Дальнейшее повышение цен на топливо в мире будет только усиливать ценовой дисбаланс, который сейчас присутствует между ценами на бензин и дизтопливо в Казахстане и за его пределами
По мере того, как мировая экономика восстанавливается после пандемии, внезапный энергетический кризис угрожает и без того напряженным цепочкам поставок. Без сомнений, коронавирусная рецессия лежит в основе этого кризиса, наступившего после года сокращения объемов добычи угля, нефти и газа. К другим же причинам можно отнести необычно холодную зиму в Европе, истощившую запасы; серию ураганов, вызвавших остановку нефтеперерабатывающих заводов в Персидском заливе; ухудшение отношений между Китаем и Австралией, из-за которого Пекин прекратил импорт угля; и затяжное затишье над Северным морем, которое резко сократило выработку ветряных турбин, вырабатывающих электроэнергию. При этом, по мнению МВФ, рост цен на энергоносители может продолжиться до следующего года.
Цена на природный газ в мире в шесть раз выше, чем в прошлом году, и примерно в четыре раза выше, чем весной этого года. То же самое касается и других энергетических коммодитиз. Сырая нефть подорожала на 65% в этом году до $83 за баррель. Цены на бензин подорожали во многих странах и продолжают дорожать на фоне рекордно низких запасов. К примеру, в США стоимость бензина подорожала за год почти на 60% и находится на максимальных отметках с 2014 года, при этом запасы бензина находятся на самом низком уровне за пять лет. Отдельно стоит отметить критическую ситуацию с дефицитом энергии в Европе и в Китае. По данным статуправления ЕС, в 2019 году ЕС был вынужден импортировать почти 90% своего природного газа извне. Крупнейшим экспортером природного газа в ЕС является Россия, составляя 43,4% импорта из-за пределов ЕС в 2020 году, а за ней следует Норвегия. Так, цены на природный газ в Европе резко выросли, когда страны начали выходить из локдауна и наращивать потребление.
Китай, сильно зависящий от угля для выработки электроэнергии, столкнулся с дефицитом и ростом цен на уголь. С середины августа текущего года не менее 20 провинций по всей стране сообщали об отключениях электроэнергии в той или иной степени. Это произошло вследствие нехватки угля, более жестких правительственных мандатов по сокращению выбросов и более высокого спроса в обрабатывающей промышленности, поскольку мировая экономика восстанавливается после пандемического шока. К примеру, цена фьючерсов на энергетический уголь в середине октября достигла 1408 юаней ($219) за метрическую тонну, удвоившись за год.
Что касается Казахстана, то мы уже писали про рост цен на энергоносители в стране за последний год и об ускорении инфляционных процессов на фоне мировых тенденций. Таким образом, дальнейшее повышение цен на топливо в мире будет только усиливать ценовой дисбаланс, который сейчас присутствует между ценами на бензин и дизтопливо в Казахстане и за его пределами. Напоминаем, что в Казахстане стоимость бензина и дизтоплива значительно ниже, чем в соседних странах, что ведет к частичному "перетоку" и появлению внутреннего дефицита.