Древнее городище Талхиз планомерно уничтожается равнодушием и бесхозяйственностью тех, кто должен заниматься его развитием
Знаете ли вы, что близ Алматы – ну прям совсем рядом, какие-то 20 км – находится древнее городище Талхиз (Талгир, Талгар – у него много имен), памятник ЮНЕСКО?
Слышали о нем? Видели его древние стены? Не слышали? Слышали, но не видели?
Ну что ж, не удивлена, много тех, кто не видел. И возможно, не увидит…
Поторопитесь. Ибо памятник исчезает, точнее - планомерно уничтожается равнодушием и бесхозяйственностью тех, кто должен заниматься его развитием.
И боюсь, с такой "охраной" исторического объекта смотреть на нем скоро будет нечего…
На днях побывала в Талхизе и до сих пор в шоке от увиденного. Но обо всем по порядку.
Была я там не одна, а в компании "Охотников за петроглифами" - четыре человека. Ольга ГУМИРОВА, Анель АЙБАСОВА, Кирилл ИВАНОВ. И я.
Давно туда собирались: посмотреть – в каком же состоянии находится этот памятник. Ведь "Охотники за петроглифами" не только петроглифами интересуются, это сообщество переживает за все исторические памятники страны и разных ее эпох. А у меня к тому же был интерес профессиональный, я про туризм – не так уж много у нас памятников из списка ЮНЕСКО, а Талхиз всего в получасе езды от Алматы. Казалось бы, туристы там должны гулять толпами. Но я таковых не наблюдала в свои редкие поездки на этот туристический объект в прошлые годы. Надеялась, что ситуация изменилась и хотелось увидеть это своими глазами.
К тому же все мы слышали о скандалах вокруг Талхиза – то дорогу прямо по рабату пытались проложить, то местные жители устроили на городище грандиозную свалку, то некие археологи изо всех сил доказывали, что городище это вовсе не ценный памятник нашей истории, и ЮНЕСКО ошиблось.
Эти скандалы продолжаются десять лет – а именно десять лет тому назад, в 2014 году этот объект и вошел в список ЮНЕСКО как один из объектов Великого Шелкового Пути.
Что же из себя представляет городище Талгар (Талхиз, Тальгир)? Средневековый город, который возник на Великом Шелковом пути в 8 веке, просуществовал до 13-го – почти пять столетий! Город был центром ремесел, торговли и сельскохозяйственной деятельности. Очень важное место – отрезок пути вдоль северных отрогов Алатау Тянь-Шаня был в те времена, прямо скажем, не самым густонаселенным местом, а здесь путники могли остановиться на ночь (или на зиму), отдохнуть, приобрести работы местных мастеров.
Свидетельством тому являются находки археологов: изящные бронзовые кувшины, бронзовая чаша, богато украшенная растительным орнаментом, фарфоровые чаши, зубные щетки и костяные палочки для еды, блюдо с росписью, шахматы из слоновой кости и костяная фигурка Будды… Здесь были обнаружены монеты 11-го века, отчеканенные в Баласагуне, Таразе, Восточном Туркестане и найден клад из 15 серебряных монет, относящихся к периоду 1037-1043 годов.
То есть торговля в регионе была бойкой, оживленной, приносила прибыль.
В центре городища археологи раскопали жилой квартал - жилища ремесленников и купцов. Город был разбит на кварталы, в каждом квартале по 12-14 усадеб, между собой соединенных небольшими улочками. Городская застройка была плотной, усадьбы делились на жилую часть и хозяйственную, жилые комнаты были небольшими….
А прямо в центре располагались, как предполагают археологи, мастерские ювелира и чеканщика. Судя по всему, эти мастера занимали особое место в городе – дома располагались напротив друг друга, по разным сторонам вымощенной окатанной галькой улице.
Фото это, кстати, из интернета, сейчас такое уже не сделать…
Археологи во время раскопок находили всевозможные артефакты. В основном, это инструменты строителей и кузнецов – молотки, пилы, гвозди, наковальни, щипцы и строителей, сельскохозяйственные орудия, оружие - сабли, кинжалы, ножи, светильники, керамическую посуду. А еще тут нашли семь бронзовых зеркал, шесть из которых были сделаны в самом в Талгаре, как копии импортных (правда, где эти зеркала так я и не смогла выяснить и даже приличных фотографий не нашла).
Городище состояло из двух частей – центральной части, укрепленной и обнесенной валом и рвом. Остатки их, кстати, сохранились до наших дней. А за городской стеной был рабат - пригород.
В городе работали канализация и водопровод, и бани тоже…
Люди в городе, судя по всем, жили мирно, хотя и принадлежали разным религиозным общинам – буддисты и христиане – артефакты это доказывают.
Из исторических источников до нас дошло одно упоминание о Талгаре. В труде "Страницы Мира" неизвестного персидского географа в 982 году сообщается о Тальхире (еще одно имя городища) как об узловом пункте на оживленной трассе Великого Шелкового пути. Согласно ему, располагался город среди гор на границе между тюркскими племенами чигилей и карлуков, а жители его были воинственными, смелыми и доблестными.
Видимо, защищать город приходилось не раз, если уж средневековый географ выделил такие качества горожан…
Но постепенно город пустел. В 13-14 веках ремесленники ушли сами или были угнаны насильно в другие земли. От былого величия города остались лишь величественные руины.
Талхиз, кстати, считается одним из наиболее изученных археологами средневековых городов Казахстана.
В 1921 и 1924 годах здесь проводил раскопки археолог В. Д. ГОРОДЕЦКИЙ, позже, уже в 1930-х городище изучал А. Н. БЕРНШТАМ, в 1950-х И. И. КОПЫЛОВ и А. Х. МАРГУЛАН, потом К. М. БАЙПАКОВ и Т. В. САВЕЛЬЕВА.
Найдены ценнейшие артефакты. Пишут, что они сейчас в музеях и запасниках.
Парадокс.
Казалось бы – вот он, уникальный археологический объект, который просто обязан быть известным на весь мир: он хорошо изучен, исследован, на городище есть, что показать, к тому же расположен рядом с трассой. Да еще и находится в списке памятников ЮНЕСКО. Туристы сюда должны толпами ломиться.
Но нет. Талхиз какой-то несчастливый. За 10 лет он так и не стал местом притяжения туристов. О нем даже жители современного Талгара мало что знают, хотя памятник находится в городской черте, к нему ведет асфальтированная дорога, а места эти невероятно красивы и живописны.
Сюда не водят школьников и студентов, демонстрируя им жизнь средневекового города. Сюда не стремятся иностранные и местные путешественники, чтобы своими глазами увидеть останки средневекового города.
А те из путешественников, что таки сюда добираются, оставляют в интернете весьма нелестные отзывы об этом месте, цитирую Tripadvisor, это популярный сайт путешествий, там у нашего Талхиза рейтинг 2.3:
"Не стоит ехать. Ничего интересно в данном объекте нет. Находится на окраине города Талгар. Если ехать с иностранными гостями, то и заезжать не стоит".
"Смотреть нечего. На самом деле мне не ясно, что это за достопримечательность - смотреть там нечего камни-булыжники заросшие травой и по сути все".
"Ничего интересного. Городище находится на южной окраине Талгара, у самого подножия гор. Я добрался туда на попутке и уже через несколько минут искал попутку, чтобы уехать обратно".
Талхиз даже найти сложно. Мы, к примеру, дорогу знали, но все равно исхитрились заблудиться, свернув не там.
Интернет есть не везде и потому онлайн карты тоже работают не везде. Указателей нет, вообще никаких. У местных жителей спрашивать дорогу бесполезно - они ничего не знают про объект ЮНЕСКО и Талхиз.
Но мы справились, нашли. Обрадовались, но как потом оказалось, зря.
Городище обнесено забором и закрыто на замок.
Впрочем, это мы знали, что перед нами археологический объект 8-13 веков. А если человек здесь впервые? Как он догадается, что находится перед ним? Информации ноль. Доска есть, но за забором, за который надо еще исхитриться попасть.
А пару-тройку лет тому назад перед воротами стоял щит с данными объекта и номером телефона. Можно было позвонить по указанному номеру. Конечно, ворота и тогда никто не бежал открывать, но хотя бы на вопросы отвечали. По собственному опыту это знаю, звонила, и мне сказали: объект закрыт, ключи в музее, а музей в Иссыке, гидов нет, экскурсий тоже нет.
Сейчас и этого нет.
На территорию городища мы проникли через дырку в заборе. И не надо нас стыдить – информации о том, что на территорию нельзя проходить, тоже нет. И вообще – по памятнику истории и объекту ЮНЕСКО бродят лошади, значит, они как-то туда заходят, им можно ходить по археологическому объекту? Вот и мы зашли.
И чуть не разрыдались – печальное зрелище…
Трава в человеческий рост, за которой не видно ни тысячелетней мостовой, ни фундаментов древних домов, ничего не видно. Я попыталась вспомнить экскурсии археологов ГОРЯЧЕВА и ЖЕЛЕЗНЯКОВА, на которых бывала и хоть как-то сориентироваться на местности. Получилось частично – удалось найти мостовую, точнее, нащупать ее ногами.
И вот эту каменную выемку, над которой склонилась Ольга Гумирова, я искала-искала долго, но не нашла. А потом зацепилась штаниной за куст, попыталась освободиться от колючек и увидела этот артефакт. Наверное, не случайно зацепилась…
Что это за выемка, каково ее предназначение, точно неизвестно. Некоторые ученые предполагают, что выемка в камне носила практический характер – возможно, в этом месте был вход в дом, и тут крепился механизм, с помощью которого дверь открывалась.
Или это была выемка-ступка?
Или она имела сакральное значение? Неизвестно…
А к крепостному валу, который ученые "рассекли", чтобы изучить технологию строительства, мы продирались через чертополох и крапиву. Смотреть там уже нечего, да и опасно – почва размывается, в проём сложно зайти, он оплывает, а вокруг образовались ямы.
Разруха… И видимо не только на городище, но и в чьих-то головах.
С большим трудом добрались до западной башни. Шли лошадиными тропами, других сейчас тут нет. С башни – сейчас это просто холм – открывается роскошный вид на горы и реку. Красота здесь невероятная! Современная плотная городская застройка, к сожалению, закрывает вид на горы. А в средние века, как считают археологи, ущелье было видно издалека, и оно, ущелье, служило ориентиром путникам, его было видно с долины. Увидев его, путники понимали – надо идти в сторону ущелья, там стоит город, там можно отдохнуть или приобрести-продать товары…
Отсюда, с башни, видно и недостроенный мост – это та самая дорога, которую пытались проложить к горнолыжному курорту через городище. И строительство которой удалось остановить десять лет назад.
Вопросов много.
Первый и самый важный – как быть и что делать?
Да, что надо сделать, чтобы объект стал настоящим памятником истории?
Что для этого нужно?
Деньги?
Так их немало тратится на пиар страны на зарубежном пространстве, на заманивание к нам тех же иностранных туристов и блогеров из далеких стран. И сразу думается - а смысл этих туристов заманивать, если историю страны мы им демонстрировать можем только на пальцах и пластиковых реконструкциях, а не на конкретных исторических объектах?
Может, из этих бюджетов отщипнуть немножко и поставить указатели, установить пластиковые информационные доски или даже QR-коды с информацией (о-о-о, недостижимые высочайшие технологии), а еще выкосить траву, поправить забор, укрепить наконец-то современное здание-ворота (за него особый стыд испытываю, воротам всего десять лет, а они уже все рассыпались – это ж как надо было строить и из каких таких материалов?).
Может быть, местные чиновники не в курсе, что городище в таком печальном состоянии? Если так, я готова провести для них экскурсию. Конечно, придется им экипироваться по-походному, приобрести для этой экскурсии высокие охотничьи ботинки и брезентовые штаны – иначе там не пройти...
И еще вопрос.
Как мы дошли до жизни такой, как нам не стыдно и не обидно?
"С высоких трибун наши чиновники и прочие причастные к культуре и идеологии пафосно вещают про наше великое прошлое и не менее великих предках, клянутся в верности и т.д, а на деле - тюркский город на Великом Шелковом пути, между прочим, памятник из списка ЮНЕСКО, просто супертуристический объект, запрос чертополохом в рост человека и попасть на экскурсию можно только через дыру в заборе!!! Это прям национальный позор!", - так Ольга Гумирова высказалась после нашей поездки в Талхиз.
И я подписаться готова под этими словами.
Фото: Анель Айбасова, Евгения Морозова
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!