
Впервые в истории на арт-ярмарке The Armory Show полноправное место получила галерея с казахстанскими корнями
Нет, не Серёга, конечно, и не на Ван Гога. Всё было намного круче. Нью-йоркская арт-ярмарка The Armory Show для мира изобразительного искусства - событие знаковое.
Отталкиваясь от этих критериев, с точки зрения уроженца Казахстана, The Armory Show 2021 событием является историческим.
Во-первых, впервые в истории на столь звёздной площадке полноправное место получила галерея с казахстанскими корнями SAPAR Contemporary.
Во-вторых, благодаря галлерее SAPAR Contemporary впервые в Нью-Йорке на обозрение требовательных и придирчивых американских и европейских критиков, арт-дилеров, коллекционеров выставлены работы казахстанской художницы Сауле ДЮСЕНБИНОЙ.
Лично мне казахстанская художница своей оригинальностью напомнила неспокойного ребёнка, готового разрисовать любой попавшийся под руку предмет. Подушки, тарелки, обои и (говорят) даже презервативы являются своего рода холстами для творческих экспериментов живописца.
При этом, на мой дилетантский взгляд, Сауле Дюсенбина, используя широко известные работы мастеров прошлого, тонко троллит нашу сегодняшнюю действительность. В работах, представленных сейчас в Нью-Йорке, сюжеты взятые из картин великих Андреа МАНТЕНЬИ и Франциско ГОЙЯ ненавязчиво переплетены с актуальными темами дня сегодняшнего - пандемия коронавируса, феминизм. (Присмотритесь к работам на тарелках и в багетах).
Говоря субъективно, но откровенно, экспозиция SAPAR Contemporary, где помимо казашки Дюсенбиной, выставлены красочные ковровые конструкции (иного описания и подобрать не могу) уникального мастера из Азербайджана Фаига АХМЕДА, стёганные халаты с оригинальными принтами по древней технологии "икат", созданные в Узбекистане Дилярой КАИПОВОЙ, и картины монгольской художницы Ууриинтуя ДАГВАСАМБУУ, стала для ярмарки The Armory Show не только визитной карточкой Евразии, но и заявкой на самостоятельное и независимое понимание тенденций в современном искусстве.
SAPAR Contemporary оказалась на выставке практически единственной галереей, которая не пошла на поводу доминирующего сегодня запроса на идеологическую ангажированность живописи, кинематографа, литературы, публицистики, спорта.
Пройдя по залам The Armory Show 2021 невольно приходишь к выводу - чтобы быть в современном тренде художнику нужно непременно изобразить либо какой-нибудь квадрат или прямоугольник (новое осмысление Малевича, видимо) либо, понятное дело, отдать художественную дань людям, чьи жизни, несомненно, важны. 90% работ посвящены именно этим темам.
Что ж, нешаблонность SAPAR Contemporary заслуживает уважения. Хорошее образование, врождённый вкус и привитое советским прошлым понимание, что политизация искусства ведёт лишь к опошлению, а в итоге и к вырождению искусства, дают о себе знать. Не потому ли к экспозиции с первых минут открытия ярмарки выстроилась очередь?
Сильно рассчитываю, что и галлеристов, и художников из Казахстана ждет на мировом рынке большое будущее. У них для этого есть и талант, и энергия казахских степей. Удачи им.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.