Выступление президента Казахстана на заседании Высшего Евразийского экономического совета получило широчайшее одобрение казахстанской общественности
Вчерашнее выступление президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) получило широчайшее одобрение казахстанской общественности. Зазвучали самые различные голоса в спектре от патриотических "Наконец-то!", "Доколе!" до алармистского "Ну все, теперь точно крах!".
Между тем ничего сверхобычного или волшебного не произошло. Все произошедшее вполне укладывается в весьма прагматическую политику и философию как самого президента, так и диктуемых "новой нормальностью" реалий, интересов и потребностей национальных экономик, которые никто и никогда не отменял. Полагаю, что формат межгосотношений – это не поле для расчудесных импровизаций, где каждый может выкидывать коленца, заниматься хлестаковщиной и тем паче маниловщиной. Повестка дня заседания наверняка много раз оговаривалась, проговаривалась, в том числе в ходе многочисленных личных телефонных разговоров президентов, коих в последний месяц было более чем предостаточно.
Теперь разберем по кейсам и акцентам.
Первое. Главное – это интересы национальной экономики и национального бизнеса. Каждая страна, входящая в ЕАЭС, ищет в нем свои выгоды, намерена бороться за новые рынки, поэтому делать это в ущерб себе, своим интересам не будет. Да, как и в любом большом альянсе, есть разность потенциалов и возможностей, но и они не отменяют очевидного.
Второе. ЕАЭС – это не политическая организация, а интеграционная структура для экономической торговли. И любые попытки России искусственно его политизировать, использовать в качестве аргумента в геополитических и иных спорах с Западом или Китаем будут встречать отпор со стороны других участников. Опции ЕАЭС достаточно очерчены, поэтому любые попытки перейти через них, политика "перешагивания выбора", "предопределения судьбы" недопустимы. В мире больше историй про то, как интеграционные проекты провалились, чем истории об обратном.
Третье. Проблема любой интеграционной структуры упирается и будет упираться в наднациональную бюрократию. В Европе есть брюссельские "евробюрократы", в нашем пространстве появилась "еврабюрократия". Помимо высоких зарплат и непонятных затрат, их всех обьединяет одно: они начинают жить в своем мире, в "башнях из слоновой кости". Как и любая бюрократическая структура, аппарат Евразийской комиссии занимается выбиванием бюджетов, увеличением аппаратов, нахождением новых ниш. Именно еврабюрократия периодически задвигает завиральные проекты о "наднациональных валютах", пытается заполучить все новые и новые привилегии. Все это, как вчера было подчеркнуто, является источником проблем для национальных государств и их правительств, которые вынуждены постоянно оправдываться перед своими избирателями и все время "поправлять" зарвавшихся мечтателей-прожектеров.
Другая проблема Евразийской комиссии заключается в том, что она слишком "национальна" в плане приверженности ее чиновников интересам Российской Федерации. Если в будущем интеграционный проект будет развиваться, то надо добиваться не "наднационального статуса", о котором грезят отдельные соборники и скрепоносцы, а вненационального статуса. Речь должна идти не о новых держимордах, не красноковровых дорожках на дубовом паркете, а о крепких технократах с калькуляторами, которым сводки мировой торговли будут ближе и интересней, чем темники из Кремля и первополосные материалы газеты "Завтра".
Четвертое. ЕАЭС не закрывается и не распускается. Текущие разногласия и споры – это закономерный процесс. В конце-концов, все и вся развивается и растет благодаря кризисам и конфликтам. Другое дело, что все его участники имеют разные, недекларируемые интересы и желания. Для нас, для Казахстана – это проект еще смутный. С одной стороны, если получится больше и лучше продавать свои товары – это здорово, мы это будем делать в любом случае. С другой – это средство самоохранения, попросту говоря "политика кормежки крокодила", все то же средство мирного развода с Империей. Другой путь развода с ней - вооруженный, военный, выбранный Грузией и Украиной, - для нас по понятным причинам неприменим. К тому же не будем забывать один из главных уроков геополитики: на Россию нельзя нападать зимой! А в России, очевидно, сегодня зима как минимум экзистенциальная.
Пятое. Мы уже много говорили и обсмеяли теории "плохого климата", "проклятия географии". Но, между тем, есть очевидные закономерности в экономике, которые надо всегда держать в уме. Успешность тех или иных стран в новое и новейшее время истории была связана с регионализацией. Не наша вина, что мы находимся в глубине континента в окружении России, Китая и исламского мира. И наша политическая или экономическая успешность, если не на все 100, то на очень значительный процент будет этим предопределяться. Есть вполне корректные корреляции того, насколько успешна может быть страна, скажем, в зоне ниже пустыни Сахара, в зоне АТЭС или в зоне Латинской Америки. Это, как можно убедиться, совершенно разные наборы историй, наборы маржинальности. Нравится нам это или нет, но нам надо будет торговать с Россией и с Китаем. Это требует от нас совершенно четкого, беспримесного, бескомпромиссного прагматизма. С этим нам всем еще предстоит научиться жить, в идеале – получать от этого если не удовольствие, то хотя бы эффекты и прибыль.
Источник: Telegram канал Айдоса Сарыма. Публикуется с разрешения автора.
Фото: пресс-служба Акорды.