Цены на бензин: хотите, как в Венесуэле?

12220 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 08 Ноя 2024, 11:00

Почему правительство стесняется объяснять народу, что рост цен на бензин – не прихоть, а необходимость

Новость о грядущем повышении цен на бензин и дизтопливо вызвала горячий интерес как у профессионалов отрасли, так и у простых читателей, ведь она напрямую касается даже тех, кто не владеет собственным авто. Все прекрасно понимают: более высокие цены на топливо перетекут в себестоимость практически всех товаров и услуг: начиная от булки хлеба, которую надо привезти в магазин, и заканчивая услугами такси, которое возит с работы.

Читайте также
Правительство отпускает цены на бензин и дизтопливо

Аналитик нефтегазовой отрасли, член Общественного совета при Министерстве энергетики РК Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ считает, что дискутируемые сейчас в правительстве меры – никакой не отпуск цен, а лишь приведение их в соответствие со складывающимся валютным курсом. Если действительно будет принято решение позволить ценам расти на 10 тенге в квартал (40 тенге в год) – это не либерализация топливного рынка. "Спасет ли ситуацию цена на Аи-92 в 250 тенге к концу года? Нет. Почему не спасет? Потому что в РК дефицит. И он нарастает. Сейчас мы балансируем за счет импорта из России. Но КМГ не может бесконечно покупать задорого и продавать в РК в убыток (или может?). Значит, со временем в Казахстане будет две цены на топливо: на казахстанское, которое будет с перебоями, и на российское, которое будет дороже. Где, какое и что по факту нам будут заправлять – никто не узнает", – пишет эксперт.

И отмечает, что реально безубыточная цена на Аи-92, которая покрывала бы все затраты нефтедобытчиков (в первую очередь!), переработчиков и продавцов, составляет не менее 60 центов. Это 294 тенге при текущем курсе 490 за доллар. "Однако в следующем году курс, судя по госбюджету, будет расти, а, следовательно, мера в две тенге в месяц или даже 30-40 тенге за год - не решает проблему дисбаланса цен и себестоимости, – резонно замечает Олжас Байдильдинов. – Если предположить, что к концу следующего года курс может сложиться в районе 540-550 тенге, то предполагаемый правительством уровень в 205+24 или 205+40 - это все те же 42-45 центов!".

У потребителей подход иной. "Почему в странах Персидского залива бензин стоит дешево, а в Казахстане, который тоже нефтедобывающая страна, дорого, и будет еще дорожать?", – спрашивает наш читатель. Ну что ж, обратимся к цифрам. Есть такой сайт globalpetrolprices.com, в ежедневном режиме отслеживающей цены на бензин в разных странах мира. Так вот, по состоянию на 4 ноября, согласно данным сайта, литр бензина в Казахстане стоил в среднем 0,5 американского доллара. В Катаре, на который ссылается автор вопроса – 0,577 доллара, в Саудовской Аравии – 0,62, в Объединенных Арабских Эмиратах – 0,716 доллара. Так что миф о баснословно дешевом топливе в странах Залива – лишь красивая сказка, вкладываемая в головы обывателям людьми, играющими в политику.

Читайте также
Две цены за дизель

Да, есть еще Венесуэла с 0,035 центами за литр бензина. Но там все жители платят за бензин, который стоит дешевле воды, гиперинфляцией, экономическим кризисом и дефицитом.

Сегодняшняя цена бензина в Казахстане обеспечивается за счет фактического субсидирования его нефтяниками и в первую очередь - нацкомпанией "КазМунайГаз". Причем субсидируются все одинаково: и таксист, для которого старенькая мазда – возможность прокормить семью, и мажор на шестилитровом "гелендвагене". Справедливо это? Притчей во языцех стало удивление европейцев, которые ни в одной мировой столице не видели такого количества мощных внедорожников и лимузинов на дорогах, как в Астане и в Алматы.

Второе – бензин и дизтопливо, продаваемые по цене дешевле, чем в соседнем Кыргызстане или России, приводит к контрабанде в эти страны. Серьезные ребята вывозят его бензовозами, а простые шаруа из приграничных районов – в бензобаках и канистрах в багажниках легковушек.

Не секрет, что все международные перевозчики, заезжая в Казахстан, заливают под завязку и основной, и дополнительные баки, чтобы сэкономить на заправке в пункте назначения. Правительство пыталось бороться с этим методом дифференцированных цен, но безуспешно. Сегодня темпы роста потребления дизельного топлива в стране, к примеру, превышают темп роста казахстанского ВВП. Интересно? Очень.

И наконец – такой вопрос. Почему о реформе ценообразования на топливном рынке мы узнаем из утечек информации, инсайдов информагентств и сведений из так называемых "доверительных источников"? Если, как заявил председатель Антимонопольного ведомства Марат ОМАРОВ, политическое решение об отпуске цен на бензин действительно принято на уровне главы государства и премьер-министра, почему правительство не разъясняет народу, что это не прихоть нефтяников, а объективная необходимость? Где многочисленные пресс-службы, службы центральных коммуникаций и пресс-центры? Хотелось бы услышать на простом понятном языке квалифицированные комментарии компетентных специалистов с выкладками, цифрами и фактами.

Слишком свеж в памяти лозунг "Газ – елу!", с которого начался Қанды Қаңтар. Какой лозунг могут поднять на щит после роста цен на топливо возмущенные люди, которым популисты и провокаторы вбросят очередную байку про "дешевый бензин в странах Персидского залива"?

Фото: Girish Gupta / Reuters.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента