Как Америка решила острейший жилищный вопрос и сняла один из основных социальных вызовов урбанизации
С разблокировкой и возвращением к жизни сайта Ratel.kz стали всплывать старые заметки. Кажется, озвученные темы актуальны для Алматы до сих пор. Особенно в свете задуманных новым градоначальником реформаций.
Чужой опыт не обязательно должен служить примером для дублирования. У всех ведь своя жизнь. Однако порой сложно отделаться от ощущения, что Казахстан в определённой степени повторяет путь, который во многих странах пройден несколько раньше. И в этом, в общем-то, нет ничего плохого. Вопрос лишь в одном: насколько необходимо наступать на грабли, уже некогда больно ударившие других? Не прагматичнее ли, с учетом чужых проб и ошибок, перейти сразу к позитивной фазе развития?
Поделиться хотел одним "открытием". На днях заехав в некогда заброшенный, а сейчас бурно развивающийся отдалённый район столицы США, неожиданно для себя наткнулся на новенький трамвай, шустро бегущий по городским улицам. Надо сказать, что электрические трамваи в округе Колумбия существовали с 1862 года. Но потом, во второй половине XX столетия, столичные власти решили, что трамвай - это пережиток ушедшей эпохи. И в 1962 было принято решение трамвайный транспорт "пустить под нож", а трамвайные пути сдать на металлолом. Ничего вам не напоминает? Вот и мне тоже.
Однако теперь американская столица полна решимости трамвайное сообщение в городе возродить и уже проинвестировала 45 миллионов долларов из запланированных 320. Показательно, что, попутно с Washington DC, трамвайный транспорт создаётся с нуля либо возрождается вновь в 12 крупных агломерациях США. Ещё 5 мегаполисов, включая Нью-Йорк, скрупулезно изучают опыт и готовят проекты.
Мотивация очевидна. Прежде всего, это экологическая обстановка. Она для многих городских властей стала сегодня категорией экономической. Люди массово бегут из городов с плохой окружающей средой и переезжают в города с хорошей. А новые люди для любого мегаполиса - это новые налоги, растущий рынок, бурное строительство. Словом, богатство и процветание. Разве кто-то из городских мэров от такого откажется?
Во-вторых, как показывает продолжительный опыт американского города Портленд, штат Орегон, где давно функционирует одна из самых продвинутых в США систем трамвайных перевозок, трамваи в итоге оказались более экономически эффективны, нежели автобусы. А американские городские менеджеры доллары считать умеют. Поэтому, посчитав, трамваи решили возрождать. В общем, всё новое, как говорится, это хорошо забытое старое. Вроде бы отжившие свой век трамваи сегодня снова считаются признаком прогресса и новизны.
Как стёрли грань между городом и деревней
Возьмем, к примеру, процесс урбанизации, который проявляется в Казахстане стремительно нарастающими темпами. Массовая миграция сельского населения в большие города - часть глобальной истории, через которую прошли многие государства. Кто-то более или менее успешно, кто-то не очень.
США с этой проблемой, можно сказать, справились лучше многих. Нет, конечно, остановить урбанизацию, переломить объективный тренд, не удавалось, наверное, еще никому. Подтянуть бытовой комфорт в сельской местности до городского уровня - задача архисложная. Даже для государств, где жизнь управляется и приводится в движение командно-административными методами. Окончательно стереть грань между городом и деревней в своё время обещал ещё Никита ХРУЩЁВ. Но обещание, как мы знаем, так и осталось обещанием.
Американцам же, целенаправленно эксплуатирующим материалистичное желание любого человека иметь собственное жильё, острые углы стихийной урбанизации удалось сгладить, запустив процесс встречной сабурбизации (от англ. suburb - пригород).
Сабурбия - это обширные, растянувшиеся на многие мили "деревенские" пригороды американских городов. Для решения в том числе и проблемы переполненных, задыхающихся в автомобильных пробках городов при президенте ЭЙЗЕНХАУЭРЕ была построена знаменитая сеть скоростных многополосных магистралей (хайвеев).
Благодаря хайвеям американцы получили быстрый инфраструктурный доступ из городов в пригороды и обратно. Транспортная отдушина стала стимулом для массового спроса горожан на жильё в загородной зоне. Спрос, как и положено в рыночных условиях, моментально породил предложение - на пустующие территории пришли застройщики. Более дешёвая, в сравнении с городом, земля позволила застройку сделать доступной по цене для массового потребителя. Таким образом, Америка решила для подавляющей части своего населения острейший жилищный вопрос и сняла один из основных социальных вызовов урбанизации.
Казахстан - страна с громадной территорией. Вокруг главных казахстанских городов - уходящие за горизонт свободные пространства. А вместо их освоения, вместо "выдвижения" городской инфраструктуры в этом направлении, города продолжают страдать типичной болезнью начальной урбанизации - центростремительным притяжением, засасывая в городские кварталы тысячи новых приезжих.
Ухоженные улицы и скверы, обустроенная и налакированная урбанистическая привлекательность центральных районов, на фоне привычной унылой серости так называемых окраин, служит очень мощным социальным раздражителем. Сабурбизация в Америке сняла в первую очередь именно эту проблему. Жить в американском пригороде не только престижно, но и не менее комфортно, чем в городе. Особенно людям семейным с детьми. Магазины, рестораны, кинотеатры, разнообразная спортивная инфраструктура, хорошие государственные школы, по сути, стёрли ту самую пресловутую грань между городом и деревней.
PS: Под трамвайную тему невольно вспомнил классику американского кинематографа - фильм "Трамвай "Желание". Помните, там героиня в исполнении Вивьен ЛИ живёт надеждой на красивую жизнь.
Желание жить в красивом, уютном, доступном по деньгам доме, дышать чистым воздухом и пользоваться при этом всеми благами цивилизации естественно для любого человека. Не будь у нас желания улучшать свою жизнь, человечество до сих пор довольствовалось бы пещерным существованием.
Для героини фильма "Трамвай "Желание" возможность изменить свою жизнь к лучшему было, увы, недостижимо. В отличие от Казахстана, где возможности вполне могут соответствовать желаниям.