В чём лукавят государственные органы, говоря о налогах
Из разных регионов страны приходят однотипные новости: предпринимательское сообщество громко выступает против предложения министерства национальной экономики повысить ставку НДС со следующего года с нынешних 12% до 16%. А что думают об этом эксперты? Ratel.kz побеседовал об этом с известным казахстанским налоговым специалистом Натальей ЯНЦЕН.
- Наталья, что происходит в налоговой сфере и вокруг нее, почему зазвучала тема повышения НДС?
- Ожидания предпринимателей не сбылись, да еще как! Президент давал поручение, чтобы сделать более удобными условия работы для бизнеса, ввести дифференцированные ставки к доходам и подходы к разным его видам, модернизировать законодательство. Но в консультативном документе регуляторной политики к проекту Налогового кодекса, который подготовило министерство национальной экономики, ничего этого нет. На сегодня его вариант получился довольно неконкретным, с весьма обтекаемыми формулировками. Например, по корпоративному подоходному налогу там предлагается оставить текущую ставку 20%, кроме ряда отраслей, где есть сверхдоходы – игорный бизнес, финансовый, недропользователи, и ввести для них ставку 30%. Практически, это и все нововведения, и они, как видно, направлены на увеличение налоговой нагрузки. Каких либо нововведений, стимулирующих бизнес к развитию, нет.
Но больше всего нервирует бизнес сообщество предложение по НДС – предлагается рост налога до 16% с нынешних 12%. Объясняется это необходимостью повысить конкурентоспособность казахстанской экономики, но каким образом это произойдет? Документ умалчивает. В качестве обоснования этой меры приводятся в пример различные страны, где НДС даже больше, чем 16%, но почему-то не вспоминаются другие, где он меньше. Я специально погрузилась в эту тему: в Швейцарии НДС составляет 7,7%, в Южной Корее 10%, в Сингапуре 5%, Индии 4,5%. Как видите, развитые или очень быстро развивающиеся экономики. И они вполне конкурентоспособны.
- А для сравнения - у наших ближайших соседей?
- В Кыргызстане 12%, как сейчас у нас. В России 20%.
- Ведь НДС это самый простой для администрирования налог, когда-то для некоторых категорий налогоплательщиков его даже начисляли авансом. Чем мотивируется необходимости его менять?
- Тем, что в бюджете будет больше денег и повысится конкурентоспособность казахстанских товаров. Но НДС всегда в конечном счете ляжет на потребителей, цены вырастут, это приведет к снижению спроса, потребители начнут экономить. А это не лучший фон для улучшения конкурентоспособности в принципе.
Еще один аспект проблемы: в последнее время, в том числе, в силу известных международных причин, у Казахстана очень возрос экспорт. По действующему законодательству, экспортеры должны получать из бюджета возврат НДС. А они, нередко, не получают, денег на это нет. Уже сейчас немало обращений в суды со стороны экспортеров по этой проблеме. И что будет, когда ставку НДС поднимут до 16%? Потребуется больше денег на возвраты.
- Вокруг НДС было такое явление, как "обнальные конторы"…. Специалисты говорят, что госорганы всегда с этим боролись, и посадки были, но победить явление не удается. Теперь оно возрастет?
- Конечно, бизнес, становясь нерентабельным или малорентабельным, ищет "ходы-выходы", и это может простимулировать развитие тех схем, с которыми государство борется. Вот у нас вводили систему электронных счетов-фактур, чтобы бороться с теневым бизнесом, но не помогло. Даже наоборот: сейчас с помощью этих счетов можно признать недействительными даже те сделки, которые никак не являются обнальными. Много уголовных дел на таких историях.
- А нельзя вместо НДС ввести налог с продаж?
– У нас его не было никогда, но сейчас принят розничный налог, он, по сути, близок к налогу с продаж, потому что там взимается процент с оборота. По нему тоже есть неотрегулированные текущим законодательством вопросы, но его собираются реформировать и расширить на новые виды бизнеса, согласно консультативному документу регуляторной политики. Вот это для предпринимателей позитивный фактор, те, кто применяет розничный налог, вправе не быть плательщиками НДС. Но он распространяется и будет распространяться только на определенные виды деятельности, и подпадают под него субъекты малого, отчасти и среднего бизнеса. И он удобен, если ты продаешь товары или услуги физическим лицам и юридическим лицам, применяющим специальные налоговые режимы. Если же продажи осуществляются юридическим лицам, применяющим общеустановленный режим, то ставка высокая, 8% с оборота, что уже нерентабельно для большинства бизнеса. То есть даже расширение действия этого налога не снимает проблему увеличения НДС.
- Ты и твои коллеги не раз поднимали проблему запутанности и частых изменений налогового законодательства. Эта проблема сейчас в каком состоянии?
- Исходя из тех инициатив, что мы видим сегодня, не думаю, что необходимость в изменениях исчезнет. То, что сейчас озвучено, на улучшение администрирования никак не работает, а собственно по нему пока никаких предложений от уполномоченных органов не озвучено. Пока все лишь про экономическую часть законодательства, и то – только по ставкам. Вот по индивидуальному подоходному налогу опять предлагается ввести шкалу ставок, но в самом документе не расписано, для какой категории доходов. В интервью недавно прозвучало, что шкала ставок будет относиться только к высоким пассивным доходам, но в документе-то этого нет! И непонятно, что мы в итоге получим в Налоговом кодексе.
Президент говорил, что необходимо упростить налоговое законодательство. Но опять же это поручение не отражено в опубликованной политике. Возьмем, к примеру, налоги и платежи с заработной платы сотрудников. Это платежи, которые есть у всего бизнеса. Сейчас в Казахстане с зарплаты взимаются шесть платежей, а со следующего года будет семь. Это два налога, подоходный и социальный, и различные социальные платежи: социальные отчисления, пенсионные взносы, взносы и отчисления на медстрахование, с 2024 года добавляется пенсионные отчисления работодателей… И каждый из них считается по-разному, у всех различная база обложения!
Вот, чтоб был понятен этот ужас, объясню, как считается подоходный налог. Этот налог считается не только с зарплаты работника, а изначально совокупно складываются все выплаты работнику как в денежном выражении, так и в материальном. Затем из всех выплат, сделанных работнику, надо вычесть то, что по нормам Налогового кодекса не относится к доходам работника, например, командировочные. Потом провести предусмотренную кодексом корректировку доходов, не подлежащих налогообложению, например - помощь на лечение. При этом следить за максимально возможной суммой корректировки в МРП. Следующий шаг - сделать вычеты, убрав пенсионные отчисления, 14 МЗП и т.д. Далее, если выплаты работнику были меньше 25 МРП, то к оставшейся сумме применяем еще одну корректировку в 90%. И вот все, что останется, облагаем по ставке 10%. Это описание процесса исчисления только одного из платежей с заработной платы - индивидуального подоходного налога, причем по каждому описанному шагу множество условий. При этом законодательный подход к исчислению каждого из шести видов платежей с зарплаты - разный. А если на предприятии десятки, сотни людей? И постоянно у кого-то отпускные, командировочные, вахтовые, компенсации… И по каждому работнику бухгалтер должен идентифицировать все виды доходов и разбираться, кто и как облагается налогами и платежами. В некоторых компаниях в бухгалтериях на этом целые отделы сидят. Администрировать такое налогообложение сложно, время- и трудозатратно, и налоговые инспекторы, которые приходят с проверками, как правило, этого не знают или не хотят заниматься проверкой данных налогов. Сколько я изучала актов налоговых проверок, помогая бизнесу, я еще ни разу не встречала каких- либо замечаний и доначислений, их просто не проверяют, это сложно и нерентабельно для государства.
И в консультативном документе регуляторной политики про это ничего не сказано, соответственно, скорее всего, что как был сверхсложный порядок администрирования, никому не нужный, так он и останется. Если искать резервы конкурентоспособности нашего бизнеса, то вот на это в том числе надо обратить внимание, чтобы избавить бизнес от ненужных расходов на сверхсложные расчеты налогов.
Кстати! Вот еще интересная вещь. Когда-то давно у нас в Казахстане была система государственных фондов, куда перечислялись отчисления: медицинского страхования, пенсионный, социальный, дорожный фонды… Потом после ряда неблаговидных событий было решено, что это неправильно, что все платежи должны идти в бюджет. И фонды упразднили, сделав единый налог, который рассчитан исходя из налоговой нагрузки всех этих фондов совокупно, и назвали его - социальный налог. С тех пор прошло много лет, постепенно опять ввели фонд соцстрахования, далее медицинский, и вот будет еще один пенсионный – для платежей с работодателя. То есть старая система вернулась, а социальный налог как был, так и остался. И уже никто не помнит, почему он когда-то появился. И вся эта налоговая нагрузка ложится на работодателя. Когда у нас государственные органы говорят, что в Казахстане очень низкий подоходный налог с физических лиц, всего-то десять процентов, это, мягко говоря, лукавство. Так как общая нагрузка на зарплату у нас порядка 38-40%! И если ставить хорошую зарплату в несколько сот тысяч тенге, то нагрузка на работодателя получается просто аховая. Потому у нас и сохраняется практика "конвертов".
Правда, в прошлом году ввели систему единого платежа зарплатных налогов для бизнеса, применяющего режим упрощенной декларации или розничного налога, там нагрузка меньше, но до сих пор невозможно использовать единый платеж из-за нерешенных государством технических сложностей при перечислении. И не факт, что эта проблема решится и что единый платеж оставят в новом кодексе.
- Какой-то диалог с бизнесом Минэкономики ведет по этой теме?
- Была создана рабочая группа по разработке проекта Налогового кодекса, и в ней в качестве полноправного участника присутствует представитель от нашей Казахстанской ассоциации налоговых консультантов Сакен КАРИН. Однако рабочая группа еще ни разу не заседала. Вот сейчас начинают на разных бизнес-площадках обсуждать опубликованный на портале е-гов консультативный документ регуляторной политики. Но получается, что он был создан вне диалога с предпринимателями. В настоящий момент Казахстанская ассоциация налоговых консультантов подготовила свои комментарии и предложения к данному документу, и мы надеемся все-таки на сотрудничество с государственными органами, что голос экспертного сообщества налоговых консультантов будет услышан.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!