Слям Ахметов: Экономику погубят плохие кредиты

25467 просмотров
0
Слям АХМЕТОВ
Пятница, 04 Авг 2017, 10:00

Как в Казахстане ведется долголетняя борьба с проблемными займами

Длительное наличие больших объемов проблемных кредитов - это основная причина отсутствия кредитов в экономике, препятствие развитию предпринимательства.

За каждым безнадежным кредитом стоят разорившиеся компании и люди, потерявшие свои рабочие места.

Они могут привести к большим неэффективным государственным расходам. Поэтому скорое решение этой проблемы с минимальными денежными затратами есть важная государственная задача.

Читайте также
На чужой войне

Камни преткновения

Спустя лишь два года после кризиса 2008-2009 годов был создан АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) для государственной борьбы с плохими кредитами, где 100%-ным собственником выступил Национальный банк Казахстана (НБК).

Была объявлена стратегическая задача ФПК − к 2016 году уменьшить объемы проблемных кредитов в банках до 10%.

Механизмами достижения этой задачи для ФПК были определены:

а) прямой выкуп плохих кредитов;

б) обусловленное финансирование банков для улучшения качества займов;

в) сотрудничество ФПК с коммерческими банками. В частности, предусматривалось изучение возможности участия в капитале дочерних компаний банков, занимающихся возвратом проблемных кредитов, которое не нашло реализации на практике.

В 2015 году НБК утвердил «Концепцию функционирования АО ФПК», где была определена главная цель − повышение эффективности работы Фонда.

К принятию такого документа предшествовало критическое заключение НБК − о низких результатах работы Фонда по снижению в банках объема проблемных кредитов. И по заключению НБК причинами тому стали следующие обстоятельства:

− разногласия в оценках справедливой стоимости безнадежного кредита;

Читайте также
Умут Шаяхметова: Кто-то подогревает спекуляции о скачке курса до 400 тенге

− ожидания комбанков, что цены на залоги вновь восстановятся (несмотря на то, что расходы, связанные с безнадежными кредитами, все это время увеличивались);

− привлекательность для банков работы со своими дочерними компаниями (возможность в будущем продажи по высокой цене либо получение доходов от использования активов);

− слабая капитализация самого Фонда и низкий его потенциал по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.

Согласно публичным отчетам независимых аудиторов ФПК в течение 2014-2015 годов были выделены ресурсы: Минфином – 314,9 млрд тенге и НБК – 130 млрд тенге.

Из этих средств 250 млрд тенге решением НБК были распределены «Казкоммерцбанку» по номинальной ставке 5,5% годовых сроком на 10 лет на цели сокращения неработающих кредитов. Кроме того, 130 млрд тенге были размещены в 9 комбанках по номинальной ставке 2,99% годовых сроком на 20 лет под программу рефинансирования ипотечных займов.

Но дальше развить деятельность Фонда, наделив его современными инструментариями, широко и оздоровительно влияющими на деятельность проблемных банков и обеспечивающими системный темп работе, НБК и правительству не удалось.

Но действительно ли эти причины, выделенные НБК, завели Фонд, Центральный банк и правительство РК в долголетнюю и низко результативную работу по снижению безнадежных кредитов в банковской системе?

Ответы на эти проблемы, вероятно, следует искать в успешной зарубежной практике.

Читайте также
Девальвация по-казахски

Зарубежный опыт

Цель поддержки государством банков - это скорейшее восстановление функции значимых банков при использовании для этого средств налогоплательщиков.

Обобщая зарубежную практику, нужно выделить базовые, необходимые условия для организации государственной работы с безнадежными кредитами. К ним относятся:

− создание на основе закона специального внебюджетного фонда;

− законодательное разграничение функции Фонда, например, на:

а) предоставление гарантии по обеспечению банковской ликвидности и рекапитализации банков;

б) скупку не имеющих финансового обеспечения кредитов;

в) предоставление гарантии по межбанковским кредитам;

г) полномочия Фонда по предоставлению плохим банкам разрешения на открытие дочерних структур, которые должны будут заниматься проблемными кредитами.

Кроме всего, капитал Фонда по сумме разграничивают на поддержку банковской ликвидности и скупку не имеющих финансового обеспечения кредитов.

Ограничительные меры выставляются для каждого отдельного банка, рассчитывающего на максимальную сумму государственной помощи от всех ресурсных возможностей Фонда, и скупка, что очень важно, утративших рыночную цену активов также имеет верхний предел от средств Фонда, выделенных лишь на эти цели.

Читайте также
Государственная доля: чем меньше, тем лучше

Права и полномочия Фонда.

Для того чтобы государственный Фонд мог добиться поставленных целей при государственной поддержке плохих комбанков, его наделяют законодательными (базовыми) правами и полномочиями, такими как:

− право участвовать в принятии решений по определению финансовой политики кредитных институтов;

− полномочия по ограничению либо пресечению особо рискованных операции на финансовых рынках, настаиванию на полном отказе от некоторых сомнительных сфер деятельности, а в целях поддержки населения обязывать комбанки выдавать кредиты мелким и средним компаниям;

− право на получение доли в активах комбанков при предоставлении финансовой помощи.

Более того, Фонд наделяют правом навязывать проблемным банкам новый бизнес-план, другую эффективную организационную структуру, ограничивать «потолки» их окладов, запрещать выплачивать премии или доли от прибыли, пока не рассчитаются с государством.

Кроме всего, Фонд наделяют законодательным правом забирать себе дивиденды по ценным бумагам, предназначенные для акционеров банка, до тех пор, пока эти банки не рассчитаются с государством.

Из-за вот таких жестких условий в мировой практике частные банки и не очень спешат получить государственную денежную помощь, рассчитывая выкарабкаться другими способами. Причины тому - чтобы не подвергнуться справедливым обвинениям в несостоятельности своих бизнес-моделей, не лишить акционеров банка дивидендов и не попасть в жестко контролирующие руки государства.

Еще об одном важном моменте. После того как дочерние компании получают на свой баланс плохой актив, она предоставляет материнскому банку дисконтированную от его фундаментальной стоимости долговую облигацию, которая затем может быть использована для рефинансирования в ЦБ (получения ликвидности). Тем самым стимулируются банки для более активного кредитования бизнеса в условиях кризиса, через ценные бумаги могут реализовываться на рынке и залоги.

Зарубежная разносторонняя практика предусматривает и ряд других фундаментальных, институциональных мер.

Читайте также
ВВП Казахстана: страновая интроверсия не оправдалась

Казахстанская практика

По сути, семилетняя практика борьбы с плохими кредитами в РК была попыткой использовать децентрализованную модель, но без создания институализированной структуры, и поэтому она стала неполноценной.

И такая модель вместе со слабой надзорной работой НБК дала возможность комбанкам занижать реальные объемы плохих кредитов, а их акционерам не признавать убытки по ним (не реализовывать залоги и не вовлекать их в бизнес-оборот, немалая часть которых связана и с самими банками).

Итогом стало то, что крупные комбанки стали менее способными выдавать кредиты экономике и в значительно большей степени опираться на огромный долг перед государством.

Так, например, за последние 7 лет ресурсы комбанков были увеличены с 11,5 трлн тенге до 25,6 трлн тенге (рост в 14,1 трлн тенге), или в 2,2 раза. То есть по текущему курсу (среднему за 2 квартала текущего года 314,7 тенге за $1, далее – по этому курсу) в них было закачено около $44,8 млрд. Это в львиной доле источники государства (населения): деньги из Нацфонда, институтов развития, ЕНПФ и др.

Участие же в этом деле акционеров крупных банков осталось низкой.

Отсутствие институализированной системы, несостоятельность ФПК не могло априори решить и такую фундаментальную проблему, как возможность предложить всем нуждающимся банкам многовариантную государственную помощь и обеспечить к ним равные условия доступа.

Последствия этих отрицательных явлений - это концентрация банковских денежных средств, наращенных усилиями государства, в руках узкого круга людей, контроль ими денежных ресурсов в экономике, а все это, конечно же, сводит к минимуму рыночное распределение ресурсов и конкуренцию на рынке.

Читайте также
Рахим Ошакбаев: То, из-за чего мы упали, стало тем, благодаря чему мы восстановились

К чему привела борьба с плохими кредитами

Согласно отчетным данным, за последние 7 лет кредиты в экономике увеличились лишь на 4,9 трлн тенге.

А за последние три годы рост кредитов в экономике составил всего лишь 2,9%, а в 2016 году (к 2015 году) падение кредитов в экономике составило уже до 2,5%.

Но если эти показатели очистить (чего нет в публичных отчетах) от девальвационного роста тенговых эквивалентов по валютным кредитам (их доля 30% от всех кредитов), то эти значения могут существенно измениться в плохую сторону.

Росту кредитов в экономике серьезно начал препятствовать своими инструментами и сам НБК.

Так, повышая доходность, на депозиты в НБК и ноты НБК (первичного и вторичного рынка) на май 2017 года были стянуты ресурсы комбанков на сумму 12,8 трлн тенге, или $40,7 млрд. И эта сумма изъятых НБК денег из экономики больше всего объема, выданных банками кредитов на 200 млрд тенге.

Кроме того, на эту дату в ценные бумаги Минфина аккумулированы около 7 трлн тенге, активными приобретателями которых являются также банки.

Между тем, удельный вес кредитов в экономике на 1 июня 2017 года к ВВП (по оперативным данным) упал до низкого значения – 27% (в зарубежных экономиках до 200%). И если учесть, что другая рыночная и самая демократическая система распределения денег – фондовый рынок РК не развит, то отсутствие поддержки экономики кредитами ведет ее к критическому состоянию.

Затяжная, низко результативная борьба с плохими кредитами, начиная с кризиса 2008-2009 годов по сей день, привела в конечном счете к тому, что правительство выделило из Нацфонда «Казкоммерцбанку» на очистку от проблемных кредитов еще 2 трлн тенге и затем его, очищенного, продало по цене один (!) тенге за каждый пакет «Народному банку».

Эта огромная сумма в 2 трлн тенге опять не рассчитана на кредитную поддержку предпринимательства, на модернизацию экономики.

Они использованы, по данным СМИ, на погашение долгов (в том числе перед правительством, НБК, госкомпаниями и физлицами), и на покупку ценных бумаг у государства вновь направлено 1 трлн тенге.

Высока вероятность того, что при институционально малозначащем ФПК переданный ему огромный кредитный хлам принесет ему большие невосполнимые потери. И, конечно, тогда все эти схемы со всей очевидностью завершатся банальным переливом народных денег в частные банки.

Какие структуры и через сколько лет должны в полном объеме возместить деньги Нацфонду? Эти вопросы остаются без ответов.

Читайте также
Почему Казахстану нужны либеральные реформы

Развязка может наступить раньше

Сегодня весь кредитный портфель банков, а это 12,6 трлн тенге, или около $40 млрд, привязан петлями обратной связи к сырьевой экономике, и через них установившиеся невысокие цены на сырье оказывают негативное давление на качество кредитов.

И вся эта воздвигнутая пирамида − закачка на долгие годы в эти банки государственных денег, институтов развития, ЕНПФ и начисления по ним же доходов самим государством без их превращения в кредиты в среде сохраняющихся невысоких цен на нефть − есть лишь хрупкая защита от наступающего ухудшения ситуации.

Аргументы отдельных крупных банков о том, что нет хороших заемщиков и проблемы не в банках, а в экономике, есть яркое свидетельство их бедственного недоверия к будущему экономики РК, которая за все годы независимости формировалась всеми институтами власти, включая эти же банки.

Не случайно эксперты, в том числе международные, прогнозируют в 2017 году фактически рост проблемных кредитов до 25-30% от общего объема кредитов.

Очевидно, что финансовое «новшество» правительства и НБК за счет непрерывной девальвации тенге искусственно увеличивать тенговый эквивалент объема валют, забираемых из Нацфонда для поддержки госбюджета и привилегированных частных структур это лишь кажущееся спасение от складывающейся сложной ситуации.

Поскольку глубокая девальвация тенге размывает фундаментальную основу развития экономики РК, увеличивая банкротство компаний, убыстряя падения уровня жизни населения, обесценивая заработную плату, пенсии, пособии, стипендии, увеличивая количество безработных и т.д.

Эти негативные факторы, в свою очередь, будут принуждать Правительство РК к интенсивному расходованию средств из Нацфонда с возможной комбинацией дальнейшего ослабления тенге.

Между тем, по состоянию на июнь 2017 года условная доля каждого жителя страны в нефтяных деньгах Нацфонда только за последние три года уменьшилась с $4,4 тыс. (август 2014 года) до $3,5 тыс. (июнь 2017 года), или почти на $1 тыс., т.е. на минус 22%.

А за последние 16 лет интенсивного аккумулирования ежегодный средний прирост такой доли на каждого жителя РК в Нацфонде снизился до низкого своего значения − $215.

Читайте также
Как ВВП натянули на ППС

Ясно, что НБК должен заняться своей основной функцией: реальным снижением инфляции, снижением банковских процентных ставок, обеспечением стабильности цен и кредитования коммерческими банками экономики.

И вместе с правительством создать институализированную государственную систему борьбы с плохими кредитами, обеспечивающую реальное снижение безнадежных кредитов, кредитование экономики и банкротства безнадежных банков и т.д.

В ином случае текущий уровень работы НБК и правительства в скором времени вновь приведет к покрытию убытков частных банков за счет средства Нацфонда, а он лишь с мая по июнь 2017 года «похудел» на $884 млн, а в пересчете на глубоко девальвированный курс тенге это почти на 2,8 трлн тенге.

И такие темпы расходования без их использования на структурную поддержку экономики ведут лишь к его истощению.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




президент Казахстана
- Моя принципиальная позиция заключается в том, что критика власти является неотъемлемой частью гражданского общества, и Казахстан здесь не исключение.
На чём подорвётся Казахстан
Спираль кризиса девяностых начала раскручиваться в обратную сторону
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Зачем вызвали в Петербург первого вице-премьера Романа Скляра
Масштаб фигур, участвующих во встречах, наглядно демонстрирует, кто в этой ситуации является просителем, а кто – хозяином положения
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Как аким Тасмагамбетов заложил в Алматы мину техногенной катастрофы. Часть 2
Власти Алматы отказываются реагировать на проблемы целого микрорайона, вызванные строительством в запретной зоне
Шесть вопросов правительству Казахстана о возврате государству незаконно выведенных активов
Правительственное сообщение подрывает инвестиционную привлекательность страны
Хитромудрый план Байдена: когда Украина получит обещанные им танки
General Dynamics произведёт 31 обещанный Украине танк M1 Abrams - всего лишь через год
Отрар, Тараз, Тальхир: когда и почему исчезали средневековые города в Казахстане
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Алма-Ата и Алматы. Где эта улица, где этот дом…
О "кунаевских" местах нашего города
Инвесторы оценивают устранение последствий аварии в Экибастузе уже в 2,5 млрд
Никто затрат Клебанова с Каном не проверял, как и не подсчитывал расходы предприятий Экибастуза и других городов Казахстана, участвовавших в ликвидации ЧС
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
Как посредник вышел на рынок перекупщиков электроэнергии и стал получать миллиардные контракты
В ВКО проблема признания сделок недействительными со стороны налоговых органов стала массовой
Решить её пытаются с помощью согласительных комиссий по досудебному рассмотрению материалов
Когда судья-матерщинник лишится мантии
Накануне указа президента проштрафившийся служитель Фемиды начал резать правду-матку
Ратель. Лучшее за 2022 год. Лиля Калаус
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Почему опасно покупать квартиры в Алматы и Астане
Воды нет и не будет в ближайшее время
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- А попробовал бы утром с Орбиты в центр и вечером обратно с работы проехать, и понял бы что Байбек то умнее и с заботой о гражданах работал.