Учёба в условиях пандемии: что узнали социологи о дистанционном обучении в Казахстане

34940 просмотров
0
Катерина КЛЕМЕНКОВА
Воскресенье, 27 Сен 2020, 12:00

Старшеклассники, точно также, как и родители младшеклашек, с нескрываемым пессимизмом смотрят на эффект дистанционных уроков

В первую очередь их тревогу вызывает… "что больше не нужно ходить в школу".

Почему дистанционные уроки получились такими непривлекательными и неэффективными? Социологи провели исследование среди учеников и родителей, чтобы выяснить, что в дистанционном обучении сработало, а что нет.

"Один из основных выводов, к которому я пришел в результате исследования, что государственный стандарт образования во время дистанционного обучения стал размываться", – сказал в интервью социолог и соавтор исследования Серик ДЖАКСЫЛЫКОВ.

Читайте также
Студенты в поисках интернета вынуждены подниматься высоко в горы

- Как и какие именно стандарты стали размываться? Что и с чем сравнивать?

- Ситуация, конечно, внезапная, но проблему обозначила. Во время дистанционного обучения слишком многое стало зависеть от отдельных людей – от администрации школы, от учителей, от самих учеников и их родителей. От условий, в которых оказались ученики и учителя – в одном селе так, в другом по-другому. Соответственно все стандарты размылись, потеряли свое предназначение. Это привело к проблемам более глубокого характера – формализм и, я бы сказал, какой-то цинизм.

- Считаете, что эта проблема возникла из-за дистанционного обучения? Формализм и цинизм вполне могли быть и раньше, просто стали очевидными?

- Возможно, было и раньше, но почему-то во время дистанционного обучения это стало проявляться масштабно.

- Расскажите на примерах.

- Изменилась система оценивания. Как показало исследование, оценки ставились не по заслугам учеников, а скорее поддерживались на уровне, сложившемся в предыдущие три четверти. Очевидно, учителя пытались таким образом исключить или минимизировать негативное воздействие новых обстоятельств на итоговые оценки школьников. В целом же, такая тенденция связана с непродуманностью адаптации к дистанционной форме обучения.

Читайте также
Родители школьников из сёл Алматинской области заговорили о качестве образования

- Почему учителя так делали?

- Возможно, считали, что дети не могут нормально учиться из-за технических проблем, или понимали, что сами чего-то недодают, не могут объяснить тему. Может быть боялись негатива со стороны родителей, если вдруг оценки буду ухудшаться. Списывание во время дистанционного обучения вообще превратилось в норму. Ученики рассказывали, что в классе домашнее задание выполняют 2-3 человека, а все остальные списывают у них. Этого даже никто не скрывал, это известно и учителям. Наиболее ответственные преподаватели пытались такое пресекать, снижали оценки, но в целом, судя по откровениям учеников, списывание стало нормой.

- А разве в школе дети не списывают друг у друга?

- В школе тоже списывают, но в основном те, кто отстает. Дело в том, что во время дистанционных уроков нормой стало списывание и классной работы. В стенах школы классная работа делается при учителе, а когда все сидят дома, классная работа стала как домашняя и, соответственно, почему бы не списать? Тем более, что ни классная, ни домашняя работы не оценивались, а если оценивались, то не учитывались при четвертной оценке, поэтому старшеклассники понимали бессмысленность и не делали задание или списывали. Ученики стали безответственно относиться и к урокам, и к оценкам. Из-за этого получился какой-то элемент попустительства со стороны учителей и, в каком-то смысле, родителей. Плюс, как я уже сказал, появился элемент цинизма, то есть само образование превратилось в формальность.

Некоторые учителя, это видно по записям учеников, стали делить контрольные срезы по вариантам, причем делали не два варианта, а 5-6. Списать стало намного сложнее. Получилась как бы игра между учителями и учениками – одни придумывают барьеры, другие изобретают способ их обойти. Но тем самым учителя признали, что идет списывание, которое становится законным.

Читайте также
Ради будущего своих детей жители села Алматинской области вскладчину построили вышку для интернета

- Не законным, а может безнаказанным?

- Я имею ввиду, что это перестало быть чем-то вне закона. Стало нормой. В каком-то смысле ученики перестали видеть моральное право за учителями их наказывать, потому что среди учителей много такого, чего не должно быть в принципе. И это все очень бурно обсуждалось родителями, особенно в самом начале карантина.

- Какие еще проблемы показало дистанционное обучение?

- Еще один из выводов, что некоторые предметы при дистанционном обучении вообще потеряли всякий смысл.

- Какие уроки сложно изучать дистанционно?

- Допустим, физкультура. Учителя говорили снимать упражнения на видео и отправлять им. На мой взгляд, это только перегружало сети.

Или музыка и рисование. Петь хором не получится, zoom создает несинхронность. А рисовать… учитель должен смотреть как дети рисуют, поправлять, помогать, если нужно. А когда учитель говорит, нарисуйте дерево и вышлите фото – это просто формальность.

Потом есть предметы факультативные, самопознание, например, с ними тоже ситуация неоднозначная, и на мой взгляд, эти уроки тоже только перегружали сети и телефоны учителей. Кстати, ученики часто говорили о том, что их задание не доходило до учителей потому, что память телефона была переполнена.

Качество обучения иностранным языкам в отсутствие живого непосредственного участия учителя ухудшилось. Язык без практики живого общения теряет всякий смысл. Усвоение нового материала по предметам, которые предполагают практические занятия (опыты, эксперименты), такие как химия, физика, также ухудшилось. Посмотреть обучающий ролик на YouTube – это совсем не тот эффект, когда ученик делает сам.

Читайте также
Как отличники НИШ оказались троечниками

- А телеуроки, которые показывают с утра до вечера, они как-то спасают ситуацию или бесполезны?

- Трудно сказать, полезно или бесполезно. Дети, конечно, их смотрели, ведь там объясняются задания или новые темы. Были замечания по качеству этих уроков и достаточно много. Начиная с того, что не совпадали темы. Допустим, должна быть одна тема, а по телевизору совсем другое объясняют.

А младшим классам вообще сложно воспринимать тетеньку по телевизору в качестве учителя. Дети привыкают к одному учителю, и у них много времени уходит на то, чтобы визуально начать воспринимать незнакомого человека на экране как учителя, а в это время тема урока уходит.

Многие родители впервые поняли, что это такое, стали углубляться в методологию обучения, задаваться вопросами образования. То есть вопросы, которые обычно обсуждаются на уровне министерств, каких-то сообществ экспертных, стали обсуждаться практически в каждом доме. Что есть вообще образование?  Чему учат детей? Формулы заучивать или мыслить и находить решение?

- А как проходило само исследование?

- Для исследования учеников и родителей мы использовали дневники. Это достаточно редкая методика, схожая с методом глубинного нарративного интервью.

Суть в том, что вопросы задаются в самом начале, например: "расскажите, как это было?", и дальше интервьюируемый рассказывает все сам. Такая методика хороша, когда нужно поговорить с людьми, которые пережили какой-то кризис. Когда важна спонтанность воспоминаний, рассказа о полученном жизненном опыте.

Дневники подходили еще и потому, что не нужно было контактировать, и они заполнялись несколько дней, в нашем случае 12 дней. Важно было растянуть во времени, чтобы люди ничего не упустили. У учащихся и родителей было достаточно времени подумать, вспомнить все, что пережили за день. Была возможность оценить разные предметы, ведь в один день одни уроки, в другой – другие.

Есть и обратная сторона этого метода. Качественный метод не дает цифровых показателей. Мы не можем говорить о процентах, не можем говорить, что большинство считает так, а 5% по-другому.

Читайте также
В Алматинской области благоустроили несколько сотен школьных туалетов

- Качественное противоположность количественному.

- Да, но я очень доволен результатом. Немножко громоздким получился объем данных – 110 дневников, которые заполнялись в течение 12 дней. При том, что одни пишут коротко, лаконично, другие в ответ могут исписать полстраницы на одну тему. И этот очень большой объем для чтения пропускается через себя. К тому же было понятно, что мы не получим в чистом виде модель общества, у нас могли преобладать те, кто хорошо учится в школе.

- О чем таком очень интересном рассказывали школьники?

- Одна девочка из Южного Казахстана описывала удивительные, веселые или грустные истории, когда их читаешь погружаешься, как будто это художественное произведение. К примеру, она пишет: "Представляешь дневник, есть такие люди, которые по ночам учатся, потому что интернет у них плохой", – это она про своих братьев студентов. "Как хорошо, что у нас хороший интернет, потому что в соседнем ауле там так плохо с интернетом, что ученики забираются на высокий холм со своими телефонами и ноутбуками, чтобы поймать интернет, чтобы учиться". Ее сильно удивляло, что школьники в те дни страдали от ночных "бдений", были вынуждены так делать из-за плохого интернета.

За учеников 2-3 классов дневники заполняли родители. У одной мамы отличное чувство юмора и интересные рассуждения. К примеру: "Это такая сложная тема взаимоотношения. Да, изменились, потому что родителям непривычно видеть и осознавать своего ребенка в чем-то отстающим, стараешься это исправить, ругая ребенка. Я понимаю, что это неправильно, но что делать? Наш папа вообще не вмешивается, но иногда, когда я ругаю, он говорит: "Спокойно объясни". Тогда я отвечаю: "Вот книга, а вот ребенок. Иди и сам учи". После этого он не вмешивался".

Или вот: "Наш папа уехал в город на работу. Скучаем. Отношения у него с детьми идеальные, а со мной дома постоянно война. Папа наш доволен, что сын получил сертификат по математике, только я недовольна. Угадайте почему? Потому что я помогала".

Читайте также
Дышите глубже, рисуйте пауков

- А что пишут старшеклассники о дистанционном обучении? Им нравится?

- Я хочу процитировать одну запись, наверное, она лучше всего отражает настроение почти всех 110-ти дневников: "На выходных активно переписывались в чате, все сошлись на мнении, что больше никогда не будут говорить, что не хотят в школу и лучше сидеть дома".

Конечно, палитра мнений разнообразна. Одна старшеклассница, к примеру, написала, что у нее в школе друзей нет, потому что она много раз меняла школы. Вот она относится к дистанционке нормально. Мама одного ученика написала, что ребенка в школе обижали, он все время приходил заплаканный, и ей дистанционное обучение показалось просто спасением.

- Старшеклассников больше волновало, что дистант плохо сказывается на качестве их знаний или недостаток живого общения?

- Даже те, у кого были какие-то проблемы в школе, или кто никогда не отличался особым усердием, хотели вернуться в школу. Тоска по школе, чувствуется почти во всех дневниках. Конечно, дети скучали по друзьям, по учителям, по живому общению. Многие скучали по дороге домой после школы, по переменам.

Больше, конечно, переживали родители младшеклассников, потому что для них дистант показался катастрофой. Многие родители стали больше ценить труд учителя.

Кстати, в опросниках был блок про родителей, про взаимоотношение внутри семьи. И это в основном были позитивные записи. Очень много было теплых слов про свою семью. Все написали, что любят свою семью, что за время дистанционного обучения стали ближе, стали больше интересоваться друг другом. Дистанционка как бы сплотила семьи, все помогали друг другу.

Читайте также
Зачем ходить на уроки

- А в частных школах ситуация отличается от государственных?

- В нашем исследовании в равной степени представлено село и город, но с самого начала мы исключили частные школы. Задача стояла изучить, как справится государство. Понятно, что частные школы в более выгодном положении, у них и контингент совершенно другой и нет проблем с гаджетами и интернетом.

- Если бы дистанционные уроки проходили не по WhatsApp и телевизору, а в Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, то есть в формате видеоконференций, то отношения к дистанту было бы другим? Как считаете?

- Мне трудно говорить о том, что было бы "если бы". Да, изначально планировалось, что дистанционное обучение будет онлайн, и главным отличием будет только то, что ученики сидят не в классе, а дома. Но онлайн не получилось, и все встало с ног на голову. Не было продумано куда отправлять задания, в каком виде, как все проверять, какой будет обратная связь, как будет проходить работа над ошибками и пр. 

То есть формализм, можно сказать, был изначально спровоцирован тем, как отнеслось к дистанционному обучению профильное министерство.

- Если подвести черту, какой главный вывод можно сделать из исследования?

- Мы можем сказать, что система оказалась не готова к переходу на дистанционное образование в средней школе. Многие решения были не продуманы. Если бы дистанционное образование длилось больше одной четверти, например, весь учебный год, это привело бы к существенному снижению качества образования. Качество полученных школьниками знаний, их полнота, глубина, прочность стали ниже.

Фото: 24.kz.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Загрузка...
финансовый консультант
- Нет никакой мотивации привлекать инвестиции, когда государство само выделяет деньги, само их тратит и само наказывает за их растрату.
Нагорный Карабах: тридцать лет войны
Межнациональный конфликт глазами стороннего наблюдателя
Всё началось с Мамина
За что в МВД не любят Рыб, Дев и Овнов
Кто рулит на китайской границе
Почему отмена конвенционного запрета мало влияет на ситуацию с заторами на пограничных переходах с Китаем
Особенности смертельных ДТП с участием карагандинских полицейских
Как после совершения аварии потребовать компенсации за незаконное увольнение и уйти на пенсию по выслуге лет
В каскеленской больнице заварили качели
С Covid-19 у нас проблемы, скорее всего, будут большие
Как перед Шпекбаевым отмаливали грехи времён Бакауова
Должен ли экс-аким Павлодарской области бояться паркетного визита председателя Агентства по противодействию коррупции в Павлодарскую область
Больше свободы – больше бензина
В Казахстане пройдёт первый в истории страны электронный аукцион по продаже права недропользования
Общественники проверили школы Актюбинской области
Визиты проверяющих были для директоров школ неожиданными. Результаты рейдов общественников ошарашили
На коммунальных платежах можно сэкономить до 7 тысяч тенге
Подсчитайте на калькуляторе Ratel.kz свои льготы и узнайте, как их можно получить
Люки разные нужны
В моей коллекции городских люков самый "древний" датирован 1937-м годом. Вот я и задумалась – а есть ли ещё старше?
"А чего добился я?!"
Рецензия на фильм "Агент Ева", 2020 г., режиссёр Тейт Тейлор, в главной роли – Джессика Честейн
Билборд для Трампа
Китайская иммиграция в Америку продолжает нарастать темпами, которые уже сделали её самой многочисленной среди всех других
Падение цен на нефть, негативные ожидания и геополитика давят на валюты развивающихся рынков
29 октября торги парой USDKZT на KASE открылись на уровне 432,10 тенге за доллар
Почему кыргызы каждый раз поджигают Белый дом
В Кыргызстане народ в растерянности - то он источник власти, то источник богатства новых властей
IPO Kaspi - вещь совершенно невероятная по крутости
Kaspi удалось, как Колобку - медведя и волка, уговорить признать их не банком, а "экосистемой"
О власти
Мы разучились уважать власть. А власть перестала быть профессиональной
Насколько Казахстану доступны современные технологии
Они нужны, но для их доступности мало, что делается
Выучить казахский язык. Часть 21
На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
Укрощенье реки и судьба человека
Василий Казначеев работал на Капчагайской ГЭС с самого первого дня
Ключи
Назгуль достала из шкафа с кружевным бельём упаковку с таблетками и проглотила без воды две штуки
Бывают случаи
Однажды в девяностых…
Не пустим Сашу Барона Коэна в Казахстан
Если мы запретим Бората, с нас сойдёт проклятье этого фильма, и в Казахстане сразу решится масса проблем
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Социализм – муэрте
- Автор прав! Казахстану, также как Беларуси и Украине, нужна реформа судебной и избирательной системы. Судьи должны избираться, как в западных странах, а на назначаться лидером исполнительной ветви власти. Еще 250 лет назад Шарль Луи Монтескьё писал в книге "Дух законов", что судебная ветвь власти должна быть независимой от исполнительной ветви власти, чтобы судьи судили по закону, а не по указанию чиновников - которые могут уволить судью...
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Почему так не справедливо!! Кто нуждается он не получить накопительный, Хотя маленький часть, Я САМА ЛИчно нуждаюсь, надеялась получу, кредит заплачу!!Потребительский кредит брала, на квартиру купить, а теперь из за карантина еле как живем и платим, залезли еще в долг!! У кого Большие зарплата и так не нуждается!!
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Какую сумму я могу получить? От редакции: https://ratel.kz/raw/pensionnyj_kalkuljator_skolko_deneg_vy_smozhete_zabrat_iz_enpf
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Қанша акша алуға болады От редакции:БЖЗҚ-дағы өз жинағыңызды қалай тексеруге және оның қанша бөлігін алуға болады. Сiлтеме - https://ratel.kz/raw/bzhz_day_z_zhinayyzdy_alaj_tekseruge_zhne_ony_ansha_bligin_alua_bolady
Неэффективные приоритеты чиновников
- Я не против спорта, но пусть спортсмены живут за свой счёт. Пусть собирают огромные стадионы зрителей как "Барселона", "Реал", "Челси" и сами зарабатывают себе на жизнь. Почему они в нашей стране должны жить за счёт пенсионеров, учителей, врачей.
В Минэкологии РК составили карту загрязнения городов Казахстана
- В Павлодаре низкий уровень загрязнения??? Тот, кто эту карту составлял, хоть раз там был?