Стагнация в 2016 году серьезно сократила экономические амбиции
На снимке: У Рахима Ошакбаева плановые низкие темпы роста до 2025 года вызывают некоторое недоумение.
Не так давно министр национальной экономики попытался обсудить с экспертами проект Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года под
названием "Казахстан 2025 - "Перезагрузка" модели развития в новых экономических реалиях, который доложен быть внесён министерством в правительство уже в конце ноября.
По словам коллег, попавших на состоявшуюся после долгих попыток встречу с министром, на которую приходить уже было не совсем прилично, разработчики этой стратегии готовы рассматривать только письменные предложения.
Пользуясь этой возможностью, письменно, как просят разработчики, предлагаю отметить пока только один, лежащий на поверхности аспект, опуская огромную массу других замечаний и предложений к документу.
В качестве ключевого индикатора Стратегии 2025 предлагается увеличение реального ВВП к 2025 году на 35%.
Это означает, что среднегодовые темпы роста составляют по 2,8% в 2015-2020 годах и по 3,3% в 2021-2025 г.
Для сравнения: предыдущие 10 лет, с 2005 по 2015 год, даже с учетом двух периодов нестабильности на нефтяном рынке, реальный рост ВВП составил 70% или, в среднем, 5,5% ежегодно.
Такие плановые низкие темпы роста до 2025 года вроде как вызывают недоумение. В Концепции по вхождению в 30 самых развитых стран, принятой всего два года назад, четко обозначено, что для достижения нашей стратегической цели минимальный ежегодный темп роста экономики должен составлять 4,3-5,5%, в зависимости от роста мировой экономики. Теперь же мы на 10 (!) лет вперед "смиряемся" с темпами 2,8% в 2015-2020 г. и 3,3% в 2021-2025 г.
Либо в Концепцию нужно вносить изменения, либо приводить Стратегию 2025 в соответствие с Концепцией.
Или вообще умерить наши экономические амбиции, поскольку реальность 2016 года еще печальнее. Две недели назад, 25 октября, министр Национальной экономики в ходе заседания правительства заявил, что "худшее дно нами было пройдено в первом квартале, тогда был зафиксировано снижение экономики до минус 0,4%... по предварительным данным за 9 месяцев темпы экономического роста ускорились до +0,4%". Ожидаемый прогноз МНЭ на 2016 год плюс 0,5%.
Для подавляющего большинства наблюдателей прозвучал вроде как положительный сигнал - было минус 0,4%, теперь стало плюс 0,4% и "дно пройдено". Но в этом есть определенный "маневр".
Во-первых, что понимать под "ростом"? Если все, что "выше нуля", это одно. Но если сравнивать с предыдущими годами, в Казахстане очевидное критическое затухание темпов роста: 2013 год плюс 6%, 2014 год плюс 4,2%, 2015 год плюс 1,2%, и теперь всего +0,4%. Шутить про статистическую погрешность, наверное, уже не стоит.
Во-вторых, рост ВВП не обязательно означает рост экономической активности - это игра со средним значением. К сожалению, данные за 9 месяцев есть только у министерства, поэтому будем оперировать статистикой за полугодие.
Итак, экономика за шесть месяцев выросла в реальном выражении всего на 0,1%, но валовая добавленная стоимость всех отраслей, наоборот, снизилась на 0,1%. "Исправили" ситуацию налоги на продукты (НДС, акцизы, налоги на экспорт-импорт и т.д.), которые выросли сразу на 3,3%.
Вместе с тем, сокращаются отрасли, которые, по различным методикам (включая МВФ), являются косвенными измерителями реального ВВП - электроснабжение, торговля, а также горнодобывающая промышленность и связь.
Учитывая долю сокращающихся отраслей, можно утверждать, что треть ВВП (точнее 34%), точно не "прошла дно". В обрабатывающей промышленности, как уже писали эксперты, и значительное падение объемов производства в ряде отраслей, таких как машиностроение, производство строительных материалов, одежды, напитков и табачных изделий.
Если из 20 отраслей, формирующих ВВП, в 2014 году в "минусе" была только одна, в 2015 году - четыре, то по итогам первого полугодия 2016 года - уже шесть.
И ситуация с ними во многом не улучшается, а ухудшается. Сравним первый квартал и первое полугодие 2016 года: горнодобывающая промышленность (-1,4% и -3,1%), электроснабжение (-0,7% и -0,8%), водоснабжение (-6,6% и -6,9%), связь (-3,6% и 4%).
Резюмируя, можно сказать, что в Казахстане началась стагнация, которая не переходит в рецессию только "благодаря" активному вливанию государственных денег через квазигоскомпании в недвижимость, коммуникации и проведение праздников.
Эффективность подобного казахского кейнсианства, на мой взгляд, весьма сомнительна, поскольку такое наращивание госрасходов оборачивается инициативами по повышению налоговой нагрузки на малый бизнес (мы это видим по снижению порога по НДС и дополнительными отчислениями с заработной платы в Фонд медстрахования), критическим наращиванием государственного долга, а также недофинансированием образования.
Быть может в злополучной Стратегии 2025, и не только в ней, следует поставить вопрос иначе: не нарастить прирост ВВП с плюс 0,4% до плюс 0,5% за счет ручного управления госрасходами, а "что позволит Казахстану развиваться с темпами не ниже 5%"?
Очевидно, что в условиях низких цен на нефть, для того, чтобы переломить депрессивные тенденции, необходим более радикальный подход. Невозможно ожидать иного результата при использовании старых инструментов - просто тратить деньги, которые могут быстро кончиться. Рост экономики в 35% за 10 лет абсолютно недостаточен для нашего текущего уровня развития.
Вместе с тем, желаемый рост в 5-6% не может быть получен за счет «точечных» государственных вливаний в отдельные отрасли, как мы это безуспешно делали в первую и вторую пятилетки индустриализации.
Такой рост может быть достигнут только за счет частных инвестиций, за счет массового вовлечения большого количества граждан, готовых рисковать и инвестировать свои и заемные средства, в малое и среднее предпринимательство.
Очевидно, что это потребует радикальных либеральных решений, в первую очередь, немедленную реализацию институциональных реформ главы государства, а также реформу судебной и правоохранительной системы, государственного аппарата, сферы образования. Кроме того, следует обеспечить безоговорочный уход государства с конкурентных секторов, сокращение государственных расходов, снижение налоговой нагрузки, а также стимулирующую денежно-кредитную политику в части обеспечения предсказуемости тенге и постепенного снижения процентных ставок.
Рецепты давно известны, но из-за инерционных процессов в государственном аппарате, в закрытой системе нереализуемы.
Поэтому важна открытая дискуссия. Государственные органы должны налаживать обратную связь с общественностью, воспринимать критику конструктивно и учиться коммуницировать с конечными потребителями их услуг.
Фото: Facebook.