"Пространство тишины" - войлочный мир Гульнур Мукажановой

4352 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 04 Июл 2021, 18:00

В Алматы открылась выставка работ казахской художницы из Берлина

Первого июля оказалась я на открытии персональной выставки работ Гульнур МУКАЖАНОВОЙ. О самой художнице я к своему стыду до выставки ничего не знала. Но на выставку попала не случайно, меня притянуло название – "Пространство тишины"… 

Позвонила в "Aspan Gallery", записалась на экскурсию. Даа, в наше полное ограничений время на встречу с прекрасным надо приходить строго по записи… Но оказалось, что это даже удобнее, чем открытые настежь двери галереи -  на вернисаже не было случайных людей, пришли именно те, кто хотел увидеть эту выставку. А встречала нас сама художница. И она же стала нашим гидом в необыкновенный мир своих работ. 

Читайте также
Три грани таланта

Гульнур Мукажанова казахстанка, родилась в Семипалатинске. Училась в Алматы, в Казахской Национальной Академии Искусств. В 2008 году переехала в Берлин, где продолжила обучение в Высшей школе искусств Вайсензее. С тех пор живёт и работает в Берлине. Много выставляется - в Москве (4-я Московская международная биеннале молодого искусства, 2014), Вене (Венская ярмарка искусства Viennаfair), работы Гульнур были представлены на стенде Павильона Центральной Азии на 52-й Венецианской биеннале (2007), на ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2015 году, Post Nomadic Mind в Wapping Project в Лондоне (2018). В  Алматы ее выставка проходила более 10 лет назад – в 2010-м году в галерее Тенгри-Умай.

На этой выставке Гульнур представила 18 работ. Это фотографии и картины. Казалось бы – немного. Но около каждой работы можно долго стоять (или сидеть – были и такие варианты восприятия прекрасного), рассматривая каждый сантиметр произведения. Это двери в другой мир. Или, как говорит она сама - портал.

Гульнур Мукажанова - казахская художница, которая живет сейчас  в Берлине. И все ее работы, представленные на выставке, тесно связаны и с Казахстаном, где она родилась и выросла, и с Европой, где она сейчас работает. Языком современного искусства, но через традиционный азиатский материал войлок, она в своих произведениях отражает проблемы феминизма, глобализации и этнологии. Вот так ярко, стильно, тонко в работах художницы сошлись Восток и Запад, которые по уверениям поэта "никогда не сойдутся".

В первом зале галереи – фото и видео из серии "Глобальное общество". И собственно отсюда и началась экскурсия по выставке.

На фото и в фильме (он снят художницей совместно с немецким режиссером Каримом Оэльце фон ЛОБЕНТАЛЕМ) – люди в масках. Люди разных возрастов – мужчины, женщины, дети. Они разные, но вместе с тем очень похожи – своими масками, пустыми, ничего не выражающими. Этим приемом художница прячет и стирает личности моделей, они становятся безликими, и нам, зрителям, остается только гадать: где были сделаны эти фото, что за люди перед нами, к какому обществу они принадлежат, в какой стране живут…  Маска как символ потери национальной идентичности. 

- Все мои работы о Казахстане, о казахстанском обществе, все поднимают темы вечных ценностей – культурных, моральных, тему национальной идентичности. Я сейчас живу в Германии, и конечно же постоянно сравниваю культуру европейскую и культуру нашу. Там национальная идентичность уже утеряна… Находясь за границей, я начала наиболее остро воспринимать наши казахстанские проблемы, сознательную или бессознательную потерю национальных корней, утрату своей культуры, замещение ее ценностями другой культуры, - отмечает Гульнур. 

Яркие люди и бесцветные маски. Очень лаконично и очень впечатляюще. И заставляет нас, зрителей, задуматься: а мы уже в масках или еще настоящие?

- У нас есть понятие "манкурт", "манкуртизм". Этим словом описывают состояние утраты национальных корней, традиций и культуры. Раньше манкуртами называли рабов, подвергавшихся особого рода пыткам, целью которых было заставить их забыть о том, кем они были до попадания в рабство. Сейчас манкуртами называют тех, кто сознательно или невольно перенимает чужие культурные ценности. Такая утрата памяти и смена ценностных ориентиров влияет на манеру поведения, нравственные установки и даже язык. Сейчас одной из главных причин манкуртизма является глобализация, - говорит художница.

И, кстати, белые маски, которыми закрывают лица герои её фотографий, Гульнур делает из войлока. Этот материал у нее везде, во всех работах.

С помощью войлока, точнее, посредством его, Гульнур осуществляет исследование идентичности, ведет тихую битву за самобытность в серии работ "Пост-номадическая реальность". Это войлочные картины с прямоугольными цветовыми полями.

"Как квадрат Малевича, но прямоугольник! Яркий рисунок", - сам собой пришел ко мне, далекой от художественной среды, штамп.  Но! Подошла ближе, пригляделась… И даже чуть-чуть, слегка притронулась к картине – мягкая, теплая!

Как потом сказала мне Гульнур, это был очень естественный жест, она и добивалась этого эффекта: войлок такой материал, что его невольно хочется потрогать. И этим самым ее работы "очеловечиваются", становятся какими-то родными и близкими.

А я не сразу поверила, что эти картины из войлока, что их не писали кистью, а выкладывали шерстью и шелком. Первое ощущение – это акварель. Размытые цветовые границы, мягкость, зыбкость – импрессионизм в его чистом виде! Пространство и время запечатлены бликами, полутонами, теплыми цветовыми сочетаниями и, конечно же, выражают восприятие художницей окружающего мира, ее отношение к нему. 

- Источником для творческих идей для меня стали национальные ковры кочевников и вышивка тускииз. "Тус" - это "сон", "кииз" - "войлок". Если в прошлом они отличались орнаментальными красками и глубоким смыслом, то сегодня я вижу их в монохромных тонах. Я передаю "пустоту" нашего времени, означающую потерю. И не теряю надежды на то, что пустота приведет к переосмыслению ценностей... — говорит Гульнур Мукажанова.

Гульнур вкладывает в эти работы много смыслов. Тишина – это не только мягкость и покой. Это еще и умалчивание, подавление голосов несогласных как со стороны системы, так и со стороны самих людей, что ведет к большим социальным проблемам. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

Я ж увидела в этих работах, в этих мягких ярких войлочных картинах дверь. Гульнур подтвердила – да, это как портал, который может быть закрытым для нашего сознания, а может быть и открытым… 

- Теперь, когда мы уже больше не кочевники, мне, как представительнице нового поколения, хотелось бы понять, что нам следует сохранить в памяти, а о чем забыть? О чем мы должны помнить в условиях меняющегося мира? Это очень важные вопросы. Именно поэтому для меня очень важно в первую очередь показать эти работы в Казахстане!, - говорит Гульнур.

Выставка продлится месяц. И я очень рекомендую на ней побывать. Постоять в пространстве тишины, послушать ее, послушать мир за яркой войлочной дверью. И возможно услышать себя. 
 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский политолог
- В Казахстане подрастает поколение людей, которые выросли, сформировались уже после распада Советского Союза и которые в высшей степени свободны от этого совкового менталитета, от привязанности к тем ценностям общего дома. И они еще более, чем раньше, будут далеки от мысли, что можно с Россией жить в одном доме.
Ratel Instagram
Роскомнадзор требует удалить публикацию сайта Ratel.kz
Когда российские власти решили, что Казахстан является субъектом РФ
Как дилер нации насолил сахаром Карашукееву
Когда у нас создадут совместное производство Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционера
Две цены за дизель
Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Почему подпись министра Ускембаева оказалась на поддельном отчёте о катастрофе самолета Fokker-100
Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Угрозы экономике Казахстана
Проблемы российской экономики могут перетекать к нам по двум основным каналам: импорт товаров и инвестиции
Сара и Марьям. Степные страсти - достаточное основание для того, чтобы написать оперу
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
О глобальном
Что бы мы ни делали, мы упорно хотим сами себя уничтожить
Поход в советский туалет не обходился без газет: как шокировать молодёжь Америки
Америка по многим направлениям напористо стремится повторить опыт канувшего в Лету Советского Союза
Нашёл геоглиф не географ
Как краеведы Семея делают исторические открытия
Павлодарские судьи поняли, где право, а где лево
В Павлодарском суде закончили семимесячные споры – с какой стороны Lexus мог подрезать Range Rover, если всё время ехал прямо
Кто будет выполнять обещание акима области Жениса Касымбека по строительству дома №10 ЖК "Трилистник"
ТОО "Atlant Building KZ" проиграло в областном суде и признано недобросовестным участником госзакупок
Абаев выступил в кукольном театре Актобе
Министр культуры и спорта рассказал про цензуру и какие казахстанцы увидят мультфильмы
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.
Будет ли новая элита наурызить и байконурить Казахстан
- Супер,все в тему! Айдос показывает и доказывает, что есть политические реалии. И что делать!
Куда нас тащит путь Абаева
- Согласна полностью. Не понимаю, почему он до сих пор занимает эту должность. Аналогичный маразм, который исходит от растущего числа религиозников и нравоучителей, говорит о том, что как раз таки надо усиливать работу над пропагандой семейного института, ужесточением наказания семейным добеширам, безответственных алиментщиков и т.п. Какое глупое и бездарное решение- запретить показ мультфильма.
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru