Малый бизнес – питательная среда, в которой развивается предпринимательская активность, без которой невозможно экономическое развитие
В субботней заметке о важности местного самоуправления вскользь было упомянуто, что и Промышленную революцию в Англии, и реформы в КНР на первом этапе двигал малый бизнес.
Англия XIII века и КНР ХХ века не исключения. Ту же картину мы видим во всех странах, добившихся успехов в экономическом развитии.
Например, в той же Южной Корее времен Пак Чон Хи, говоря о которой, все вспоминают чеболи, постоянно сохранялось около 24 тыс. предприятий с числом занятых от 5 до 200 человек (А. А. ПРОШИН, А. А. ТИМОНИН «Неоколониализм США и Южная Корея).
В стране существовало несколько программ поддержки малого и среднего бизнеса: был создан специализированный банк, применялась система налоговых льгот, выделялись средства на техническую модернизацию, поощрялась кооперация.
Зачем нужен малый бизнес?
Во-первых, малый бизнес занимает те ниши, в которых невозможно или неэффективно крупное серийное производство.
Во-вторых, малый бизнес с большей готовностью идет на риски, связанные с освоением совершенно новых продуктов или технологий.
Соответственно, в-третьих, многие современные промышленные гиганты начинали свой путь к успеху с малых предприятий. Джон РОКФЕЛЛЕР свой первый шаг к миллиардам сделал в небольшой торговой компании.
Samsung в самом начале своего пути был маленькой семейной компанией по производству рисовой муки. И, конечно, надо упомянуть современные IT-компании, лидеры по капитализации, в основе которых лежат небольшие фирмы, созданные энтузиастами информационной революции.
Малый бизнес – эта та питательная среда, в которой развивается предпринимательская активность, без которой невозможно экономическое развитие.
Как поддерживают малый бизнес в разных странах
Практически во всех развитых странах существуют собственные национальные системы поддержки малого бизнеса. Есть между ними много общего, есть и различия.
Из общего – наличие специальных государственных органов, чьей задачей является поддержка малых предприятий.
В США это Управление по делам малого бизнеса (англ. Small Business Administration, SBA), - агентство федерального правительства.
В Германии – специализированная финансовая группа Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW).
Во Франции - Управление торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг (Direction des Entreprises commerciales, artisanales et de services), входящее в состав Министерства экономики, финансов и промышленности.
Еще из общего – это то, что основной задачей государства является обеспечение доступности финансирования для малых предприятий. Как правило, это гарантии по банковским кредитам, кредиты непосредственно от государственных органов, участие в капитале.
Например, в США по программе 7 «а» SBA предоставляет гарантии на 75% займа для суммы не более 750 тыс. долл. США, на 80% для суммы не более 100 тыс. долл.; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
В Германии до 40% инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн марок). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их невозврата.
Во Франции специализированная государственная организация OSEO выдает гарантии по кредитам, получаемым вновь созданными предприятиями, покрывая от 40 до 70% суммы займа.
Не только деньги
Важными элементами государственной поддержки являются консультационное и информационное сопровождение малого предпринимательства.
В США эту функцию выполняют группы SCORE (Counselors to America's Small Business), созданные при SBA и имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев малых предприятий. Важной функцией SBA является обеспечение доступа малых предприятий к заказам федерального правительства – от 23 до 27% всех заказов приходится на долю малых предприятий.
Во Франции создана специальная должность «кредитного посредника». К посреднику могут обратиться предприятия, испытывающие трудности с доступом к кредитным средствам, поскольку в его задачи входит:
- проверять соблюдение банками принятых на себя обязательств в обмен на государственную поддержку, которую они получают;
- не оставлять без помощи ни одно предприятие, в особенности МСП, если оно столкнулось с проблемой финансирования;
- рассматривать обстоятельства, в которых оказалось каждое предприятие и предлагать конкретные способы решения в каждом возможном случае;
- назначать кредитных посредников в каждом департаменте, чтобы рассматривать заявки предприятий на местах;
- сообщать правительству обо всех серьезных неразрешенных проблемах.
Обращение к посреднику позволяет двум предприятиям из трех (63%) найти финансирование после первоначального отказа. Исследование, проведенное Банком Франции, показало, что абсолютное большинство предприятий (89%), успешно прошедших через кредитное посредничество, смогли преодолеть кризис, в то время как практически треть компаний, которым не удалось помочь, были признаны несостоятельными в течение следующего года (А. А. МАЛЮГИНА «Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции»).
В чем разница?
На рисунке 1 показана схема получения гарантий фонда «Даму» малыми и средними предприятиями в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
На первый взгляд, все соответствует лучшим мировым стандартам, если не обращать внимания на сноску: «проект должен соответствовать условиям Единой программы развития и поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». Иначе говоря, эта услуга доступна не всем предпринимателям, как в тех же США, Германии или Франции, а только тем, кто отвечает неким критериям. С критериями можно ознакомиться на рисунке 2.
Но сколько планируют выдать гарантий? Если говорить о Единой программе развития и поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», то в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах с 2015 по 2019 гг. планируется выдать 304 гарантии.
В рамках той же программы в те же сроки планируется выдать гарантии 3 400 проектам. Для сравнения: во Франции OSEO в 2010 г. выдало гарантии 80 тыс. предприятий.
В рамках все той же программы в тот же период планируется возместить затраты на оплату услуг по обучению сотрудников, а также приглашению иностранных экспертов по 9 (девяти!) проектам.
И конечно, нет ни слова о размещении заказов государственного и квазигосударственного сектора среди малых предприятий.
Правды ради надо признать, что в последние годы прогресс в сфере поддержки малого бизнеса есть. И проблемы его развития находятся в центре внимания правительства.
Остается надеяться, что опыт других стран, применимый в наших условиях, будет внедряться энергичнее.
Иллюстрация: thinkandrich.ru