Правительство Казахстана активизирует работы по диверсификации экспортных нефтяных потоков
23 апреля, ровно через месяц после аварии, завершился ремонт выносного причального устройства ВПУ-3 на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске. Это позволило возобновить экспорт нефти по КТК с двух ВПУ, как прежде, и Казахстан вернулся к суточной добыче в 255 тысяч тонн нефти. Во время простоя ВПУ-3 добыча в стране снизилась в среднем на 14%.
Официальной причиной аварии был назван аномальный шторм на Чёрном море. Климатические изменения, сотрясающие планету, не дают гарантии, что подобный или еще более сильный шторм не повторится в будущем. Причем это может быть шторм не только природного происхождения, но и геополитический. Не нужно забывать, что две трети трубы и морской терминал, через который экспортируется около 80% всей добытой в Казахстане нефти, находятся на территории Российской Федерации. А основными грузоотправителями являются компании из стран, официально включенных Россией в список "недружественных"– в первую очередь, речь идет об американских "Шеврон" и "ЭксонМобил", итальянской "Эни" и британско-голландском концерне "Шелл", которые являются акционерами трех крупнейших нефтегазовых проектов Казахстана: Тенгизского, Кашагана и Карачаганака.
В конце апреля в российском информационном поле появились обвинения в том, что через терминал в Новороссийске нефть поставляется на завод "КазМунайГаза" в Румынии, а произведенные там нефтепродукты опять-таки морем вывозятся в Украину, где идут боевые действия. "Новороссийский нефтяной порт и морской терминал КТК являются важнейшим пунктом перевалки для Лукойла, который по этому маршруту экспортирует нефть (около 5 млн тонн в год) и нефтепродукты для сети своих АЗС в Восточной Европе, в том числе в Румынию и Молдавию. Это позволяет негласно направлять часть поставок на Украину", – пишет близкий к Кремлю "первый политический" (как он себя позиционирует) телеграм-канал "Незыгарь".
По мнению источников канала, "с этими обстоятельствами могут быть связаны встречи ПУТИНА с ТОКАЕВЫМ, главой Транснефти, и полуторачасовая беседа с АЛЕКПЕРОВЫМ, президентом ПАО Лукойл, после которой последний заявил о своей скоропостижной отставке".
Как известно, телеграм-каналы на постсоветском пространстве, и в особенности в России, превратились в канал коммуникаций, через который официальные власти или отдельные внутриэлитные группировки сливают ту или иную информацию или идеи, реакцию общества на которые необходимо прозондировать.
Вот и в этом случае "Незыгарь" упрекает власти Казахстана в том, что они способствуют ликвидации дефицита горючего в Вооруженных силах Украины, и приходит к выводу, что для блага России было бы лучше национализировать нефтепровод, принадлежащий в том числе Казахстану и альянсу транснациональных корпораций: "Эта ситуация актуализирует необходимость в соответствии с последними решениями российской власти национализировать КТК и рассмотреть возможности блокирования нефтяного казахстанского экспорта".
Как известно, с 8 апреля на рассмотрении в российской госдуме находится законопроект, предусматривающий возможность национализации находящихся на территории РФ активов государств, компаний и физических лиц из "недружественных стран" без возмещения их стоимости. В утвержденный в начале марта правительством России список недружественных стран входят 48 государств, в том числе все члены Европейского союза, Великобритания, США, Канада, Швейцария, Япония и другие.
В этих условиях правительство Казахстана активизирует работы по диверсификации экспортных нефтяных потоков, о необходимости которой уже писал Ratel.kz.
Спецпредставитель президента Казахстана по международному сотрудничеству Ержан КАЗЫХАНОВ на недавней встрече в Тбилиси с вице-премьером Грузии Ираклием ГАРИБАШВИЛИ и министром экономики Леваном ДАВИТАШВИЛИ обсуждал поставки казахстанской нефти на мировые рынки через Кавказ. "Казахстанская сторона выразила заинтересованность в увеличении грузооборота по грузинскому коридору. Было отмечено, что уже в 2022 году Казахстан планирует транспортировать по грузинскому коридору от 2 до 3 миллионов тонн нефти, в ближайшие годы планируется дальнейшее увеличение этого показателя", – говорится в размещенном на сайте министерства экономики Грузии итоговом коммюнике по итогам переговоров. Грузинские министры отметили, что транспортная инфраструктура страны готова к перевозке грузов из Казахстана и в целом из Центральной Азии.
По мнению аналитиков казахстанского телеграм-канала EnergyAnalytics, в настоящее время максимальный объем экспорта нефти, который может быть перенаправлен из трубопровода КТК мощностью в 67 млн тонн, составляет 16 млн тонн. При этом 5-6 миллионов из этих 16 приходится на трубопровод "Атырау-Самара", который тоже проходит через территорию России. Оставшиеся 11 млн тонн могут быть разделены между трубопроводом "Казахстан-Китай" и портом Актау в случае повторения срыва поставок через КТК, как это произошло в марте-апреле. Для увеличения пропускной способности этих маршрутов необходимы значительные инвестиции из бюджета или Национального фонда.
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!