны или съесть Черняева за разгром Ташкента".
А. К. ГЕЙНС. Киргизские очерки. Военный сборник, № 1. 1866.
Иллюстрации: "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (под редакцией В. П. СЕМЁНОВА). Том XVIII, Киргизский край. С-Пб, 1903.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!