Если сейчас спросить у активного пользователя интернета, смотрит ли он телевизор, то ответ будет отрицательный
По сообщению TNSGallupMedia, во время пандемии аудитория искала реальную информацию не в Интернете, а в телевизионных новостях. 52% респондентов выбрали традиционные средства массовой информации, в том числе телевидение, в качестве наиболее надежного источника информации. За этот период телевизионная активность увеличилась на 22% в Казахстане, на 28% в Турции и на 25% в России.
Если сейчас спросить у активного пользователя интернета, смотрит ли он телевизор, то ответ, безусловно, будет отрицательный. Это в принципе нормальная реакция для человека, живущего в ином пространстве. Однако такие люди имеют свою точку зрения и считают, что телевидение не востребовано в обществе. Думаю, что на такие вопросы должны отвечать цифры.
Как правило, именно такого рода критичное мнение имеют пользователи социальной сети Facebook. Но некоторые цифры привлекут ваше внимание - по данным socialbakers, в настоящий момент количество казахстанских пользователей Facebook составляет 340 660. По этому показателю мы находимся на 100-м месте среди более 200 стран. При этом, проникновение среди населения всего 2,20%, а проникновение среди пользователей 6,43%. Исходя из статистики, можно сказать, что эта часть населения не может быть объективной в вопросе - насколько востребованы телеканалы в нашей стране.
Для сравнения следует уточнить данные по количеству людей, просматривающих телевидение. Сложно оценить общее число телезрителей, однако в 2018 году на сайте kursiv.kz был комментарий от председателя правления АО "Казтелерадио" Искандера ТАЖИБЕКОВА. Там он заявил, что количество абонентов телерадиовещания под брендом "Отау ТВ" увеличилось с 6,3 тысячи в 2010 году до 1,35 млн абонентов, то есть это более 4 млн человек. Кстати, интересен тот факт, что 74% от общего числа абонентов, это жители сельской местности. Теперь стоит представить, сколько людей не пользуются спутниковым национальным телевидением или же используют другие бренды, фактически цифры могут превысить 10 млн потенциальных телезрителей.
Если исходить из той же статистики, то на 1 марта 2018 года в сельской местности проживает 7,74 млн человек или же 52,6% от общего числа населения.
Агентство Республики Казахстан по статистике в 2009 году после переписи населения предоставило интересные данные по владению государственным языком. Исходя из этих данных, понимают казахскую устную речь 74% населения страны, умеют читать и писать по-казахски 62% населения, а 2,9% только читать. Теперь представим, насколько могли измениться внутренние реалии за 11 лет, то есть цифры изменились внушительно, официальных данных найти не удалось, но мы все это и так понимаем.
После того, как мы оценили предпочтения аудитории и язык потребления контента, можно перейти к данным по телезамерам. В 2018 году в исследовательской компании TNS Central Asia (Kantar TNS) сообщили, что казахоязычные телеканалы не входят в топ-5 по просмотрам, в 2020 году ситуация, в принципе, не изменилась. Оказывается, рейтинги отечественных каналов формируют всего 2 800 человек, проживающих в городах, где население превышает 100 тысяч человек. Из них 40 процентов не знают казахского языка. 60 процентов - этнические казахи, которые, предположительно, владеют госязыком. Фактически, цифры по популярности отечественных телеканалов не объективны и не могут отражать полную картину происходящего в этом секторе.
Например, если говорить о контенте в целом, то контент, предоставленный аудитории в 2018 году на 72% был на государственном языке и был наиболее востребованным. В свою очередь, если мы говорим о телевидении, то самая крупная телевизионная корпорация закреплена за национальным телеканалом "Qazaqstan". Данный телеканал имеет в каждом городе региональное представительство, плюс ко всему за ним закреплены акции ряда крупных каналов страны, и самое главное - имеется детский, спортивный и развлекательный каналы, которые также функционируют на государственном языке.
Однако, есть и интересные данные, которые отражают более чем объективную информацию по тому, насколько увеличилась или уменьшилась аудитория определенных телеканалов. Так, например, в лидерах по числу новых телезрителей по сравнению с 2019 годом стал телеканал "Хабар 24" (увеличил свою аудиторию на 222,2% и занимает 12 место), второе место за собой закрепил телеканал "Tamasha TV" (привлек аудиторию аж на 135%, уверенно занимает восьмую позицию среди телеканалов страны), и третье место получил телеканал "Qazaqstan" (в его активе +38,5% новой аудитории и четвертое место в общем списке). Кстати, "Tamasha TV" и "Qazaqstan" представляют одну корпорацию, следовательно, вкупе дают очень динамичный рост.
Источник: страница Ислама Кураева в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото из открытых источников.