Нечего ходить и стоять где попало, решили власти, и выделили недовольным в городах и сёлах по одному-два места для «сборищ»
На снимке: попытка «земельного митинга» в Алматы. 21 мая 2016 года.
Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «Недоношенная демократия или перезревший авторитаризм?»
В эти дни в Варшаве проходит очередное заседание группы экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по свободе мирных собраний и ассоциаций (объединений).
ОБСЕ по этим вопросам сотрудничает с Европейской комиссией «К демократии через право», более известной как Венецианская комиссия Совета Европы.
Раздвоение личности
Эта группа, состоящая из более чем десятка экспертов из разных стран, одним из которых являюсь и я, работает над третьей редакцией «Руководящих принципов ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по свободе мирных собраний».
В этот раз мы обсуждаем вопросы, связанные с ролью муниципалитетов (по-нашему - акиматов) в обеспечении права граждан на митинги и демонстрации. По этому поводу даже в конце марта этого года специальный «круглый стол» провели. А также о том, как защитить журналистов и правозащитников, которые освещают митинги и шествия, наблюдают за соблюдением прав собравшихся и оценивают действия властей, в том числе полиции.
Чем больше я участвую в работе этой экспертной группы, тем больше во мне происходит безвозвратное раздвоение личности.
Одна моя сущность, которая - эксперт в области международного права по правам человека, участвует в совершенствовании текста этого важного документа и в сопутствующей деятельности ОБСЕ.
Кстати, на эти руководящие принципы ссылаются при принятии решений и Комитет ООН по правам человека, и Европейский суд по правам человека, и даже ряд национальных судов разных стран мира.
Так вот, мы улучшаем язык этого документа, уточняем понятия, приводим лучшие практические примеры из разных стран, пишем заключения на проекты законов и помогаем разным государствам в обучении госслужащих и, прежде всего, полицейских. То есть в поте лица своего помогаем государствам обеспечить право граждан на свободу мирных собраний.
Мне вспомнилась по этому поводу моя попытка осенью прошлого года в суде г. Атырау применить свой экспертный потенциал и помочь суду разобраться, что такое право на свободу мирных собраний, как оно обеспечивается международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и какие международные обязательства в этой связи есть у нашего государства.
Громкое дело Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНА, связанное с «земельными протестами», как раз касалось реализации этого права.
Попытка оказалась неудачной: Атырауский суд сказал, что ему эксперты не нужны, он сам всё хорошо знает, и «впаял» Бокаеву и Аяну по пять лет лишения свободы, невзирая ни на какие международные обязательства.
Так вот, в продолжение этого, моя вторая сущность, которая – правозащитник, гражданин Казахстана, пытается все эти международные стандарты, сформулированные в руководящих принципах и постоянно развивающиеся, как-то примерить к своей стране.
Планета Плюк из галактики Кин-дза-дза
И… И всё. Планета Плюк из галактики Кин-дза-дза (одноименный фильм просто в тему). Вообще неприменимо. Просто никак.
Ну, например, мы тут пишем, что муниципалитеты должны играть важную роль в помощи гражданам в организации и проведении митингов и демонстраций, обеспечивать простые процедуры уведомления гражданами о своих намерениях что-нибудь там провести в знак поддержки или протеста.
Ссылаемся на практику разных стран. В городе Берн, столице Швейцарии, за последние десять лет из нескольких сот всяких пикетов (о которых вообще никто не уведомляет, не говоря уже о получении разрешений), митингов, демонстраций и шествий было запрещено только одно мероприятие. Ещё раз. За десять лет! Из нескольких сот! Только одно! Представитель «акимата» из шотландского Глазго вообще не смог вспомнить случаи какого-нибудь запрета какой-либо акции горожан.
Вернулся я умозрительно из этого демократического «рая» к себе домой - и понял, что тут совершенно другое митингоисчисление. У нас разрешённых митингов ненамного больше, чем запрещённых в швейцарском Берне. У нас, наоборот, несколько сот запрещённых.
Или мы пишем, что для поддержания общественного порядка муниципалитеты (акиматы) и полиция должны в максимальной степени поощрять граждан своевременно уведомлять о намерении провести какое-нибудь массовое мероприятие, чтобы власти и полиция могли подготовиться.
Что нужно поддерживать постоянный контакт с организаторами, чтобы полиция могла эффективно выполнять свои функции. Что социальные сети дают властям, в том числе полиции, дополнительные возможности узнать о намерениях граждан и помочь им реализовать своё право на мирные собрания.
С реальностью не пересекается
Я опять - к себе домой. Как там у нас? Какие контакты, какая помощь? Очень даже быстрые и эффективные «контакты»! Узнали акимат, прокуратура или полиция из социальных сетей, что некий сильно активный гражданин собирается что-то провести или кого-то куда-то позвать, как вот он - стук в дверь. Потом суд - и в кутузку на несколько суток: обдумывать своё «запрещённое» поведение. То есть ещё никто ничего не организовал и никуда не вышел, а уже за решёткой, пусть и на относительно короткое время. Получил «помощь» в виде вынужденного «отдыха»…
Или мы обсуждаем, как сбалансировать интересы владельцев машин, бизнеса, простых граждан, которые ездят и ходят по тем или иным улицам и площадям, или торгуют там, и граждан, которые хотят там помитинговать или прошествовать.
Мы говорим, что если пикет, митинг или шествие по тротуару по существу особо никому не мешает, то вообще никаких проблем нет. Пусть пикетируют, митингуют или шествуют. А в остальных случаях это конкурирующие права и в каждом случае власти и полиция должны искать компромиссы, предлагать альтернативы и т.д.
Но у меня на Родине это решено кардинально. Нечего ходить и стоять где попало, решили власти, и выделили недовольным в городах и сёлах по одному-два места для «сборищ». За каким-нибудь кинотеатром или под элеватором. Никому не мешают и никаких там конкурирующих прав.
Могу привести ещё кучу подобных примеров, как то, что мы так профессионально пишем в Варшаве, никак не пересекается с реальностью в нашей стране.
Хотя всё это часть международных обязательств Казахстана, да и, в общем-то, закреплено в нашей Конституции.
Остаётся только надежда, что когда-нибудь, ещё при моей жизни, произойдёт этот знаменательный момент, когда две моих сущности, международного эксперта по праву на свободу мирных собраний и правозащитника, гражданина Казахстана, воссоединятся в одном теле и то, что я пишу там, будет соответствовать тому, что я вижу здесь.
Фото: Дмитрий ГЭРТ.