Станут ли россияне хозяевами НПЗ "Конденсат" в западном Казахстане

12645 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 09 Сен 2024, 09:00

Ждать развязки осталось недолго

В ближайшее время станет известно, сменится ли владелец казахстанского нефтеперерабатывающего завода "Конденсат" в Западно-Казахстанской области.

Читайте также
Нуркадилов искал долю Кажегельдина в ШНОСе

6 сентября истек срок предложения, сделанного ТОО "Бiрiншi шина компаниясы" - мажоритарным акционером АО "Конденсат", владеющего заводом, к остальным акционерам о выкупе их акций по цене 1 283,44 тенге за штуку.

Завод мощностью переработки 850 тысяч тонн сырья в год был введен в строй в 1997 году рядом с гигантским месторождением Карачаганак и в первые годы перерабатывал нестабильный карачаганакский газоконденсат. В ноябре 1997 года правительство подписало контракт на разработку месторождения с консорциумом иностранных компаний "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" (КПО). Оператор в 2011 году построил на Карачаганаке комплекс по стабилизации газоконденсата, одновременно получив возможность экспорта добываемого сырья через систему Каспийского трубопроводного консорциума.

После этого КПО предложил "Конденсату" покупать сырье по мировым ценам, на что компания не согласилась, так как на выходе цена нефтепродуктов получалась бы гораздо выше регулируемых государством цен на бензин. В течение долгих лет завод работал на минимальной мощности: от 5% до 15% загрузки, можно сказать, эпизодически – как только удавалось купить партию сырья по приемлемой цене.

Финансовое положение завода отягощено обслуживанием двух займов Банка развития Казахстана, полученных в 2015 и 2018 годах. По состоянию на начало марта 2024 года задолженность АО "Конденсат" перед БРК составляла, по данным акционерного общества, 62,6 млн долларов и 20,6 млрд тенге.

Читайте также
Сколько нефтепроводов нужно Казахстану

Однако в феврале 2024 года завод неожиданно получил спасательный круг – к нему на переработку начали поступать партии газоконденсата с принадлежащего "Татнефти" завода "Танеко" в российском Нефтекамске. О том, что это не простая бизнес-сделка, а политическое решение правительств Казахстана и России, стало понятно, когда в мае 2024 года министерства энергетики двух стран внесли поправки в текст Протокола Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 6 мая 2019 года. В частности, АО "Конденсат" был разрешен экспорт в 2024 году до 225 тысяч тонн бензина Аи-92 и Аи-95 за пределы таможенной территории ЕАЭС. Таким образом, НПЗ получил возможность до 90% произведенного топлива экспортировать по рыночным ценам, а оставшиеся объемы – реализовывать через сеть АЗС. Бензин экологического класса К-5 охотно покупают трейдинговые компании Грузии, Азербайджана, Узбекистана.

Летом "Бiрiншi шина компаниясы" подписала договор с АО "Конденсат" на поставку ежемесячно по 30 тысяч тонн газоконденсата на переработку, что обеспечит 90%-ную загрузку завода.

А 30 июля компания, владеющая блокирующим пакетом завода, официально сделала предложение другим акционерам АО продать принадлежащие им акции. Как показывают данные сервисов проверки контрагентов, одним из учредителей "Бiрiншi шина компаниясы" является компания "Osprey Investment L.L.C.", аффилированная с российской "Татнефтью".

Так что ждать развязки осталось недолго.

Фото: condensat.kz.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента