Учёба в условиях пандемии: что узнали социологи о дистанционном обучении в Казахстане

39203 просмотров
0
Катерина КЛЕМЕНКОВА
Воскресенье, 27 Сен 2020, 12:00

Старшеклассники, точно также, как и родители младшеклашек, с нескрываемым пессимизмом смотрят на эффект дистанционных уроков

В первую очередь их тревогу вызывает… "что больше не нужно ходить в школу".

Почему дистанционные уроки получились такими непривлекательными и неэффективными? Социологи провели исследование среди учеников и родителей, чтобы выяснить, что в дистанционном обучении сработало, а что нет.

"Один из основных выводов, к которому я пришел в результате исследования, что государственный стандарт образования во время дистанционного обучения стал размываться", – сказал в интервью социолог и соавтор исследования Серик ДЖАКСЫЛЫКОВ.

Читайте также
Студенты в поисках интернета вынуждены подниматься высоко в горы

- Как и какие именно стандарты стали размываться? Что и с чем сравнивать?

- Ситуация, конечно, внезапная, но проблему обозначила. Во время дистанционного обучения слишком многое стало зависеть от отдельных людей – от администрации школы, от учителей, от самих учеников и их родителей. От условий, в которых оказались ученики и учителя – в одном селе так, в другом по-другому. Соответственно все стандарты размылись, потеряли свое предназначение. Это привело к проблемам более глубокого характера – формализм и, я бы сказал, какой-то цинизм.

- Считаете, что эта проблема возникла из-за дистанционного обучения? Формализм и цинизм вполне могли быть и раньше, просто стали очевидными?

- Возможно, было и раньше, но почему-то во время дистанционного обучения это стало проявляться масштабно.

- Расскажите на примерах.

- Изменилась система оценивания. Как показало исследование, оценки ставились не по заслугам учеников, а скорее поддерживались на уровне, сложившемся в предыдущие три четверти. Очевидно, учителя пытались таким образом исключить или минимизировать негативное воздействие новых обстоятельств на итоговые оценки школьников. В целом же, такая тенденция связана с непродуманностью адаптации к дистанционной форме обучения.

Читайте также
Родители школьников из сёл Алматинской области заговорили о качестве образования

- Почему учителя так делали?

- Возможно, считали, что дети не могут нормально учиться из-за технических проблем, или понимали, что сами чего-то недодают, не могут объяснить тему. Может быть боялись негатива со стороны родителей, если вдруг оценки буду ухудшаться. Списывание во время дистанционного обучения вообще превратилось в норму. Ученики рассказывали, что в классе домашнее задание выполняют 2-3 человека, а все остальные списывают у них. Этого даже никто не скрывал, это известно и учителям. Наиболее ответственные преподаватели пытались такое пресекать, снижали оценки, но в целом, судя по откровениям учеников, списывание стало нормой.

- А разве в школе дети не списывают друг у друга?

- В школе тоже списывают, но в основном те, кто отстает. Дело в том, что во время дистанционных уроков нормой стало списывание и классной работы. В стенах школы классная работа делается при учителе, а когда все сидят дома, классная работа стала как домашняя и, соответственно, почему бы не списать? Тем более, что ни классная, ни домашняя работы не оценивались, а если оценивались, то не учитывались при четвертной оценке, поэтому старшеклассники понимали бессмысленность и не делали задание или списывали. Ученики стали безответственно относиться и к урокам, и к оценкам. Из-за этого получился какой-то элемент попустительства со стороны учителей и, в каком-то смысле, родителей. Плюс, как я уже сказал, появился элемент цинизма, то есть само образование превратилось в формальность.

Некоторые учителя, это видно по записям учеников, стали делить контрольные срезы по вариантам, причем делали не два варианта, а 5-6. Списать стало намного сложнее. Получилась как бы игра между учителями и учениками – одни придумывают барьеры, другие изобретают способ их обойти. Но тем самым учителя признали, что идет списывание, которое становится законным.

Читайте также
Ради будущего своих детей жители села Алматинской области вскладчину построили вышку для интернета

- Не законным, а может безнаказанным?

- Я имею ввиду, что это перестало быть чем-то вне закона. Стало нормой. В каком-то смысле ученики перестали видеть моральное право за учителями их наказывать, потому что среди учителей много такого, чего не должно быть в принципе. И это все очень бурно обсуждалось родителями, особенно в самом начале карантина.

- Какие еще проблемы показало дистанционное обучение?

- Еще один из выводов, что некоторые предметы при дистанционном обучении вообще потеряли всякий смысл.

- Какие уроки сложно изучать дистанционно?

- Допустим, физкультура. Учителя говорили снимать упражнения на видео и отправлять им. На мой взгляд, это только перегружало сети.

Или музыка и рисование. Петь хором не получится, zoom создает несинхронность. А рисовать… учитель должен смотреть как дети рисуют, поправлять, помогать, если нужно. А когда учитель говорит, нарисуйте дерево и вышлите фото – это просто формальность.

Потом есть предметы факультативные, самопознание, например, с ними тоже ситуация неоднозначная, и на мой взгляд, эти уроки тоже только перегружали сети и телефоны учителей. Кстати, ученики часто говорили о том, что их задание не доходило до учителей потому, что память телефона была переполнена.

Качество обучения иностранным языкам в отсутствие живого непосредственного участия учителя ухудшилось. Язык без практики живого общения теряет всякий смысл. Усвоение нового материала по предметам, которые предполагают практические занятия (опыты, эксперименты), такие как химия, физика, также ухудшилось. Посмотреть обучающий ролик на YouTube – это совсем не тот эффект, когда ученик делает сам.

Читайте также
Как отличники НИШ оказались троечниками

- А телеуроки, которые показывают с утра до вечера, они как-то спасают ситуацию или бесполезны?

- Трудно сказать, полезно или бесполезно. Дети, конечно, их смотрели, ведь там объясняются задания или новые темы. Были замечания по качеству этих уроков и достаточно много. Начиная с того, что не совпадали темы. Допустим, должна быть одна тема, а по телевизору совсем другое объясняют.

А младшим классам вообще сложно воспринимать тетеньку по телевизору в качестве учителя. Дети привыкают к одному учителю, и у них много времени уходит на то, чтобы визуально начать воспринимать незнакомого человека на экране как учителя, а в это время тема урока уходит.

Многие родители впервые поняли, что это такое, стали углубляться в методологию обучения, задаваться вопросами образования. То есть вопросы, которые обычно обсуждаются на уровне министерств, каких-то сообществ экспертных, стали обсуждаться практически в каждом доме. Что есть вообще образование?  Чему учат детей? Формулы заучивать или мыслить и находить решение?

- А как проходило само исследование?

- Для исследования учеников и родителей мы использовали дневники. Это достаточно редкая методика, схожая с методом глубинного нарративного интервью.

Суть в том, что вопросы задаются в самом начале, например: "расскажите, как это было?", и дальше интервьюируемый рассказывает все сам. Такая методика хороша, когда нужно поговорить с людьми, которые пережили какой-то кризис. Когда важна спонтанность воспоминаний, рассказа о полученном жизненном опыте.

Дневники подходили еще и потому, что не нужно было контактировать, и они заполнялись несколько дней, в нашем случае 12 дней. Важно было растянуть во времени, чтобы люди ничего не упустили. У учащихся и родителей было достаточно времени подумать, вспомнить все, что пережили за день. Была возможность оценить разные предметы, ведь в один день одни уроки, в другой – другие.

Есть и обратная сторона этого метода. Качественный метод не дает цифровых показателей. Мы не можем говорить о процентах, не можем говорить, что большинство считает так, а 5% по-другому.

Читайте также
В Алматинской области благоустроили несколько сотен школьных туалетов

- Качественное противоположность количественному.

- Да, но я очень доволен результатом. Немножко громоздким получился объем данных – 110 дневников, которые заполнялись в течение 12 дней. При том, что одни пишут коротко, лаконично, другие в ответ могут исписать полстраницы на одну тему. И этот очень большой объем для чтения пропускается через себя. К тому же было понятно, что мы не получим в чистом виде модель общества, у нас могли преобладать те, кто хорошо учится в школе.

- О чем таком очень интересном рассказывали школьники?

- Одна девочка из Южного Казахстана описывала удивительные, веселые или грустные истории, когда их читаешь погружаешься, как будто это художественное произведение. К примеру, она пишет: "Представляешь дневник, есть такие люди, которые по ночам учатся, потому что интернет у них плохой", – это она про своих братьев студентов. "Как хорошо, что у нас хороший интернет, потому что в соседнем ауле там так плохо с интернетом, что ученики забираются на высокий холм со своими телефонами и ноутбуками, чтобы поймать интернет, чтобы учиться". Ее сильно удивляло, что школьники в те дни страдали от ночных "бдений", были вынуждены так делать из-за плохого интернета.

За учеников 2-3 классов дневники заполняли родители. У одной мамы отличное чувство юмора и интересные рассуждения. К примеру: "Это такая сложная тема взаимоотношения. Да, изменились, потому что родителям непривычно видеть и осознавать своего ребенка в чем-то отстающим, стараешься это исправить, ругая ребенка. Я понимаю, что это неправильно, но что делать? Наш папа вообще не вмешивается, но иногда, когда я ругаю, он говорит: "Спокойно объясни". Тогда я отвечаю: "Вот книга, а вот ребенок. Иди и сам учи". После этого он не вмешивался".

Или вот: "Наш папа уехал в город на работу. Скучаем. Отношения у него с детьми идеальные, а со мной дома постоянно война. Папа наш доволен, что сын получил сертификат по математике, только я недовольна. Угадайте почему? Потому что я помогала".

Читайте также
Дышите глубже, рисуйте пауков

- А что пишут старшеклассники о дистанционном обучении? Им нравится?

- Я хочу процитировать одну запись, наверное, она лучше всего отражает настроение почти всех 110-ти дневников: "На выходных активно переписывались в чате, все сошлись на мнении, что больше никогда не будут говорить, что не хотят в школу и лучше сидеть дома".

Конечно, палитра мнений разнообразна. Одна старшеклассница, к примеру, написала, что у нее в школе друзей нет, потому что она много раз меняла школы. Вот она относится к дистанционке нормально. Мама одного ученика написала, что ребенка в школе обижали, он все время приходил заплаканный, и ей дистанционное обучение показалось просто спасением.

- Старшеклассников больше волновало, что дистант плохо сказывается на качестве их знаний или недостаток живого общения?

- Даже те, у кого были какие-то проблемы в школе, или кто никогда не отличался особым усердием, хотели вернуться в школу. Тоска по школе, чувствуется почти во всех дневниках. Конечно, дети скучали по друзьям, по учителям, по живому общению. Многие скучали по дороге домой после школы, по переменам.

Больше, конечно, переживали родители младшеклассников, потому что для них дистант показался катастрофой. Многие родители стали больше ценить труд учителя.

Кстати, в опросниках был блок про родителей, про взаимоотношение внутри семьи. И это в основном были позитивные записи. Очень много было теплых слов про свою семью. Все написали, что любят свою семью, что за время дистанционного обучения стали ближе, стали больше интересоваться друг другом. Дистанционка как бы сплотила семьи, все помогали друг другу.

Читайте также
Зачем ходить на уроки

- А в частных школах ситуация отличается от государственных?

- В нашем исследовании в равной степени представлено село и город, но с самого начала мы исключили частные школы. Задача стояла изучить, как справится государство. Понятно, что частные школы в более выгодном положении, у них и контингент совершенно другой и нет проблем с гаджетами и интернетом.

- Если бы дистанционные уроки проходили не по WhatsApp и телевизору, а в Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, то есть в формате видеоконференций, то отношения к дистанту было бы другим? Как считаете?

- Мне трудно говорить о том, что было бы "если бы". Да, изначально планировалось, что дистанционное обучение будет онлайн, и главным отличием будет только то, что ученики сидят не в классе, а дома. Но онлайн не получилось, и все встало с ног на голову. Не было продумано куда отправлять задания, в каком виде, как все проверять, какой будет обратная связь, как будет проходить работа над ошибками и пр. 

То есть формализм, можно сказать, был изначально спровоцирован тем, как отнеслось к дистанционному обучению профильное министерство.

- Если подвести черту, какой главный вывод можно сделать из исследования?

- Мы можем сказать, что система оказалась не готова к переходу на дистанционное образование в средней школе. Многие решения были не продуманы. Если бы дистанционное образование длилось больше одной четверти, например, весь учебный год, это привело бы к существенному снижению качества образования. Качество полученных школьниками знаний, их полнота, глубина, прочность стали ниже.

Фото: 24.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




преподаватель казахского языка
Орыстілді қазақ ана тілін үйреніп алса, басқа қазақтар бұған еш мән бермейді; өзге ұлтты адам болса, қазақтар оны танымал қылады
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как замначальника ДУИС возвращал полученные от родственника заключённого 20 тысяч тенге
И почему категорически недопустимо с точки зрения морали бросать тень на всю структуру МВД
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Разбалансировка кабинета Бектенова
О противоречивых решениях правительства Казахстана
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Атмосфера примирения расползается по небоскрёбам корпоративной Америки
Сдвиг заметен и в совещательных комнатах медийного начальства
Айнабулак: Самый масштабный той эпохи Казахской АССР с участием Остапа Бендера
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ратель. Лучшее за 2024 год. Евгения Морозова
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Сможем ли мы доверить АЭС отечественному слесарю
Отечественный сварщик уже однажды оставил страну без солярки
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Врач, из-за операции которого актюбинка стала инвалидом, требовал с неё 600 тысяч тенге
Он подал на женщину в суд, после того как она от отчаяния обратилась к президенту страны. Оказалось, что врач вообще не имел права оперировать пациентку
Ведомство Аиды Балаевой заплатит 75 миллионов за комфортную езду
Министерство культуры и информации Республики Казахстан арендует автомобили для служебного пользования
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
В Петропавловске приостановили деятельность ночного клуба после ранения двух человек
Как выяснилось, ещё в декабре ГАСК выявил на объекте грубые нарушения
Экс-акима, раздражавшего жителей, назначили на важную должность
Как выяснилось, по образованию чиновник – юрист и бухгалтер
Как заработать более 100 млн тенге за два года
ЦОН в вагончике и парковка вместо оздоровительного центра: подробности с суда над экс-главным архитектором Алматы
Армейские реалии: призывников избивают, выкидывают в мусорный бак, вымогают деньги
Младший сержант-контрактник за год дважды осуждён за издевательства над солдатами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.