"Пространство тишины" - войлочный мир Гульнур Мукажановой

4221 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 04 Июл 2021, 18:00

В Алматы открылась выставка работ казахской художницы из Берлина

Первого июля оказалась я на открытии персональной выставки работ Гульнур МУКАЖАНОВОЙ. О самой художнице я к своему стыду до выставки ничего не знала. Но на выставку попала не случайно, меня притянуло название – "Пространство тишины"… 

Позвонила в "Aspan Gallery", записалась на экскурсию. Даа, в наше полное ограничений время на встречу с прекрасным надо приходить строго по записи… Но оказалось, что это даже удобнее, чем открытые настежь двери галереи -  на вернисаже не было случайных людей, пришли именно те, кто хотел увидеть эту выставку. А встречала нас сама художница. И она же стала нашим гидом в необыкновенный мир своих работ. 

Читайте также
Три грани таланта

Гульнур Мукажанова казахстанка, родилась в Семипалатинске. Училась в Алматы, в Казахской Национальной Академии Искусств. В 2008 году переехала в Берлин, где продолжила обучение в Высшей школе искусств Вайсензее. С тех пор живёт и работает в Берлине. Много выставляется - в Москве (4-я Московская международная биеннале молодого искусства, 2014), Вене (Венская ярмарка искусства Viennаfair), работы Гульнур были представлены на стенде Павильона Центральной Азии на 52-й Венецианской биеннале (2007), на ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2015 году, Post Nomadic Mind в Wapping Project в Лондоне (2018). В  Алматы ее выставка проходила более 10 лет назад – в 2010-м году в галерее Тенгри-Умай.

На этой выставке Гульнур представила 18 работ. Это фотографии и картины. Казалось бы – немного. Но около каждой работы можно долго стоять (или сидеть – были и такие варианты восприятия прекрасного), рассматривая каждый сантиметр произведения. Это двери в другой мир. Или, как говорит она сама - портал.

Гульнур Мукажанова - казахская художница, которая живет сейчас  в Берлине. И все ее работы, представленные на выставке, тесно связаны и с Казахстаном, где она родилась и выросла, и с Европой, где она сейчас работает. Языком современного искусства, но через традиционный азиатский материал войлок, она в своих произведениях отражает проблемы феминизма, глобализации и этнологии. Вот так ярко, стильно, тонко в работах художницы сошлись Восток и Запад, которые по уверениям поэта "никогда не сойдутся".

В первом зале галереи – фото и видео из серии "Глобальное общество". И собственно отсюда и началась экскурсия по выставке.

На фото и в фильме (он снят художницей совместно с немецким режиссером Каримом Оэльце фон ЛОБЕНТАЛЕМ) – люди в масках. Люди разных возрастов – мужчины, женщины, дети. Они разные, но вместе с тем очень похожи – своими масками, пустыми, ничего не выражающими. Этим приемом художница прячет и стирает личности моделей, они становятся безликими, и нам, зрителям, остается только гадать: где были сделаны эти фото, что за люди перед нами, к какому обществу они принадлежат, в какой стране живут…  Маска как символ потери национальной идентичности. 

- Все мои работы о Казахстане, о казахстанском обществе, все поднимают темы вечных ценностей – культурных, моральных, тему национальной идентичности. Я сейчас живу в Германии, и конечно же постоянно сравниваю культуру европейскую и культуру нашу. Там национальная идентичность уже утеряна… Находясь за границей, я начала наиболее остро воспринимать наши казахстанские проблемы, сознательную или бессознательную потерю национальных корней, утрату своей культуры, замещение ее ценностями другой культуры, - отмечает Гульнур. 

Яркие люди и бесцветные маски. Очень лаконично и очень впечатляюще. И заставляет нас, зрителей, задуматься: а мы уже в масках или еще настоящие?

- У нас есть понятие "манкурт", "манкуртизм". Этим словом описывают состояние утраты национальных корней, традиций и культуры. Раньше манкуртами называли рабов, подвергавшихся особого рода пыткам, целью которых было заставить их забыть о том, кем они были до попадания в рабство. Сейчас манкуртами называют тех, кто сознательно или невольно перенимает чужие культурные ценности. Такая утрата памяти и смена ценностных ориентиров влияет на манеру поведения, нравственные установки и даже язык. Сейчас одной из главных причин манкуртизма является глобализация, - говорит художница.

И, кстати, белые маски, которыми закрывают лица герои её фотографий, Гульнур делает из войлока. Этот материал у нее везде, во всех работах.

С помощью войлока, точнее, посредством его, Гульнур осуществляет исследование идентичности, ведет тихую битву за самобытность в серии работ "Пост-номадическая реальность". Это войлочные картины с прямоугольными цветовыми полями.

"Как квадрат Малевича, но прямоугольник! Яркий рисунок", - сам собой пришел ко мне, далекой от художественной среды, штамп.  Но! Подошла ближе, пригляделась… И даже чуть-чуть, слегка притронулась к картине – мягкая, теплая!

Как потом сказала мне Гульнур, это был очень естественный жест, она и добивалась этого эффекта: войлок такой материал, что его невольно хочется потрогать. И этим самым ее работы "очеловечиваются", становятся какими-то родными и близкими.

А я не сразу поверила, что эти картины из войлока, что их не писали кистью, а выкладывали шерстью и шелком. Первое ощущение – это акварель. Размытые цветовые границы, мягкость, зыбкость – импрессионизм в его чистом виде! Пространство и время запечатлены бликами, полутонами, теплыми цветовыми сочетаниями и, конечно же, выражают восприятие художницей окружающего мира, ее отношение к нему. 

- Источником для творческих идей для меня стали национальные ковры кочевников и вышивка тускииз. "Тус" - это "сон", "кииз" - "войлок". Если в прошлом они отличались орнаментальными красками и глубоким смыслом, то сегодня я вижу их в монохромных тонах. Я передаю "пустоту" нашего времени, означающую потерю. И не теряю надежды на то, что пустота приведет к переосмыслению ценностей... — говорит Гульнур Мукажанова.

Гульнур вкладывает в эти работы много смыслов. Тишина – это не только мягкость и покой. Это еще и умалчивание, подавление голосов несогласных как со стороны системы, так и со стороны самих людей, что ведет к большим социальным проблемам. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

Я ж увидела в этих работах, в этих мягких ярких войлочных картинах дверь. Гульнур подтвердила – да, это как портал, который может быть закрытым для нашего сознания, а может быть и открытым… 

- Теперь, когда мы уже больше не кочевники, мне, как представительнице нового поколения, хотелось бы понять, что нам следует сохранить в памяти, а о чем забыть? О чем мы должны помнить в условиях меняющегося мира? Это очень важные вопросы. Именно поэтому для меня очень важно в первую очередь показать эти работы в Казахстане!, - говорит Гульнур.

Выставка продлится месяц. И я очень рекомендую на ней побывать. Постоять в пространстве тишины, послушать ее, послушать мир за яркой войлочной дверью. И возможно услышать себя. 
 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Министерство индустрии и инфраструктурного развития отказывается предоставлять оригинал Окончательного отчёта по расследованию авиакатастрофы
План Б: "КазМунайГаз" готовится к антироссийским санкциям
Компания инициировала внесение во все соглашения с российскими партнёрами так называемых "санкционных оговорок"
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
За базар кто ответит?
У здания есть концепция, которую задолго до нас продумывали умные и талантливые люди и которую сейчас и не разглядеть
Траектории казахстанского пути. Часть 3: 2001 – 2008 гг. Рост присутствия государства в экономике
В стране создались условия, в которых важно было не эффективно инвестировать, а получить выгоду в процессе освоения инвестиций
О медицинской философии
Почему врачи не лечат своих близких и родственников
Накачанная военной мощью Япония станет вторым для России центром геополитической напряжённости
Вашингтон готов оказать полную поддержку масштабной милитаризации Японии
Через три-четыре года вслед за школами могут загореться дома
Чиновники утверждают, что кабель в павлодарских школах идеален, независимые эксперты – что они снова могут вспыхнуть
Почему стать почётным гражданином Шымкента не так престижно, как почётным гражданином Алматы
Одним вручают латунные знаки отличия, а другим - серебряные с позолотой и фианитами
​​​​​​​После митинга хозяев гаражей в одном из них нашли боевую гранату
Земля, на которой стоят гаражи, в последние дни стала зоной боевых действий между их хозяевами и стройфирмой
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.