Станут ли россияне хозяевами НПЗ "Конденсат" в западном Казахстане

12770 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 09 Сен 2024, 09:00

Ждать развязки осталось недолго

В ближайшее время станет известно, сменится ли владелец казахстанского нефтеперерабатывающего завода "Конденсат" в Западно-Казахстанской области.

Читайте также
Нуркадилов искал долю Кажегельдина в ШНОСе

6 сентября истек срок предложения, сделанного ТОО "Бiрiншi шина компаниясы" - мажоритарным акционером АО "Конденсат", владеющего заводом, к остальным акционерам о выкупе их акций по цене 1 283,44 тенге за штуку.

Завод мощностью переработки 850 тысяч тонн сырья в год был введен в строй в 1997 году рядом с гигантским месторождением Карачаганак и в первые годы перерабатывал нестабильный карачаганакский газоконденсат. В ноябре 1997 года правительство подписало контракт на разработку месторождения с консорциумом иностранных компаний "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" (КПО). Оператор в 2011 году построил на Карачаганаке комплекс по стабилизации газоконденсата, одновременно получив возможность экспорта добываемого сырья через систему Каспийского трубопроводного консорциума.

После этого КПО предложил "Конденсату" покупать сырье по мировым ценам, на что компания не согласилась, так как на выходе цена нефтепродуктов получалась бы гораздо выше регулируемых государством цен на бензин. В течение долгих лет завод работал на минимальной мощности: от 5% до 15% загрузки, можно сказать, эпизодически – как только удавалось купить партию сырья по приемлемой цене.

Финансовое положение завода отягощено обслуживанием двух займов Банка развития Казахстана, полученных в 2015 и 2018 годах. По состоянию на начало марта 2024 года задолженность АО "Конденсат" перед БРК составляла, по данным акционерного общества, 62,6 млн долларов и 20,6 млрд тенге.

Читайте также
Сколько нефтепроводов нужно Казахстану

Однако в феврале 2024 года завод неожиданно получил спасательный круг – к нему на переработку начали поступать партии газоконденсата с принадлежащего "Татнефти" завода "Танеко" в российском Нефтекамске. О том, что это не простая бизнес-сделка, а политическое решение правительств Казахстана и России, стало понятно, когда в мае 2024 года министерства энергетики двух стран внесли поправки в текст Протокола Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 6 мая 2019 года. В частности, АО "Конденсат" был разрешен экспорт в 2024 году до 225 тысяч тонн бензина Аи-92 и Аи-95 за пределы таможенной территории ЕАЭС. Таким образом, НПЗ получил возможность до 90% произведенного топлива экспортировать по рыночным ценам, а оставшиеся объемы – реализовывать через сеть АЗС. Бензин экологического класса К-5 охотно покупают трейдинговые компании Грузии, Азербайджана, Узбекистана.

Летом "Бiрiншi шина компаниясы" подписала договор с АО "Конденсат" на поставку ежемесячно по 30 тысяч тонн газоконденсата на переработку, что обеспечит 90%-ную загрузку завода.

А 30 июля компания, владеющая блокирующим пакетом завода, официально сделала предложение другим акционерам АО продать принадлежащие им акции. Как показывают данные сервисов проверки контрагентов, одним из учредителей "Бiрiншi шина компаниясы" является компания "Osprey Investment L.L.C.", аффилированная с российской "Татнефтью".

Так что ждать развязки осталось недолго.

Фото: condensat.kz.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента