Страны-члены Евразийского экономического сообщества до конца 2024 года создадут общий рынок нефти и нефтепродуктов
27 августа члены консультативного комитета по нефти и газу при коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсудили "Дорожную карту" по гармонизации законодательства государств ЕвразЭС в нефтяной сфере. Результатом встречи стало согласование проекта документа и решение о вынесении его на утверждение Высшего Евразийского экономического совета. Планируется, что документ будет утвержден еще до конца текущего года.
Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕвразЭС была принята руководителями государств-членов союза (а это Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан) в декабре 2018 года.
Она предполагает "создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (с учетом интересов экономик государств-членов), устранение количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение) в торговле нефтью и нефтепродуктами между государствами-членами".
В "Дорожной карте" отмечается, что гармонизация законодательства будет включать в том числе обеспечение рыночных механизмов торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков и применение общих принципов и методов тарифообразования в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Чем грозит создание единого нефтегазового рынка ЕвразЭС Казахстану? Скорее всего, повышением экспортной цены на газ, так как к тому же 2025 году должна заработать Единая газовая биржа. Сейчас совместное предприятие "КазРосГаз" закупает карачаганакский газ по ценам гораздо ниже мировых.
Наверняка вырастут цены на нефтепродукты, ведь уже сегодня в России бензин на заправках стоит дороже, чем в Казахстане. К тому же нефть с казахстанских месторождений будет транспортироваться по территории России и, если необходимо, Беларуси, по такому же тарифу, что и российская, что значительно улучшит ее конкурентоспособность.
Но есть и минусы. И главный из них – если цены на бензин, дизель и газ (которые сегодня в Казахстане самые дешевые из всех государств ЕвразЭС) вырастут на общем рынке, то они подрастут и для казахстанцев на внутреннем.
Есть и другие подводные камни. После завершения в 2018 году программы модернизации всех отечественных нефтеперерабатывающих заводов Казахстан впервые за годы независимости полностью закрыл потребности внутреннего рынка в бензине и дизтопливе. Соответственно, отпала необходимость ввоза российского бензина, который традиционно был палочкой-выручалочкой для казахстанских автолюбителей в моменты осенне-весеннего дефицита.
Чтобы не допустить затоваривания отечественных НПЗ, правительство Казахстана, начиная с 2018 года, периодически вводит ограничения на импорт российских ГСМ. В последний раз такой запрет на ввоз бензина, авиационного и дизельного топлива в июле был продлен до 1 сентября 2020 года. Министерство энергетики свое решение мотивировало тем, что уровень запасов нефтепродуктов на внутреннем рынке находится на достаточно высоком уровне, и поступление дополнительных объемов импортного топлива может привести к снижению объемов отгрузки нефтепродуктов с казахстанских НПЗ, а значит, к вынужденному снижению объемов переработки нефти.
И, наконец, особо тревожным фактом является то, что параллельно с созданием общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕЭК ведет работу по созданию евразийских наднациональных компаний. Как говорится в сообщении департамента промышленной политики ЕЭК, "к основным преимуществам функционирования создаваемых евразийских компаний в ЕАЭС можно отнести:
- развитие экспорта и создание условий для стратегической конкурентоспособности транснациональных компаний ЕАЭС на рынках третьих стран;
- обеспечение углубления кооперации и развития взаимных инвестиций;
- обеспечение приоритетной поддержки на национальном уровне промышленных предприятий, входящих в евразийскую компанию;
- возможность выбора бизнесом экономической юрисдикции в рамках ЕАЭС".
Оказывается, начиная с января 2020 года, ведутся активные консультации на предмет создания таких компаний с экспертами и бизнес-сообществом государств союза. И почему-то об этих консультациях широкой общественности в Казахстане ничего не известно. Как не известен и персональный состав привлеченных от Нур-Султана экспертов. А это значит, что одним прекрасным утром жители страны могут узнать, что на месте "КазМунайГаза" и "Роснефти" появилась зарегистрированная в Москве евразийская компания "КазРосНефтеГаз". Которая станет очередным шагом на пути к евразийской интеграции.