В музее им. Кастеева открылась удивительная выставка ремесленных изделий
Что такое ремесло? Изготовление изделий ручным, кустарным способом. Это то, чем человек занимается каждый день, а плоды такого труда будут применяться в быту ежедневно.
Что такое искусство? Это новаторство, воспроизведение действительности в художественных образах, творческое переосмысление реальности. Произведения искусства хранятся в музеях, в сейфах, они бесценны.
Считается, что ремесленники работают по шаблону, а вот художники создают нечто оригинальное, необычное.
Но! Это так считается… Вчера в музее им. Кастеева открылась удивительная выставка ремесленных изделий, которые без всякой натяжки можно называть произведениями искусства.
Эта выставка - заключительный этап конкурса ремесленников "Шебер 2020-2021". В этом году конкурс проходит в 11-й раз, хотя должен был бы в 12-й. Но прошлый год "выпал" из-за пандемии…
Пожалуй, это самый крупный и самый интересный в Казахстане тематический проект. На "Шебер" приезжают самые лучшие мастера со всей страны, здесь они делятся опытом, здесь представляют свои уникальные работы. Цель его – стимулирование развития ремесленной отрасли, поиск талантливых и перспективных мастеров, возрождение давно забытых видов народного декоративно-прикладного искусства.
Конкурс организуется Союзом ремесленников Казахстана, который возглавляет Айжан БЕККУЛОВА.
Я ею восхищаюсь. Живая, яркая. Она очень талантливый художник и замечательный организатор, во многом благодаря ее энергии, характеру, харизме, деловым качествам этот конкурс живет, а ремесленная отрасль, не смотря на трудности, развивается.
Вспомните первые ярмарки народных ремесел. В середине 90-х основными покупателями там были иностранцы, а мы, казахстанцы, ходили в основном поглазеть на войлочную одежду, шелковые шарфики с национальными узорами, традиционные музыкальные инструменты, шерстяные ковры ручной работы, деревянную посуду… Да, красиво, но куда это все носить? Как с этого есть? Зачем нужен домотканый ковер, когда есть фабричный? Да еще таааак все дорого!..
Сейчас мы поумнели. И понимаем красоту таких вещей. И догадываемся, что такие вещи не могут стоить три копейки. И это результат непрекращающихся образовательных программ, популяризации традиционных ремесел. Сейчас вот такая рукотворная красота, которая когда-то была неотъемлемой частью повседневного обихода и органично входила в культуру народного быта, опять востребована.
На снимке: Уркинбаев Куаныш, покрывало в технике текемет.
Судите сами. Вот это – коллекция этнической одежды Айжан Беккуловой. Все (все!) вещи из коллекции хочется утащить в свой гардероб. Все оригинальны, красивы. И наверняка удобны, комфортны.
Войлок, уже обычный и совсем привычный, тут видится инновационным материалом. Оказывается, из него не только ковры, валенки и сумки можно делать. Но и картины, панно, игрушки и даже детали интерьера…
Фелтинг – так называется особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Кстати, только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться. Синтетике такое не под силу.
А есть еще нунофелтинг, оказывается (вот чего только на выставке не узнаешь!). Это когда шерсть смешивают с тканями, чаще всего с шелком. Это шарфики, жакеты. Так что совсем необязательно войлочной одежде быть тяжелой…
К тому же войлок – это экологично и практично. продолжая традиции предков, стали использовать этот материал для создания экологичных и практичных изделий, изготовленных в национальном стиле.
И сейчас такое популярно, модно – одежда в национальном стиле, предметы быта в национальном стиле. И при этом - продолжение традиций предков.
Вспомнили о национальном стиле и дизайнеры, кстати, сейчас частенько вписывают в сворменный интерьер традиционный тускииз. Потому мне было интересно увидеть на выставке настенные вышитые панно в технике биз кесте. Невольно представляешь их в своем доме, прикидываешь, как можно украсить ими стены своего дома… И думаю, я не одна такая была в зале.
На снимке: Зейнелхан Мухамеджан. Панно Бугалык.
Впрочем, выглядят современные тускиизы очень современно, актуально. Да и само биз кесте сейчас развивается в новых направлениях – не только узоры, но настоящие картины под силу мастерам кесте. В ходу смешанные техники – бииз кесте, шелк, хлопок, акрил.
И, кстати, работы в одной технике, но разных мастеров, выглядят очень разными. Даже не сразу сообразишь, что это вышивка. Приглядывалась – масло, кисти? Нет, нитки, крючок.
Вот так художники выводят древнее традиционное искусство на новый современный профессиональный уровень, справедливо считая, что у кесте еще много нераскрытых возможностей.
Бродить тут можно долго. И долго рассказывать об этом. Впрочем, рассказывать о выставке – дело неблагодарное. Надо идти и смотреть. Разглядывать. Вдохновляться. И понимать, что мало, непростительно мало места отведено под такие рукодельные шедевры. Наверное, уже пришло время (давно!) создавать отдельный музей прикладного искусства. И там собирать, показывать то прекрасное, которое создано руками талантливых мастеров, которые умеют творить прекрасное не только для любования и восхищения, но и для прикладного применения. Одежду, которую можно и нужно носить. Посуду, в которой можно готовить. Предметы быта, которые используешь по их прямому назначению, восхищаясь ими беспрестанно.