"Пространство тишины" - войлочный мир Гульнур Мукажановой

5998 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 04 Июл 2021, 18:00

В Алматы открылась выставка работ казахской художницы из Берлина

Первого июля оказалась я на открытии персональной выставки работ Гульнур МУКАЖАНОВОЙ. О самой художнице я к своему стыду до выставки ничего не знала. Но на выставку попала не случайно, меня притянуло название – "Пространство тишины"… 

Позвонила в "Aspan Gallery", записалась на экскурсию. Даа, в наше полное ограничений время на встречу с прекрасным надо приходить строго по записи… Но оказалось, что это даже удобнее, чем открытые настежь двери галереи -  на вернисаже не было случайных людей, пришли именно те, кто хотел увидеть эту выставку. А встречала нас сама художница. И она же стала нашим гидом в необыкновенный мир своих работ. 

Читайте также
Три грани таланта

Гульнур Мукажанова казахстанка, родилась в Семипалатинске. Училась в Алматы, в Казахской Национальной Академии Искусств. В 2008 году переехала в Берлин, где продолжила обучение в Высшей школе искусств Вайсензее. С тех пор живёт и работает в Берлине. Много выставляется - в Москве (4-я Московская международная биеннале молодого искусства, 2014), Вене (Венская ярмарка искусства Viennаfair), работы Гульнур были представлены на стенде Павильона Центральной Азии на 52-й Венецианской биеннале (2007), на ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2015 году, Post Nomadic Mind в Wapping Project в Лондоне (2018). В  Алматы ее выставка проходила более 10 лет назад – в 2010-м году в галерее Тенгри-Умай.

На этой выставке Гульнур представила 18 работ. Это фотографии и картины. Казалось бы – немного. Но около каждой работы можно долго стоять (или сидеть – были и такие варианты восприятия прекрасного), рассматривая каждый сантиметр произведения. Это двери в другой мир. Или, как говорит она сама - портал.

Гульнур Мукажанова - казахская художница, которая живет сейчас  в Берлине. И все ее работы, представленные на выставке, тесно связаны и с Казахстаном, где она родилась и выросла, и с Европой, где она сейчас работает. Языком современного искусства, но через традиционный азиатский материал войлок, она в своих произведениях отражает проблемы феминизма, глобализации и этнологии. Вот так ярко, стильно, тонко в работах художницы сошлись Восток и Запад, которые по уверениям поэта "никогда не сойдутся".

В первом зале галереи – фото и видео из серии "Глобальное общество". И собственно отсюда и началась экскурсия по выставке.

На фото и в фильме (он снят художницей совместно с немецким режиссером Каримом Оэльце фон ЛОБЕНТАЛЕМ) – люди в масках. Люди разных возрастов – мужчины, женщины, дети. Они разные, но вместе с тем очень похожи – своими масками, пустыми, ничего не выражающими. Этим приемом художница прячет и стирает личности моделей, они становятся безликими, и нам, зрителям, остается только гадать: где были сделаны эти фото, что за люди перед нами, к какому обществу они принадлежат, в какой стране живут…  Маска как символ потери национальной идентичности. 

- Все мои работы о Казахстане, о казахстанском обществе, все поднимают темы вечных ценностей – культурных, моральных, тему национальной идентичности. Я сейчас живу в Германии, и конечно же постоянно сравниваю культуру европейскую и культуру нашу. Там национальная идентичность уже утеряна… Находясь за границей, я начала наиболее остро воспринимать наши казахстанские проблемы, сознательную или бессознательную потерю национальных корней, утрату своей культуры, замещение ее ценностями другой культуры, - отмечает Гульнур. 

Яркие люди и бесцветные маски. Очень лаконично и очень впечатляюще. И заставляет нас, зрителей, задуматься: а мы уже в масках или еще настоящие?

- У нас есть понятие "манкурт", "манкуртизм". Этим словом описывают состояние утраты национальных корней, традиций и культуры. Раньше манкуртами называли рабов, подвергавшихся особого рода пыткам, целью которых было заставить их забыть о том, кем они были до попадания в рабство. Сейчас манкуртами называют тех, кто сознательно или невольно перенимает чужие культурные ценности. Такая утрата памяти и смена ценностных ориентиров влияет на манеру поведения, нравственные установки и даже язык. Сейчас одной из главных причин манкуртизма является глобализация, - говорит художница.

И, кстати, белые маски, которыми закрывают лица герои её фотографий, Гульнур делает из войлока. Этот материал у нее везде, во всех работах.

С помощью войлока, точнее, посредством его, Гульнур осуществляет исследование идентичности, ведет тихую битву за самобытность в серии работ "Пост-номадическая реальность". Это войлочные картины с прямоугольными цветовыми полями.

"Как квадрат Малевича, но прямоугольник! Яркий рисунок", - сам собой пришел ко мне, далекой от художественной среды, штамп.  Но! Подошла ближе, пригляделась… И даже чуть-чуть, слегка притронулась к картине – мягкая, теплая!

Как потом сказала мне Гульнур, это был очень естественный жест, она и добивалась этого эффекта: войлок такой материал, что его невольно хочется потрогать. И этим самым ее работы "очеловечиваются", становятся какими-то родными и близкими.

А я не сразу поверила, что эти картины из войлока, что их не писали кистью, а выкладывали шерстью и шелком. Первое ощущение – это акварель. Размытые цветовые границы, мягкость, зыбкость – импрессионизм в его чистом виде! Пространство и время запечатлены бликами, полутонами, теплыми цветовыми сочетаниями и, конечно же, выражают восприятие художницей окружающего мира, ее отношение к нему. 

- Источником для творческих идей для меня стали национальные ковры кочевников и вышивка тускииз. "Тус" - это "сон", "кииз" - "войлок". Если в прошлом они отличались орнаментальными красками и глубоким смыслом, то сегодня я вижу их в монохромных тонах. Я передаю "пустоту" нашего времени, означающую потерю. И не теряю надежды на то, что пустота приведет к переосмыслению ценностей... — говорит Гульнур Мукажанова.

Гульнур вкладывает в эти работы много смыслов. Тишина – это не только мягкость и покой. Это еще и умалчивание, подавление голосов несогласных как со стороны системы, так и со стороны самих людей, что ведет к большим социальным проблемам. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

Я ж увидела в этих работах, в этих мягких ярких войлочных картинах дверь. Гульнур подтвердила – да, это как портал, который может быть закрытым для нашего сознания, а может быть и открытым… 

- Теперь, когда мы уже больше не кочевники, мне, как представительнице нового поколения, хотелось бы понять, что нам следует сохранить в памяти, а о чем забыть? О чем мы должны помнить в условиях меняющегося мира? Это очень важные вопросы. Именно поэтому для меня очень важно в первую очередь показать эти работы в Казахстане!, - говорит Гульнур.

Выставка продлится месяц. И я очень рекомендую на ней побывать. Постоять в пространстве тишины, послушать ее, послушать мир за яркой войлочной дверью. И возможно услышать себя. 
 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Почему ЖК “Трилистник” будет мозолить глаза карагандинским прокурорам
Каким образом юридически оформлены 25 этажи в 24-этажных высотках
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как судья Мекемтас лишал имущества возлюбленную учёного мирового уровня
В суде, возглавляемом оскандалившимся судьёй, женщину-профессора объявили простой лаборанткой, которая не может владеть 400 тысячами долларов
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинский бар заплатил клиенту моральный вред за то, что видеокамере заведения не понравилось его лицо
Суд оценил страдания мужчины в 250 тысяч тенге
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Житель Семея атаковал водителя автобуса во время движения и отправился за решётку
Это стало возможным благодаря тому, что выходку горожанина запечатлели и опубликовали в соцсетях
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
В акимате Петропавловска дачников послали в полицию
Мытарства людей, чьи участки разрушили перед паводком, продолжаются
Зачем фермеров собирают под палящими лучами солнца в одном месте – на поле
Помогает ли такое мероприятие развитию аграрного сектора?
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.