Правительству необходимо считаться с тем, что каждое его действие будет восприниматься обществом с сильным недоверием
* Новые времена
* Десятая теорема Шеннона и теория управления
* Что же делать?
Новые времена
Всю прошлую неделю СМИ и социальные сети сотрясала полемика о снижении порога постановки на учет по НДС. В адрес министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА посыпались многочисленные инвективы за его инициативу, высказанную во время правительственного часа в мажилисе.
Правда, справедливости ради надо заметить, что соответствующий законопроект в мажилис был внесен еще в прошлом году, когда К. Бишимбаев не работал министром. И его вариант значительно смягчает первоначальный проект.
Интересно, что год назад особого шума вокруг этой проблемы не было. Да, Национальная палата предпринимателей и тогда вполне однозначно выступила против этой новации, но такого общественного резонанса, как сейчас, не наблюдалось.
Дело в том, что в последний год общественные настроения существенно поменялись. Если раньше, в том числе и год назад, общество совсем не обращало внимания на законодательные инициативы правительства, полагая, что они не сильно скажутся на образе и качестве жизни, то с этого года оно готово видеть подвох в любых предлагаемых изменениях.
Так случилось весной, когда все вдруг обратили внимание на поправки в Земельный кодекс, принятые бог знает когда. Так случилось и сейчас, когда массово осудили поправки в Налоговый кодекс, предложенные еще в прошлом году.
Пришли новые времена. Надолго ли, к добру ли – не знаю. Но правительству, власти в целом, необходимо считаться с тем, что каждый их шаг, каждое действие будут восприниматься обществом с сильным недоверием. И это требует внесения серьезных корректив в привычные методы управления.
Надо признать, что кабинет Бакытжана САГИНТАЕВА, демонстрируя открытость и готовность к диалогу, ищет способы повысить качество управления.
И Бишимбаев, несмотря на все истории с невстречами и встречами, старается не отставать от премьер-министра. Но дело не только в открытости, дело в фундаментальных основах теории управления.
10 теорема Шеннона и теория управления
В 1948 году Клод ШЕННОН опубликовал статью «Математическая теория связи», в которой среди прочих была изложена десятая теорема (смотрите рисунок 1), гласившая, если говорить без математической строгости, о том, что искажения в передаваемом сообщении можно устранить только в том случае, если пропускная способность канала коррекции (на рисунке – наблюдатель) не ниже количества искажений, передаваемых с сообщением.
Чтобы понять, какое отношение к теме настоящей заметки имеет эта теорема, рассмотрим хорошо всем известную схему управления, изображенную на рисунке 2.
Проблема в том, что правительство хочет управлять практически всем, что происходит в стране. Для этого требуется получать как можно больше исходной информации, необходимой для принятия решения. Ситуация усугубляется тем, что еще и необходимо получать информацию о реакции системы на управляющие воздействия. Обильные информационные потоки создают иллюзию того, что все находится под контролем и управляется.
Нашим чиновникам стоило бы, подобно императору из повести Уильяма ГОЛДИНГА «Чрезвычайный посол», ужаснуться той лавине информации, которая обрушивается на их голову:
«Фанокл сел и радостно захлопал в ладоши.
- Не забудь отчеты и проблемные записки, Цезарь!
Ужас в глазах Императора рос.
- Военные, страноведческие, санитарные, евгенические — все придется читать! Политические, экономические, пастушеские, огороднические, приватные, статистические, медицинские…
Император, шатаясь, поднялся на ноги. Он воздел руки к небу, закрыл глаза, лицо его исказила гримаса отчаяния».
И надо не забывать, что возможностей для выявления и устранения искажений, содержащейся во всем этом информационном потоке, практически нет.
Что же делать?
Есть два пути решения.
Первый – увеличивать государственный аппарат. Пока страна идет по этому пути, о чем говорит создание новых министерств.
Другой путь – сокращение присутствия государства и перераспределение полномочий по властной вертикали.
Надо сказать, что и второй путь не заказан. Предполагается, что в рамках пяти институциональных реформ часть государственных функций будет передана в конкурентную среду, т.е. коммерческим и общественным организациям и объединениям. Также сейчас рассматривается пакет законов, направленных на расширение полномочий местных органов власти.
Обе инициативы являются замечательными и реально могут поспособствовать повышению качества государственного управления.
Заслуживает одобрения и инициатива Министерства национальной экономики о передаче региональным бюджетам фиксированной суммы, если не изменяет память, речь шла 1,5 трлн тенге, с тем, чтобы регионы распоряжались ими самостоятельно, не тратя ни свое, ни министерское время на длительные и изнуряющие согласования.
Мне кажется, что эти инициативы нужно реализовывать как можно быстрее. Правительству пора уже отказываться от принципов «ручного управления». Настало время решать стратегические, а не тактические задачи.