Аресты сменились предупреждениями, а в апелляционной инстанции удалось защитить немало предпринимателей
Друзья, есть позитивные новости! В сентябре число оштрафованных санврачами предпринимателей снизилось вдвое по сравнению с августом (663) и составило 339 субъектов (255 штрафов было выписано в отношении индивидуальных предпринимателей и 84 – в отношении юридических лиц). Число оштрафованных физических лиц снизилось втрое: с 6 789 в августе до 2 234 в сентябре.
Мы эту тенденцию связываем с рядом факторов, среди которых возросший уровень правовой грамотности бизнеса, который научился соблюдать санитарные нормы; наличие определенной усталости проверяющих и, конечно же, большая работа на опережение по защите бизнеса с нашей стороны. Но обо всем по порядку.
По данным правовой статистики за три последних месяца к административной ответственности по части первой статьи 425 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) привлечено 14 117 лиц, из них:
- 12 630 (89%) физических лиц;
- 1 243 (9%) индивидуальных предпринимателей;
- 244 (2%) юридических лиц.
"Лидером" по числу оштрафованных предпринимателей является столица: 299 субъектов. Затем следует Алматы (150), Актюбинская (149), Карагандинская (148) и Атырауская области (131). Наименьшее количество оштрафованных предпринимателей зафиксировано в Кызылординской (10) и Восточно-Казахстанской областях (19). При этом в Кызылординской области не было оштрафовано ни одно юридическое лицо.
Больше всего оштрафовано физических лиц в Алматы. За три последних месяца в южной столице к административной ответственности по ч.1 ст.425 КоАП привлечено 3 605 человек. На втором месте идет Туркестанская область (2 561 человек), затем с большим отрывом Костанайская (680) и Северо-Казахстанская (676) области. Замыкает пятерку "лидеров" Западно-Казахстанская область и 651 оштрафованный человек.
Напомню, штрафы за нарушения данной статьи выросли весной 2019 года в разы и теперь составляют:
- 30 МРП (почти 84 тыс. тенге или 200 долларов США) для физических лиц;
- 230 МРП (почти 640 тыс. тенге или 1,5 тыс. долларов США) для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации;
- 310 МРП (более 860 тыс. тенге или 2 тыс. долларов США) для субъектов среднего предпринимательства;
- 1600 МРП (свыше 4,4 млн тенге или почти 10,5 тыс. долларов США) для субъектов крупного предпринимательства.
Мы неоднократно поднимали вопрос снижения штрафов по ст.425 КоАП. Размеры штрафов не должны зависеть лишь от категории субъекта бизнеса, они должны быть соразмерными тяжести совершенного правонарушения. Нельзя штрафовать бизнес на 640 тыс. тенге только за отсутствие на объекте журнала мониторинга выхода сотрудников на работу.
Чтобы минимизировать число таких случаев, мы начали проактивную работу по защите бизнеса от неблагоприятных последствий распространения коронавирусной инфекции еще до введения режима чрезвычайного положения. К примеру, еще в первой половине марта, прогнозируя ряд негативных экономических факторов, я обратился в правительство с предложением отнести режим ЧП к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору). 3 июля к обстоятельствам непреодолимой силы помимо стихийных явлений и военных действий также отнесен и режим ЧП (п.2 ст.359 Гражданского кодекса дополнен соответствующей поправкой).
За нарушение режима ЧП предусмотрена административная ответственность по ст.476 КоАП (предупреждение либо штраф в 10 МРП, либо арест до 15 суток). Мы добились того, что за незначительные и формальные нарушения санитарных требований в период ЧП к предпринимателям стали чаще применять предупреждения, а не аресты и штрафы. В уполномоченные органы, суды направили обращения о том, чтобы правоприменительная практика была ориентирована на минимальное применение карательных мер.
И Верховный суд нас поддержал. Аресты сменились предупреждениями, в апелляционной инстанции удалось защитить немало предпринимателей. Менее чем за два месяца ЧП к административной ответственности по ст.476 КоАП привлечено только 160 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С прекращением режима ЧП к нарушителям карантина применялась ч.3 ст.462 КоАП (воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований). В общей сложности к началу июля по ней привлечено 263 юридических лица и индивидуальных предпринимателя (причем, из них только 7 ИП).
Санкции по данной статье существенно серьезнее. Если физическому лицу за нарушение постановления санитарного врача грозил штраф в размере 5 МРП (13 890 тенге), то субъект малого предпринимательства подвергался штрафу в 100 МРП (277 800 тенге), среднего – 200 МРП (555 600 тенге), крупного – 500 МРП (1 389 000 тенге). Плюс ко всему, деятельность нарушителей могла быть приостановлена.
Поскольку в нынешних условиях даже одно незначительное нарушение санитарных требований и ограничений может уничтожить небольшой бизнес и лишить дохода несколько семей, большим достижением можно считать тот факт, что нам удалось разделить ответственность между предпринимателем, его работником или потребителем.
Если предприниматель обеспечил все санитарные условия на своих объектах, включая неснижаемый запас масок и перчаток, а также требует ношения масок от потребителей, такой предприниматель не должен нести ответственность за нарушение масочного режима собственными сотрудниками и потребителями. Каждый должен самостоятельно отвечать за свои действия. Именно благодаря этому почти 90% всех оштрафованных – физические лица. Когда речь заходит о разнице в размере штрафа, цифры говорят сами за себя: физическое лицо уплачивает штраф в 84 тыс. тенге, тогда как субъект малого предпринимательства – 640 тыс. Поэтому четкое разделение ответственности между бизнесом и потребителем – уже большое достижение.
Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава в письменном виде подтвердил такой подход. Ниже привожу цитату из письма Комитета от 18 августа в наш адрес:
"Разработан Алгоритм действий должностных лиц (…), где отмечена необходимость четкого разграничения ответственности в случае выявления нарушения: хозяйствующий субъект, либо работник объекта.
(…) с внесением в Санитарные правила требований в части ношения физическими лицами защитных масок, выработана позиция по вопросу разграничения ответственности предпринимателя и его потребителя.
(…) В случаях несоблюдения режима ношения масок гражданами, каждый факт нарушения рассматривается индивидуально и к административной ответственности привлекается физическое лицо, допустившее нарушение".
Нельзя не отметить большой объем негатива, связанного с рейдовыми полицейскими мероприятиями. Участковые инспекторы посещают объекты бизнеса и составляют рапорты, на основании которых в последующем санврачи готовят административные материалы в отношении предпринимателей. Однозначно, соблюдение предпринимателями санитарных правил должно контролироваться мониторинговыми группами с обязательным участием сотрудников санитарной службы. Коллегиальный состав проверяющих повышает прозрачность и объективность проверки, чего нельзя сказать о единоличных рейдах участковых сотрудников полиции.
В нашей практике уже имелись случаи, когда сотрудник полиции превышал свои полномочия на объекте бизнеса, изымал у работников предприятия удостоверяющие личность документы, вызывал их в отделение. В последующем, он, конечно, был сам привлечен к дисциплинарной ответственности, однако это не единичный случай.
На сто процентов контролировать действия сотрудников полиции мы не можем. Однако в наших силах создать все условия для того, чтобы предприниматель при любой угрозе нарушения его прав мог получить оперативную помощь.
При неправомерных действиях со стороны проверяющих необходимо обратиться в региональный call-центр Палаты предпринимателей "Атамекен" либо в совместную мобильную группу "Атамекена" и прокуратуры, которая может выехать на объект и проконтролировать самих проверяющих. Телефоны доступны по этой ссылке.
В заключение хотел бы акцентировать ваше внимание на необходимости неукоснительного соблюдения санитарных требований. Статистика заболеваемости пока удручающая. Масочный режим, систематическая дезинфекция объектов, социальное дистанцирование – эти требования будут нашими спутниками еще долгое время. Соблюдать санитарные требования – не дорого. Гораздо дороже обойдется лечение, уплата штрафа и новый локдаун.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Фото: Kazinform.