Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
На снимке: машинист электровоза рудника Миргалимсай Баян Сарсембаева.
30 марта 1928 года Президиум КазЦИКа поручил Наркомату труда "принять все меры к вовлечению женщин, особенно из коренного населения, в производство". И уже к 1937 году число казахстанских тружениц, составляло, к примеру, в каменноугольной промышленности – 19%, в пищевой – 30,1%, а в обувной и текстильной – 64,8%! Росло и количество казашек во всех сферах промпроизводства. Так, на Семипалатинском мясокомбинате они составляли 44,5% от всех работающих женщин, на Гурьевском рыбоконсервном - 69,5%, а в Аральском сольтресте 95%. А причину столь стремительного вовлечения казашек в социалистическое промпроизводство и сельское хозяйство следует искать в их врождённом трудолюбии. О котором красноречиво свидетельствуют те "наблюдатели", которые имели возможность лицезреть степную жизнь в патриархальные времена.
Вот лишь некоторые свидетельства.
На женщине лежит весь труд по хозяйству...
КРАСОВСКИЙ (военный статистик). "Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргиз". С-Пб 1867:
"В семейном быту киргиза считают обыкновенно каким-то тираном женского пола. Действительно, в нём нельзя встретить жалости к участи вечно занятой по хозяйству жене. При виде исполнения дочерью какого-либо тяжелаго труда, который ей не по силам, не является у него ни малейшего желания облегчить этот труд. Спокойно покуривая трубку (обыкновение, перенятое от китайцев) или от скуки пережевывая во рту серу, киргиз не тронется с места, чтобы помочь суетящейся над укладкой вещей и вьюшкою верблюдов семье, а только, сидя у догорающего очага, покрикивает на людей, менее других деятельных. На женщине лежит весь труд по хозяйству: встав утром раньше прочих, она доит скот, подгоняет стада от юрт к пастухам, набирает тезеку, приносит воду, разводит огонь, готовит обед в то время, когда муж еще спит. Снова выдоив пришедший с поля скот и снова выгнав его на пастьбу, она подаёт мужу обедать и счастлива, если последний позволит ей сесть за стол вместе с собою, что, впрочем, допускается лишь без посторонних, при мало же знакомых гостях - никем и никогда".
На жизни всегда видна рука женщины...
Т. ЗАГРЯЖСКИЙ. "Туркестанские ведомости" от 25 июня 1874 года:
"Вся домашняя работа по хозяйству лежит на женщинах. Они собирают топливо, носят воду, убирают в юртах, готовят пищу, смотрят за детьми, обшивают семью, поддерживают чистоту в юртах, делают кошмы, тесьмы, арканы, шьют новые юрты. На что ни взглянешь, на жизни всегда видны рука женщины и её работа. Трудовую жизнь женщины начинают тотчас же, как только немного окрепнут физически. В 5 лет девочки собирают топливо, если в силах - носят воду в кожаных ведрах. При выходе замуж невеста обязана принести с собой юрту и постель, всё это большей частью приготовлено руками невесты, так что, когда работы по хозяйству приведены с помощью дочери, то она отправляется ткать мешки (куржуны), тесмы (бау) или вышивает тускурлык (кошма, сшитая красным сукном - украшение юрты)".
Женщины делают всё...
Шарль-Евгений Ужфальви де МЁЗЕ-КОВЁЗД (венгерско-французский исследователь - филолог, антрополог, этнолог, совершивший в 1876 году двухлетнее путешествие по казахской степи и Туркестану). "Сырдарья – Зеравшан. Страна Семи Рек и Западная Сибирь", Париж. 1879 (на фр. яз.):
"Вся хозяйственная работа выполняется женщинами, мужчина с утра уходит в степь пасти скот, лошадей, верблюдов, овец".
Мари де УЖФАЛЬВИ-БУРДОН (сопровождавшая мужа в путешествии) "Путевые впечатления парижанки":
"У киргизских кочевников женщины делают все, даже ухаживают за лошадьми; мужчины совершенно свободны от бытовых забот. Настоящий баланс сил, при котором все в хозяйстве идет хорошо; возможны ли какие бы то ни было ссоры, когда у одного есть все права, а другого все обязанности? У сартов (жителей городов Центральной Азии) все наоборот: женщины занимаются лишь собой и не опускаются до работы по дому, которую выполняют слуги, а муж является лишь главным слугой, умеющим держать веник, шить и вышивать".
Всю домашнюю работу выполняют женщины...
Василий РАДЛОВ (русский немец, известный исследователь кочевников) "Aus Sibirien" ("Из Сибири"), Лейпциг, 1884 (русский перевод 1889):
"О том, как живут киргизы в своих юртах, много говорить не стоит, так как в общем это очень сходно с бытом алтайцев-кочевников. Всю домашнюю работу выполняют женщины, охрана стад - дело мужчин. Однако по сравнению с алтайцами здесь уже заметен значительный прогресс, жизнь здесь более упорядочена. Работа между мужчинами и женщинами распределяется очень равномерно, так как, например, обработка земли, добыча топлива, изготовление таких сосудов, как ведра, бурдюки и т. д. падает на мужчин".
Жена выполняет те работы, которые указывает ей муж...
Н. И. ГРОДЕКОВ (исследователь и знаток обычного права казахов, 10 лет состоявший военным губернатором Сырдарьинской области): "Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области" (1889):
"Жена выполняет те работы, которые указывает ей муж. Ей не дают рассуждать (эрк бермеймиз). Жена в отсутствие мужа пропитывается от его скота".
Все другие работы выполняют женщины...
Ф. фон-ШВАРЦ (немец, работавший в Ташкенте). "Туркестан – ветка индогерманских народов". 1900 (на нем. яз.):
"...Киргизский отец семейства посчитал бы неслыханным оскорблением, если бы он принимал участие в каких-либо домашних делах. Состоятельный киргиз вообще не работает. Он все время занят тем, что ест, пьет кумыс и ничего не делает, либо охотится, посещает все доступные базары, празднества и знакомых. Более бедный киргиз снисходит хотя бы до того, что сам ухаживает за лошадьми и носит на базар для продажи изделия, изготовленные его женами. Все другие работы выполняют женщины. Они собирают даже в плохую погоду, а часто и в отдаленных местах дрова и носят их на своих плечах домой, носят воду, готовят еду; они должны молоть зерно на домашних мельницах, устанавливать и разбирать юрты и грузить весь скарб на верблюдов, что обычно необходимо делать повседневно на кочевьях; они должны доить многочисленных кобыл, верблюдов, коров и овец и делать из молока сыр и кумыс, дубить шкуру забитых животных, готовить кошму для юрт и на продажу, прясть шерсть и из нее ткать материю на одежду для себя и мужа и шить эту одежду; они должны при этом кормить детей, воспитывать, а дочь обучить всем домашним делам и рукоделию; в то время как ее муж удобно сидит на коне во время переезда и ни о чем не беспокоится, женщина должна семенить впереди верблюдов и водить их за повода, в самый свирепый мороз босиком переходить вброд ледяные ручьи и реки. Воистину жизнь, которая ничем не отличается от настоящей рабской жизни".
Она фактически является главным хозяином...
"Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XVIII. Киргизский край. С-Пб. 1903 (А. И. СЕДЕЛЬНИКОВ):
"Условия жизни ставят, однако, женщину значительно выше, чем она должна была бы быть юридически. Она фактически является главным хозяином, так как на ее плечах лежит воспитание детей, приготовление пищи и одежды, уход за приаульным скотом, приготовление изделий для домашнего обихода, постановка и поддержание в порядке жилища (юрты) и др.; вообще она принимает большое и даже главное участие во всех хозяйственных делах семьи и этим самым выходит из того незавидного положения, в которое ставить ее закон".
В дореволюционном Казахстане, однако, женщина никогда серьёзно не рассматривалась в качестве рабочей силы в промышленности. Пахать в поле, пасти скотину, растить детей, тащить на себе всё домашнее хозяйство – это считалось женским трудом. Но лезть в забой, заниматься извозом или строить железную дорогу – оставалось в монополии сильного пола.
Всё изменилось в новые времена, с их навязчивой идеей всеобщего равенства. Но в отличие от многих своих сестёр из других республик казашка вышла на работу подготовленной к самому тяжёлому труду. И не случайно именно казахские женщины стали вместе со славянками лидерами в обладании высочайшего знака трудовой доблести СССР – Золотой медали Героя социалистического труда. От детей и домашнего хозяйства, понятно, этих рабочих женщин никто не освобождал.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Иллюстрации: работы Верненского фотографа Павла Лейбина.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!