В Алматы открылась выставка работ казахской художницы из Берлина
Первого июля оказалась я на открытии персональной выставки работ Гульнур МУКАЖАНОВОЙ. О самой художнице я к своему стыду до выставки ничего не знала. Но на выставку попала не случайно, меня притянуло название – "Пространство тишины"…
Позвонила в "Aspan Gallery", записалась на экскурсию. Даа, в наше полное ограничений время на встречу с прекрасным надо приходить строго по записи… Но оказалось, что это даже удобнее, чем открытые настежь двери галереи - на вернисаже не было случайных людей, пришли именно те, кто хотел увидеть эту выставку. А встречала нас сама художница. И она же стала нашим гидом в необыкновенный мир своих работ.
Гульнур Мукажанова казахстанка, родилась в Семипалатинске. Училась в Алматы, в Казахской Национальной Академии Искусств. В 2008 году переехала в Берлин, где продолжила обучение в Высшей школе искусств Вайсензее. С тех пор живёт и работает в Берлине. Много выставляется - в Москве (4-я Московская международная биеннале молодого искусства, 2014), Вене (Венская ярмарка искусства Viennаfair), работы Гульнур были представлены на стенде Павильона Центральной Азии на 52-й Венецианской биеннале (2007), на ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2015 году, Post Nomadic Mind в Wapping Project в Лондоне (2018). В Алматы ее выставка проходила более 10 лет назад – в 2010-м году в галерее Тенгри-Умай.
На этой выставке Гульнур представила 18 работ. Это фотографии и картины. Казалось бы – немного. Но около каждой работы можно долго стоять (или сидеть – были и такие варианты восприятия прекрасного), рассматривая каждый сантиметр произведения. Это двери в другой мир. Или, как говорит она сама - портал.
Гульнур Мукажанова - казахская художница, которая живет сейчас в Берлине. И все ее работы, представленные на выставке, тесно связаны и с Казахстаном, где она родилась и выросла, и с Европой, где она сейчас работает. Языком современного искусства, но через традиционный азиатский материал войлок, она в своих произведениях отражает проблемы феминизма, глобализации и этнологии. Вот так ярко, стильно, тонко в работах художницы сошлись Восток и Запад, которые по уверениям поэта "никогда не сойдутся".
В первом зале галереи – фото и видео из серии "Глобальное общество". И собственно отсюда и началась экскурсия по выставке.
На фото и в фильме (он снят художницей совместно с немецким режиссером Каримом Оэльце фон ЛОБЕНТАЛЕМ) – люди в масках. Люди разных возрастов – мужчины, женщины, дети. Они разные, но вместе с тем очень похожи – своими масками, пустыми, ничего не выражающими. Этим приемом художница прячет и стирает личности моделей, они становятся безликими, и нам, зрителям, остается только гадать: где были сделаны эти фото, что за люди перед нами, к какому обществу они принадлежат, в какой стране живут… Маска как символ потери национальной идентичности.
- Все мои работы о Казахстане, о казахстанском обществе, все поднимают темы вечных ценностей – культурных, моральных, тему национальной идентичности. Я сейчас живу в Германии, и конечно же постоянно сравниваю культуру европейскую и культуру нашу. Там национальная идентичность уже утеряна… Находясь за границей, я начала наиболее остро воспринимать наши казахстанские проблемы, сознательную или бессознательную потерю национальных корней, утрату своей культуры, замещение ее ценностями другой культуры, - отмечает Гульнур.
Яркие люди и бесцветные маски. Очень лаконично и очень впечатляюще. И заставляет нас, зрителей, задуматься: а мы уже в масках или еще настоящие?
- У нас есть понятие "манкурт", "манкуртизм". Этим словом описывают состояние утраты национальных корней, традиций и культуры. Раньше манкуртами называли рабов, подвергавшихся особого рода пыткам, целью которых было заставить их забыть о том, кем они были до попадания в рабство. Сейчас манкуртами называют тех, кто сознательно или невольно перенимает чужие культурные ценности. Такая утрата памяти и смена ценностных ориентиров влияет на манеру поведения, нравственные установки и даже язык. Сейчас одной из главных причин манкуртизма является глобализация, - говорит художница.
И, кстати, белые маски, которыми закрывают лица герои её фотографий, Гульнур делает из войлока. Этот материал у нее везде, во всех работах.
С помощью войлока, точнее, посредством его, Гульнур осуществляет исследование идентичности, ведет тихую битву за самобытность в серии работ "Пост-номадическая реальность". Это войлочные картины с прямоугольными цветовыми полями.
"Как квадрат Малевича, но прямоугольник! Яркий рисунок", - сам собой пришел ко мне, далекой от художественной среды, штамп. Но! Подошла ближе, пригляделась… И даже чуть-чуть, слегка притронулась к картине – мягкая, теплая!
Как потом сказала мне Гульнур, это был очень естественный жест, она и добивалась этого эффекта: войлок такой материал, что его невольно хочется потрогать. И этим самым ее работы "очеловечиваются", становятся какими-то родными и близкими.
А я не сразу поверила, что эти картины из войлока, что их не писали кистью, а выкладывали шерстью и шелком. Первое ощущение – это акварель. Размытые цветовые границы, мягкость, зыбкость – импрессионизм в его чистом виде! Пространство и время запечатлены бликами, полутонами, теплыми цветовыми сочетаниями и, конечно же, выражают восприятие художницей окружающего мира, ее отношение к нему.
- Источником для творческих идей для меня стали национальные ковры кочевников и вышивка тускииз. "Тус" - это "сон", "кииз" - "войлок". Если в прошлом они отличались орнаментальными красками и глубоким смыслом, то сегодня я вижу их в монохромных тонах. Я передаю "пустоту" нашего времени, означающую потерю. И не теряю надежды на то, что пустота приведет к переосмыслению ценностей... — говорит Гульнур Мукажанова.
Гульнур вкладывает в эти работы много смыслов. Тишина – это не только мягкость и покой. Это еще и умалчивание, подавление голосов несогласных как со стороны системы, так и со стороны самих людей, что ведет к большим социальным проблемам.
Я ж увидела в этих работах, в этих мягких ярких войлочных картинах дверь. Гульнур подтвердила – да, это как портал, который может быть закрытым для нашего сознания, а может быть и открытым…
- Теперь, когда мы уже больше не кочевники, мне, как представительнице нового поколения, хотелось бы понять, что нам следует сохранить в памяти, а о чем забыть? О чем мы должны помнить в условиях меняющегося мира? Это очень важные вопросы. Именно поэтому для меня очень важно в первую очередь показать эти работы в Казахстане!, - говорит Гульнур.
Выставка продлится месяц. И я очень рекомендую на ней побывать. Постоять в пространстве тишины, послушать ее, послушать мир за яркой войлочной дверью. И возможно услышать себя.