Текущая ситуация на рынке ГСМ ставит Казахстан в невыгодное положение
В последнее время к нам часто поступают вопросы касательно роста цен на бензин в Казахстане и его причинах, ведь Казахстан является нефтяной страной и добывает достаточно не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Вопрос выглядит логичным с учетом того, что Казахстан входит в число крупных экспортеров нефти в мире. Давайте разбираться что к чему.
В стране сейчас стоимость ГСМ действительно продолжает дорожать. Если обратимся к цифрам, то стоимость дизтоплива в сентябре подорожала по сравнению с августом текущего года на 3,8%. При этом с учетом объемов добычи углеводородов в стране предложение топлива является достаточным для удовлетворения внутреннего спроса. Однако происходит избыточный рост потребления за счет увеличения транзитных перевозок по территории РК, проведения активной фазы уборочных работ у сельхозпроизводителей и завершения сезона дорожно-строительных работ, а также нестабильная работа НПЗ в течение года могут быть объясняющими факторами. Далее попробуем разобраться более детально.
Как уже было сказано, ключевым фактором, согласно нашим оценкам, который давит на цены ГСМ в Казахстане является сокращение внутреннего предложения топлива, вызванное по большей части внешним спросом и "перетоком" топлива за счет увеличения транзитных перевозок из Казахстана в соседние страны с более высокими ценами на топливо. К слову, по данным Global Petrol Prices цена на один литр бензина в Казахстане по состоянию на 18 октября составляет $0,463/литр (197,11 тенге) (10-е место в мире). В то время как средняя цена бензина по всему миру составляет $1.22/литр (519,38 тенге).
Наглядным примером ситуации с "перетоком" являются приграничные области, где вывоз ГСМ приводит к образованию дефицита и соответственно - к росту цен. По данным EnergyProm, в августе текущего года стоимость летнего дизельного топлива выросла по стране сразу на 8,1% за год до 199 тг/литр, а сильнее всего ценовое давление ощутили жители приграничных областей: Костанайской (на 14,1%), Западно-Казахстанской (на 11,9%) и Северо-Казахстанской (на 10,6%) областей.
Причиной подобного дисбаланса в ценах на топливо с соседними странами является то, что в Казахстане уже продолжительное время топливо отпускают по цене близкой к себестоимости. К примеру, разница в цене бензина с нашими соседями по ЕАЭС выглядит сейчас следующим образом: Россия $0.705/литр (300,13 тенге) или разница в 103 тенге, Кыргызстан $0,73/литр (310,78 тенге) или разница в 113,69 тенге, Узбекистан $0,79/литр (336,32 тенге) или разница в 139,21 тенге.
Наконец, дополнительным фактором систематического ценового всплеска на топливо в Казахстане являются плановые ремонты НПЗ, из-за которых сокращается внутреннее предложение. К примеру, Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), ремонт которого неоднократно откладывался, ушел на плановый ремонт с середины октября. Вместе с тем очевидно, что любой рост внутреннего производства топлива вновь будет приводить к оттоку и, соответственно, сохранению внутреннего дефицита за счет ценового дисбаланса с соседними странами.
В свою очередь, для сдерживания роста цен на ГСМ в Казахстане правительством предпринимается ряд мер. Так, в первой половине этого года Министерство энергетики Казахстана вновь продлило запрет на вывоз нефтепродуктов автотранспортом для недопущения возникновения дефицита на ГСМ на внутреннем рынке и сейчас активно прорабатывается вопрос о новом продлении. При этом, предположительно, такие меры напротив могут стимулировать "серый экспорт". Вместе с тем, временным решением внутреннего дефицита на рынке ГСМ со стороны государства являлось откладывание плановых ремонтных работ НПЗ, нацеленное на сохранение баланса на внутреннем рынке.
Таким образом, текущая ситуация на рынке ГСМ ставит Казахстан в невыгодное положение, при котором внутренний рынок сталкивается с "дефицитом" топлива и цены растут, а выгоду из всей этой ситуации получают соседние страны.