Он будет недорогой, но на всех его не хватит
Непонятно зачем, но власти продолжают руководствоваться заветом вождя мировой революции Владимира Ильича ЛЕНИНА, высказанным более столетия назад: "Шаг вперед, два шага назад".
В мае 2024 года президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ поставил свою подпись под указом, который эксперты сразу же окрестили революционным. Названный "О мерах по либерализации экономики" он в числе прочего содержал поручение правительству "до 31 декабря 2027 года обеспечить поэтапную отмену максимального количества норм законодательства Республики Казахстан, прямо или косвенно ограничивающих свободу формирования цен и тарифов, за исключением монопольных рынков".
Спустя пять месяцев, в середине октября, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Марат ОМАРОВ заявил, что главой государства и правительством принято политическое решение об отказе от госрегулирования цен на бензин и дизельное топливо.
А спустя еще месяц Министерство энергетики опубликовало на портале электронного правительства для публичного обсуждения проект приказа о сохранении предельной оптовой цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ) до 1 июля 2025 года на уровне июля-декабря текущего года.
Потребление СУГ в Казахстане растет из года в год: так, в 2023 году рост составил 28% по сравнению с 2022-м. Спрос толкают вверх массовый перевод автомобилей на более дешевый, по сравнению с бензином, вид топлива (если в 2021 году в стране было зарегистрировано 313 тыс. автомобилей на газе, то на конец 2023 года – уже 582 тысячи) и активное жилищное строительство в негазифицированных регионах. Ездить на газе и отапливать им дом выгодно: цены на СУГ в Казахстане одни из самых низких на постсоветском пространстве – с 1 июля 2024 года, когда состоялось последнее директивное повышение цен – 59-94 тенге за литр в зависимости от региона.
При этом предельная оптовая цена, установленная министерством – 45 158 тенге за тонну. А себестоимость производства, по данным министерства – от 60 тыс. до 70 тыс. тенге за тонну. То есть с каждой проданной тонны производитель получает не прибыль, а убыток. К чему это приводит, можно посмотреть на примере крупнейшего производителя сжиженного газа в западном регионе, принадлежащего "КазМунайГазу" – ТОО "КазГПЗ".
98% оборудования завода из категории сосудов, работающих под давлением, находится в эксплуатации более 40 лет, срок службы парка контрольно-измерительных приборов превысил шестикратную предельную степень износа. На замену изношенного оборудования нужны инвестиции, которых по причине реализации сжиженного газа себе в убыток нет. Более того, нет денег на ежегодное техобслуживание, из-за чего в 2021-2023 годах на заводе произошло 52 инцидента и один случай пожара, к счастью, без человеческих жертв.
Частный инвестор в отрасль не идет, потому что при регулируемой государством цене на сжиженный газ строительство и запуск нового производства не окупится. А это означает дефицит и очереди на заправках. Впрочем, глава "КазМунайГаза" Асхат ХАСЕНОВ причиной перебоев с автогазом на заправках называет неграмотное распределение ресурсов. "Наши все три завода производят. Всё, что по графику министерство на нас выделяет, распределяет, мы делаем. Даже производим на сегодняшний день с опережением. Всё, что мы производим, всё направляем на внутренний рынок", – заявил он на недавнем брифинге для СМИ. По его словам, проблема очередей на заправках, которые периодически возникают – это вопрос к распределению. Хотя как ты ни распределяй "тришкин кафтан", на всех владельцев автомобилей на газовом топливе его не хватит.
Остаётся лишь строить догадки, чем руководствуется правительство, нарушая указ президента и замораживая цены на СУГ еще на полгода. Некоторые эксперты предполагают, что такое распоряжение поступило в министерство непосредственно из администрации главы государства, и тому может быть два объяснения:
"1. Текущая забастовка на Западе страны. В АП опасаются расширения протестной массы, что вполне обоснованно.
2. Подготовка к электоральным событиям. Возможно, в первом полугодии 2025 года планируются выборы, и важно сохранить или временно заморозить цены на этот период".
Но почему тогда не боятся отпускать цены на бензин и дизель? Или их тоже заморозят, просто народу забыли об этом сказать?
Фото: ccx.kz.
Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".