Досым Сатпаев: Политика ультиматумов может оттолкнуть от Турции ближайших партнеров, включая Казахстан
На верхнем снимке: Стамбул. Мост из Европы в Азию. Фото: Вадим Борейко.
На удивление Министерство образования и науки РК достаточно оперативно высказало в субботу, 30 июля, свою позицию по поводу казахско-турецких лицеев - в ответ на фактически требования турецкого посла в Астане закрыть их под тем предлогом, что они якобы финансируются Фетуллахом ГЮЛЕНОМ, оппонентом президента Таипа Реджепа ЭРДОГАНА. Как суверенное государство, наша республика без подсказок извне сама должна определять кто, как и по каким правилам работает в её образовательной системе.
Посол Турции в Казахстане Невзат Уянык.
Казахстан не Албания
Кстати, еще до выступления посла Турции в РК, в одном из комментариев я как раз призвал государственные структуры быстрее поставить все точки на «I» в этом вопросе, чтобы снизить напряжение вокруг этих учебных заведений. При этом заявление МОН РК напоминает аналогичную реакцию Албании, где также решили не закрывать эти школы, в том числе по причине высокого уровня знаний, которые получают в них школьники. А зампред правящей социалистической партии Албании Бен БЛУШИ в СМИ по этому поводу даже заявил: «Албания не какая-нибудь турецкая провинция».
Но маловероятно, что такая реакция Астаны полностью удовлетворит Анкару: ведь Албания, в отличие от Казахстана, не входит в Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Тем более что эту тему Эрдоган поднимает не в первый раз. В мае 2015 года турецкое издание Daily Sabah сообщило, что президент Турции в очередной раз попросил руководителей нескольких стран (Азербайджан, Сенегал, Габон, Косово, Конго, Казахстан, Сомали, Японию и Таджикистан) ограничить деятельность турецких школ, которые ассоциируются с движением «Хизмет», созданного Фетуллахом Гюленом. Казахстан тогда тоже отверг эту просьбу. Интересно, что в Азербайджане и в африканских странах к ней прислушались. А вот Таджикистан лишь поменял вывеску учебных заведений, назвав их «школами для одаренных детей», а также исключил из программы обучения изучение турецкого языка.
Уже не просят, а требуют
Но в этот раз в глаза бросается совсем другое. Понятно, что борьба Эрдогана с внутренней оппозицией уже давно вышла за пределы Турции. Но если его трения с Вашингтоном по поводу выдачи Гюлена еще можно понять, то новый жесткий стиль общения представителей турецкого МИДа с партнерами по Совету сотрудничества тюркоязычных государств по поводу турецких лицеев в этих странах наводит на определенные мысли. Ведь если год назад Анкара только просила, то сейчас она уже требует. А что будет в следующий раз?
Кстати, первым свою негативную реакцию на такой стиль поведения высказал не Казахстан, а Кыргызстан, который также попал в турецкий «список подозреваемых». МИД КР, в ответ на ультимативное требование главы турецкого форин-офиса Мевлюта ЧАВУШОГЛУ в адрес Кыргызстана относительно турецких школ, заявил, что считает «некорректным, когда министр иностранных дел какой-либо страны указывает другому государству на необходимость предпринять те или иные действия, при этом на языке ультиматумов и шантажа».
Отметим, что дипломатическая полемика на повышенных тонах возникла, мягко говоря, не вовремя: очередной, шестой саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств в этом году должен пройти именно в Кыргызстане. И если саммит не отменят, то этот вопрос, скорее всего, придется обсуждать на уровне президентов Турции и Кыргызстана. А возможно, и Казахстана.
Фетуллах Гюлен в роли профессора Мориарти
Фетуллах Гюлен.
Но более интересным является другой тезис Чавушоглу. Он заявил, что сторонники Гюлена проникают в госструктуры Кыргызстана и могут спровоцировать государственный переворот в этой стране. То есть, с точки зрения Анкары, Фетуллах Гюлен, как профессор Мориарти, раскинул свою паутину в разных странах, чтобы в перспективе создать из них антиэрдогановскую коалицию, посредством формирования политической элиты, лояльной к его идеям.
Но обвинения такого рода уже выходят за рамки образовательной системы, а касаются вопросов национальной безопасности. И если в Казахстане, как и в Кыргызстане, с точки зрения турецкой стороны, наблюдаются аналогичные тренды, то свою точку зрения по этому вопросу, кроме МОН РК, также должны высказать МИД и КНБ РК, чтобы отделить измышления от правды. В противном случае останется почва для инсинуаций и политических игр, в которые попытаются втянуть и нашу республику.
Чем Турция похожа на Россию
Таип Реджеп Эрдоган - прилежный ученик Владимира Путина.
Последние заявления турецких дипломатов говорят о том, что Анкара рассматривает тюркоязычную часть постсоветского пространства как сферу жизненно важных геополитических интересов Турции.
И здесь можно согласиться с интересным мнением тех экспертов, которые считают: Турция и Россия схожи в том, что никак не могут избавиться от комплекса бывших империй. И, отягощенные этим историческим грузом, пытаются закрепить за собой роль субрегиональных держав, в том числе за счет расширения зоны своих стратегических интересов. Турция пыталась сделать это в Сирии, а Россия - на Украине. Более того, Анкара реализует «османские» комплексы в рамках проекта создания нового союза тюркоязычных государств.
Эрдоган, как и ПУТИН, пытается мобилизовать общество в поиске внутренних и внешних врагов. Отличие заключается лишь в том, что турецкий лидер активно использует в качестве скреп религиозный фактор, а президент России делает ставку на так называемый «ретроспективный патриотизм» с элементами советской идеологии.
При этом и Россия, и Турция рассматривают Центральную Азию в качестве сферы своего геополитического влияния. Визиты Эрдогана в начале прошлого года в Казахстан и в конце 2015-го – в Туркменистан (уже после инцидента со сбитым российским самолетом), явились недвусмысленными сигналами, которые Анкара послала Москве. В свою очередь, Россия обвинила Турцию в ее попытках продвинуть идеи пантюркизма и панисламизма в зонах геополитических интересов Кремля. И даже прекратила свое участие в Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), членом которой является и Казахстан.
Хотя на замысловатых геополитических виражах может возникнуть и такая ситуация, когда неожиданным союзником турецкого президента в его борьбе с Гюленом может стать Россия, если она начнет рассматривать созданные им образовательные структуры как один из инструментов влияния США в регионе. По крайней мере, Турция пытается сейчас многих в этом убедить. Некоторые эксперты считают, что масла в огонь подлила книга Османа Нури ГЮНДЕША, главного советника разведки при бывшем турецком премьере Тансу ЧИЛЛЕР, который связал деятельность учебных заведений, финансируемых Гюленом в разных странах мира, с ЦРУ. Кстати, это также может объяснять рост напряженности между Анкарой и Вашингтоном.
Тест на лояльность
Турция действительно пытается катализировать объединение тюркоязычного мира и параллельно - закрепить за собой роль одного из новых центров модернизационного ислама.
Кстати, на фоне роста религиозного самосознания в Казахстане, все чаще стали появляться суждения о том, что модель сосуществования светского и религиозного фактора в Турции (где второй всё больше доминирует) может стать привлекательной для нашей страны. И, возможно, официальная Анкара заинтересована в поддержке таких настроений.
Первым, кто осознал опасность превращения страны в арену борьбы разных религиозных моделей развития, опять стал Кыргызстан. Недавно президент КР Алмазбек АТАМБАЕВ заявил, что под прикрытием религии Кыргызстану пытаются навязать чуждую культуру и поэтому важным является сохранение культуры собственной, национальной.
Это актуально и для Казахстана, учитывая, что в мусульманском мире обострилась конкуренция между тремя центрами геополитического притяжения - Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. Каждый из этих игроков выстроил свою модель взаимодействия религии и государства и пытается расширить сферу её использования в других странах. Кстати, из всех стран Центральной Азии пока только Таджикистан фактически оказался втянут в конкуренцию между Ираном и Саудовской Аравией.
…На V саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, прошедшем в Астане в сентябре прошлого года, его участники заявили о необходимости более тесного сотрудничества, в том числе в образовательной сфере. Президент Казахстана даже предложил превратить Международный Казахско-Турецкий университет им. Яссауи в Туркестане в учебное заведение для всего тюркского мира. (Кстати, в апреле 2015 года этот вуз посетили Нурсултан НАЗАРБАЕВ и Таип Реджеп Эрдоган). А посол Турции в Казахстане Невзат Уянык на брифинге в пятницу только этот университет признал в качестве учебного заведения, которое было официально открыто в Казахстане при поддержке турецкой стороны.
Выходит, руководство Казахстана, рекламируя этот вуз, пыталось сгладить прошлогодние претензии Эрдогана к нашей республике по поводу других казахско-турецких учебных заведений. Но, как видно, проблема не была решена.
Как было сказано выше, в этом году трения приобрели более жесткий характер, что, в первую очередь, чревато для самой Анкары. Турция должна понимать, что, разбрасываясь ультиматумами в адрес своих партнеров, она может сформировать вокруг себя образ нового «старшего брата», который пытается диктовать им свою волю. Вряд ли это понравится Астане, Бишкеку и даже Баку. Анкару же вряд ли устроит реакция Казахстана и Кыргызстана на турецкие требования относительно лицеев, а Эрдоган наверняка такую реакцию будет рассматривать как проверку на лояльность к его внутренней политике. Если так пойдет и дальше, то после масштабной чистки турецкой элиты и общества от реальных и мнимых врагов Эрдоган вполне может перейти к «чистке» своих внешнеполитических партнеров.
А такая политика вряд ли доведет Турцию до добра.