Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ещё сто лет назад одним из самых архаичных и заметных элементов в традиционном костюме казашек был весьма заметный головной убор – саукеле. В этой конусообразной подвенечной шапке казахской невесты при желании можно отыскать следы саков-острошапошников, живших в евразийских степях более 2000 лет назад.
Молодая надевала саукеле перед отъездом из родного аула в семью жениха. Заодно на голову накидывалось ещё и специальное покрывало – желек. Если учесть особую магическую незащищённость невесты в этот переходный момент, то можно предположить, что когда-то такой изощрённый "боевой" убор молодухи мог быть не простым украшением, но нёс и "защитные" функции, предохраняя от всевозможных дурных влияний, порч и сглазов.
Разукрашен драгоценными камнями и золотыми монетами
Но наблюдатели XIX века обращали большее внимание на реальную ценность и стоимость саукеле. Вот, что писал приятель Чокана ВАЛИХАНОВА, известный этнограф Шагимардан ИБРАГИМОВ:
"В приданое невесте готовят следующие вещи:
1. остроконечный головной убор, наз. саукеле. Он имеет форму сахарной головы, вышиной от 1-го до 1 ½ арш., разукрашивается разными серебряными и золотыми монетами, жемчугом, сердоликом, янтарём, кораллами, бирюзой и разными драгоценными камнями. Убор этот бывает очень ценный и стоит иногда от 5 до 25 и более лошадей,
2. кибитка из белых кошм…"
Как видно, саукеле ставилось выше, чем праздничная юрта. Неслучайно его передавали по наследству, а в случае, если женщина умирала бездетной – возвращали в её род. Так, после смерти своей дочки Мейржан, выданной замуж и не оставившей потомства, султан М. УРМАНОВ потребовал возврата приданного, составив длинный список, где первым опять же значилось саукеле стоимостью 389 рублей.
Страна головных уборов
Вообще, разнообразие головных уборов у казахов старого времени вызывает восхищение. По ним, в былые времена, легко определялся не только социальный статус, но и родовая принадлежность "носителя".
Особенно характерным всё это было для головных уборов женщин. Знаменитый "борек" девушек – с околышем из меха и султанчиком из перьев филина. Кимешек, который молодухи начинали носить по рождении первенца. Тюрбан-кундык старушек. И ещё десятки и сотни видов, модификаций и способов ношения. Женщина всегда и везде оставалась женщиной.
Вот, что пишет Узбекали ДЖАНИБЕКОВ в своей содержательной книге "Эхо…":
"Такия (шапочка на твёрдой основе, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, украшенная бусинками из драгоценных камней, кораллов и перьями совы) заменялся (у "молодой" – А.М.) на первых порах саукеле, …а после окончания свадебных торжеств жаулыком, головным убором, складываемым из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, или кимешеком, суламой, кундуком, покрывавшим волосы, спину, плечи женщины. Нередко обходились и белым платком".
Возвышенная невеста
Надетое на голову саукеле, сразу возвышавшее невесту над всеми прочими, оставалось превыше всего! И в прямом и в переносном смысле. Высота некоторых уборов достигала 70 сантиметров. Невеста в таком уборе была заметна издалека и отличима сразу.
О значении и ценности саукеле говорит и тот факт, что над его созданием мастер-зергер иногда трудился более года! А для перевозки саукеле делались специальные суконные футляры, также богато изукрашенные и расшитые золотом. Встречались экземпляры стоимостью в 2-3 тысячи серебряных рублей.
Основа саукеле шилась из жёсткого войлока, покрытого красным бархатом и украшенного... Чем только не украшенного! Полосками ценного меха, серебряными монетами, кораллами, жемчугами, бисером, золотыми украшениями, драгоценными каменьями. То, что не помещалось на самой шапке, привешивалось по бокам, на специальных подвесках-жактау.
Но это, разумеется, вариант богатых невест. Однако замуж в Степи выходили не только султанские и байские дочки, а саукеле при этом никто не отменял и для бедных. Ритуальные свадебные шапки простых номадок и украшали по-простому – не серебром, а оловом, не шёлком, а ситцем.
В былые времена "молодая" носила саукеле до рождения первенца, но в более поздние времена всё ограничивалось лишь свадебной церемонией. А к концу XIX столетия, когда структура приданного начала претерпевать качественное изменение и делалась всё более практичной (драгоценному венцу многие уже предпочитали самовары и швейные машинки "Зингер"), саукеле начали стремительно выходить из моды.
Достояние музеев
Нервный XX век, с его бесконечными переделами и переоценками, привёл к практически полной утере и утрате "исторических" саукеле, наиболее интересные из которых, по мнению специалистов, хранятся ныне за рубежами Казахстана. В частности, в собраниях Санкт-Петербурга, этого крупнейшего музейного центра планеты. Особенно ценными экземплярами располагает знаменитая Кунсткамера - Музей антропологии и этнографии (МАЭ) и Российский этнографический музей (РЭА), который в советские времена назывался Музеем этнографии народов СССР (ГМЭ).
Вот компетентное мнение Алькея МАРГУЛАНА, относящееся к 80-м годам прошлого столетия:
"В настоящее время около пятнадцати саукеле находятся в ГМЭ, шесть – в МАЭ. Богатую коллекцию саукеле имеет Центральный музей Татарской АССР (Казань). Интересные саукеле хранятся в музеях Омска, Петропавловска, а также Алма-Аты и Ташкента".
Как видно, уже тогда казахстанским музеям отводилось довольно скромное место в деле сбережения этих примечательных предметов наследия казахской этнографии. И это не случайно.
Массовый вывоз саукеле из Казахстана начался ещё во второй половине XIX века. Стараниями казахских султанов, таких как Чингис ВАЛИХАНОВ, Мейрам ДЖАНАЙДАРОВ, Сандыбай ЧАПАНОВ, прекрасные экземпляры попали на знаменитую выставку Третьего конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге 1876 года. И это, надо понимать, не были ординарные шапочки. "Саукеле Чапанова", к примеру, оценивалось в 600 рублей и было украшено "тридцатью нитками кораллов, пятнадцатью нитками жемчуга, вышито красным шелком и обшито бахромой из золотых нитей".
Не менее ценные экспонаты украшали и Нижегородскую выставку в 1893 году. И вновь экспонировались в 1903 году на международной выставке в столице Империи. По мнению Маргулана, именно экземпляры этой последней выставки и составили основу коллекции ГМЭ.
Казахская коллекция в Санкт-Петербурге
"Казахская коллекция" Российского этнографического музея, которую начали собирать ещё до революции, вообще славится обилием подлинных раритетов. Весь фонд Средней Азии и Казахстана насчитывает 40 000 единиц хранения, что делает это собрание величайшим в мире. И хотя казахская часть не самая большая, о значении её говорит хотя бы тот факт, что долгие годы руководит отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана именно специалист по традиционной культуре казахов – Л. Ф. ПОПОВА.
Напрасно думать, что все эти богатства пылятся где-то в запасниках и недоступны посетителям. Многие – на виду. И отнюдь не обделены вниманием. Тем более что ныне музей входит в число объектов посещения школьников в рамках весьма злободневной для современного общества темы - "уроков толерантности". Напомню, что среди 146,5 млн жителей России числится 592 тысячи казахов - это десятая по численности нация РФ.
Что до значения настоящих саукеле, то оно, похоже, осталось в истории. Хотя временами на современных свадьбах и мелькают бутафорские поделки (часто весьма дорогие), нынешние казахские невесты, даже самые богатые, предпочитают другие украшения и подарки.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!