Принцип покупать товары и услуги по максимуму только у своих работает безотказно
У одного из ФБ-друзей увидел пост с призывом покупать товары казахстанских производителей. Инициатива, надо сказать, не только нужная, но и своевременная, ввиду тяжелейшего удара пандемии по экономике.
Вообще, конечно, при выборе экономической политики любое государство сталкивается с простым, но принципиальным вопросом: допустимо ли, чтобы потребитель на определённом этапе становления экономики поддерживал отечественного производителя покупая своё, возможно, по более высокой цене, нежели импортируемая продукция?
Традиционно сырьевые страны, не особенно заморачиваясь поддержкой местного производства, этот вопрос предпочитали решать по упрощённой схеме: природные ресурсы вывозить, потребительские товары завозить, заваливая потребителя импортным изобилием. Однако в последнее время, кажется, подобная упрощёнка нравится многим сырьевикам все меньше и меньше. Государства приходят к пониманию, что рентно-сырьевая экономическая модель в долгосрочной перспективе проигрывает экономике предпринимателей и налогоплательщиков.
Разумеется, в теории вопрос баланса между отечественным производством и импортом должен решаться через механизм рыночной конкуренции. Местный производитель должен уметь конкурировать по качеству и цене с привозными товарами. Но жизнь, как известно, не теория. И конкуренция, увы, зачастую бывает не очень честной и равноправной.
Возьмем, к примеру, те же США, которые заигравшись в свою же политику глобализма загнали себя в экономическую ловушку, освобождение из которой было сопряжено и с торговыми войнами, и с недовольством партнёров.
Судите сами. Американские товары экспортируемые в Китай на протяжении десятилетий облагались Пекином 25-процентной пошлиной. Против китайских же товаров, ввозимых на американский рынок, США применяли смехотворную пошлину 2,5%, а на многие позиции товарной номенклатуры пошлин не было вообще. Разумеется, подобная диспаритетная конфигурация и неадекватный налоговый режим в США вынуждали американские компании переносить свои производственные площадки в Поднебесную и становиться китайскими экспортерами товаров Made in China на свой же американский рынок.
В итоге дефицит Америки в торговле с Китаем достиг астрономических 330 миллиардов долларов. То есть Америка из года в год позволяла Китаю получать на американском рынке беспрецедентные доходы, потеряв за 15 лет свыше 5 миллионов рабочих мест и 60 тысяч промышленных предприятий.
Аналогичная ситуация сложилась и с Европой. ЕС облагал товары из США 10-процентной пошлиной, имея при этом беспошлинный вход на американский рынок. В итоге Евросоюз зарабатывал на американском потребителе ежегодно до 180 миллиардов долларов чистыми, последовательно ограничивая ответный импорт товаров из Америки. Справедливо? Полагаю, что не очень.
Штаты в итоге берут сегодня ситуацию под контроль, приводя свои торговые отношения к единому для всех стандарту.
Но это все моменты глобальные. Я же больше о земном хотел рассказать - как можно незамысловато поддерживать своих на бытовом уровне.
Наверняка многие слышали как выживают и развиваются в разных странах мира еврейские, китайские или итальянские диаспоры. Основой их выживания является общинный подход в финансово-экономической сфере. Принцип покупать товары и услуги по максимуму только у своих работает безотказно.
Эту модель очень отчётливо можно наблюдать, например, в Нью-Йорке. Еврей, китаец, или итальянец всегда старается пойти в магазин, кафе, лавку, химчистку или мастерскую, которую держит его сородич. У всех диаспор есть свои врачи, дантисты, юристы, банкиры, риэлторы. Соглашусь, что выглядит подобный подход в 21 веке несколько местечково, однако он помог встать на ноги многим поколениям иммигрантов. И, что самое интересное, помогает и сегодня.
К удивлению своему определённые черты похожего "общинного" взаимодействия встретил в технологической долине Северной Вирджинии, где обосновавшиеся компании всячески помогают друг другу заказами, консультациями, лоббистами, скидками. Причём скидки предоставляются не только на корпоративном уровне, но и в ритейле, на уровне покупок, совершаемых простыми сотрудниками.
То есть работник любой местной компании, предъявив служебное ID, подтверждающее его работу в долине, без разговоров получит, к примеру, скидку от местного магазина Apple. Или от любого другого ритейлера. Таким образом, местное бизнес-сообщество, по аналогии с еврейскими, китайскими, итальянскими общинами, стремится к ощущению общности местных бизнесов, чувству локтя и взаимной поддержки.
Для любого предпринимателя очевидно, что доллар потраченный у своих никуда не уходит и в скором времени обязательно вернётся к тебе. Наверное, именно так общее процветание и достигается. Модель "ты - мне, я - тебе" работает вполне эффективно. По крайней мере, ни китайские, ни еврейские, ни итальянские товарищи не жалуются. А у них иногда и поучиться не грех.
На фото:
- стенд автодилера BMW техдолины Северной Вирджинии;
- пальто и платье от казахстанского брэнда BRU на презентации ювелирного дома Tiffany и ежегодной вечеринке журнала Capital File в столице США. Ненавязчиво подсаживаем американцев на казахстанских производителей.