Народная популярность нынешнего Nur Otan, наверное, где-то на уровне рейтинга КПСС перед самым распадом СССР
Парламентские выборы в Казахстане прошли очень тихо и буднично. Многого от них я не ждал. В этом контексте мне было бы достаточно избрания в нижнюю палату двух новых политиков: Каната НУРОВА и Айдоса САРЫМА, заявленных в партийном списке Nur Otan.
Знаю их не первый год как людей демократических взглядов, обладающих критическим мышлением, широким кругозором знаний, умеющих вести диалог с аудиторией и полемику с оппонентами. С ними никогда нескучно и всегда есть о чем интересно поговорить.
Они бы, кстати, не замедлили с адекватной ответной реакцией на провокационные выпады депутатов российской госдумы по поводу нашей государственности. По крайней мере, наша пресса была бы обеспечена двумя качественными депутатскими комментариями и экспертными мнениями.
В каком-то смысле это могло бы стать знаковым событием. Вчера дискутировали с друзьями на эту тему. Сошлись в одном: "Они добрые гонцы", только бы "вынесла" и выдержала наших интеллектуалов сама партия, призвавшая их под свои знамена. Думаю, там давно не имели дело с гражданами с таким политическим и социальным темпераментом.
Говоря со своей колокольни, дефицит политических акторов в Казахстане очевиден, а это очень ограничивает журналистскую работу. Страна у нас президенто-центричная, и понятно, что на фоне Елбасы все остальные государственные институты со своими резидентами блекли и тускнели.
Они становились чем-то средним между партхозактивом, гостехперсоналом и коллективным агитатором-пропагандистом. Всё как бы "политическое" превращалось в сугубо "техническое" и прикладное. "Технический премьер", "технический парламент". Политический ландшафт был однообразен: вот белела и возвышалась Акорда, а рядом разместилась "серая орда" своего рода.
Вполне вероятно, в таком качестве они оказались и полезны для страны, но все же были при этом невыразимо скучны и косноязычны. Словом, такие стояли времена, когда "сначала экономика, а политика потом". Эта эпоха отражена в идиомах "продукт первого президента", "шефа надо поберечь" и "сын одноклассника".
В своем первом после инаугурации интервью авторитетному изданию The Wall Street Journal новый президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил:
- Без политической трансформации Казахстан не станет историей успеха. Без политических реформ не будет прогресса в экономических реформах.
Такой тезис президента Токаева летом 2019-го воспринимался с энтузиазмом. Но сомнения оставались. Реформы ведь должны осуществлять те, кто имеет к ним политический вкус, внутренние способности и потребности. Кого навскидку мы можем назвать? Слишком узким представляется круг тех, кто способен напрямую обеспечивать продекларированный новый курс на перемены.
Кто в таком случае проводники реформ, фавориты этих перемен? Разве что "призывники" из Национального совета общественного доверия (НСОД), чья приверженность демократическим ценностям будет служить живой политической надстройкой перемен?
Присутствие в партийном списке новых имен стало для меня неким ответом на эти вопросы. Для партии власти, на мой взгляд, это стопроцентное стратегическое попадание в цель. Чтобы вконец не "обленивела" и не "обрежневела". Была уже в новейшей истории одна такая партия...
Первому зампреду Nur Otan еще полтора года назад поручили превратить "авангардную" партию в "ум, честь и совесть нашей эпохи". Но в обозримом будущем локомотивом реформ ее представить сложно. Разве что в партийных недрах родится прогрессивная фракция или внутрипартийная группа, не чуждая идеям реформ и соответствующая духу времени.
Пока же напрашивается канонический вывод: какую организацию ни создай, все равно КПСС получается. Народная популярность нынешнего Nur Otan, наверное, где-то на уровне рейтинга КПСС перед самым распадом СССР.
Но есть на свете вещи поважней, чем апргрейд партии Nur Otan. Стране срочно требуется Homo politicus, или "человек политический", чей главный социальный мотив – это стремление реализовать себя в сфере принятия решений на государственном уровне. Он конструирует политическую реальность и служит олицетворением политической жизни в стране.
Не случайно современные социологи утверждают, что демократические изменения в обществе вызывает деятельность человека, который привносит в сферу политических отношений свои экономические интересы и социальные представления. При этом он представитель той самой массы, в недрах которой формируются социальные ожидания, предписывающие политикам следовать определенным принципам и демонстрировать соответствующую модель поведения.
Надо признать, Homo politicus крайне редкий социологический и личностный тип в наших палестинах, он на грани исчезновения.
Гражданское общество может обрести форму и содержание лишь с появлением новых прогрессивных политиков и других акторов политического модерна.
Лиц, действующих на самом деле, а не имитирующих бурную деятельность. Критически мыслящих ответственных граждан, а не временщиков и популистов. Тех, кто органично верит в необходимость и необратимость перемени, в конечном счете, заряжает этой верой общество, постепенно, но верно возвращая его уважение и голос.
Иллюстративное фото из открытых источников.