Почему алматинцы никогда не прекратят борьбу за достойную жизнь

5461 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 21 Сен 2022, 19:00

Наблюдения Андрея Михайлова

Всем хорош город у подножия Заилийского Алатау. Случаются, конечно, всяческие неприятные казусы (землетрясения, наводнения и всякие зимние революции), но про них горожане стараются побыстрее забыть, растворившись в своих привычных удовольствиях: праздниках, тоях, юбилеях, открытиях мемориальных досок, торжествах по поводу, без, буднях в фитнес-залах и уличных кафе, ночных бдениях в любимых клубах и т. п., приятных моментах полноценного бытия. И лишь одно упорно отравляет комфортную жизнь алматинцев – воздух, которым они вынуждены дышать от рождения до смерти.

Педальная конница в армии борцов

Читайте также
5 памятников, без которых Алматы никогда не станет полноценным городом

А потому непримиримая война за экологию – фирменный тренд алматинской истории. За экологию у нас воюют все – начиная с сетевиков-затейников и участников всяческих публичных субботников и кончая монументальными городскими головами и мелкотравчатыми чиновниками "по очистке". Но вот, что любопытно. Борьба идёт не на жизнь, а на смерть. А воздуха, пригодного для полноценного дыхания, в мегаполисе с каждым годом становится всё меньше и меньше. Так что простой обыватель давно уже не в состоянии доподлинно определить – кто, с кем и за что воюет. Мы – за экологию? Или - с экологией? А может - экология с нами? Вопросы!

Природа этой захватывающей эпической борьбы с химерой не лежит на поверхности. Я имею в виду ту перманентную непоследовательность, проистекающую из бессилия очередного "экоборца" решить проблему быстро и кардинально.

Ярчайший пример таким метаниям и шатаниям – политика властей мегаполиса в области развития общественного транспорта. Экологически чистого городского транспорта, приличного нашему проблемному городу. Безальтернативным вариантом коего, как все знают, является…

Нет, не велосипед - на велосипеде у нас далеко не уедешь, несмотря на все усилия по популяризации "коня педального", город, имеющий ярко выраженный накат, по природе своей очень дискомфортен для массовой велосипедизации населения и откровенно опасен для неопытных велосипедистов. И даже не электросамокат, стремительно ворвавшийся в нашу городскую действительность и усложнивший безопасность на улицах и тротуарах. Эти индивидуальные средства передвижения, безусловно, хороши, но решат ли они проблему чистого воздуха кардинально?

Нужно ли, вообще-то, изобретать велосипеды?

Читайте также
Город и горы. Нужен ли алматинцам заповедник над городом

Впрочем, никакого велосипеда и изобретать не надо, коль в городе имеется доступный общественный электротранспорт. Любопытно, что в самом начале появления такового в Алма-Ате (ещё в 30-е – 40-е годы прошлого столетия), архиважным аргументом для усиленного развития была именно чрезмерная загазованность воздуха. Хотя в те былинные времена основным загрязнителем считали вовсе не автомобили, а трубы печного отопления над старыми "верненскими домиками".

Вначале по Алма-Ате весело заелозил по рельсам трамвай, а за ним в годы войны зацепился рогами за провода первый троллейбус. К 1990 году, по некоторым утверждениям, в городе существовало 10 "номеров" трамвая, имевших весьма продолжительные линии. А число троллейбусных маршрутов увеличилось до 25 (хотя меня терзают смутные сомнения, что эти подсчёты появились за-за наличия маршрута № 25, реально же их было несколько меньше). Однако, отринув все лукавства подсчётов, надо признать, что контактные провода перекрывали практически все главные улицы и проспекты столицы Советского Казахстана.

Сейчас число городских маршрутов троллейбуса едва ли дотягивает до трети "дореформенных". Причём процесс "секвестирования" продолжался вплоть до самого недавнего времени. Любопытно, что, ратуя с высоких трибун за торжество общественногоэлекторотранспорта (который у нас на поверхности города ограничен ныне одними троллейбусами), власти всеми силами подсаживают горожан на альтернативные автобусы. Где логика? Похоже, что где-то в тени.

Читайте также
Алма-Ата уйдёт вслед за Верным

Ещё более вопиющая история случилась с алматинским трамваем. Сегодня трамвая в Алматы нет. Кончился. Вернее, с ним покончили. Как с классом городского транспорта. Оно и понятно, мало того, что он мешает гордому трафику благородных автомобилей, так, в придачу ко всему, мерзавец ещё заимел привычку покушаться на самое дорогое что есть у горожан – тот самый личный автотранспорт. Без которого многие хорошие люди не смогут продемонстрировать ни благосостояния, ни статуса!

Зачем трамвай? Трамвай не нужен! В конце концов в Алматы есть то, чем даже столица не похвастается. Метро!

Грёзы прошлого века

Да, апофеоз городского электротранспорта пришёлся на вторую половину 80-х годов. Никогда более количество "экологически чистого" не достигало такого размаха, как в то время! Линии троллейбусов и трамваев перерезали вдоль и поперёк весь город, достигая самых отдалённых окраин. Посудите сами, в Алма-Ате уже к 1987 году существовало 10 трамвайных и 19 троллейбусных маршрутов!

И на этом останавливаться не собирались! По генплану, составленному в 1980-м году, в 2000-м центр города должен был начисто освободиться от "крупных автобусов"! Здесь собирались оставить один лишь общественный электротранспорт. Метро (его к 2000-му планировщики уже видели действующим), скоростной трамвай (да, да, - тот самый, про необходимость запуска которого ведёт речь любой новый аким) и полсотни маршрутов трамваев и троллейбусов. Как тебе это, Илон МАСК?

Читайте также
Пожар в "золотом квадрате": роковая халатность или счастливая случайность?

Интересно, что электротранспорт в СССР считался не только самым чистым, но ещё и самым дешёвым (гуманным!) видом транспорта. Потому-то, наверное, он в той Алма-Ате никогда не ходил полупустым. Стоимость проезда на городском общественном транспорте в годы апофеоза составляла 5 копеек (а до 70-х годов билет на трамвай-троллейбус вообще стоил 3 копейки!).Так что на студенческую стипендию в 40 рублей, даже без льготного проездного (за 4 с полтиной на все виды), можно было просто жить в общественном транспорте.

Кто же побеждает в борьбе за экологию?

И вот тут – самый тонкий момент. Эпохальная битва за экологию, в итоге которой город лишился большей части своего "чистого транспорта", подчистую проиграна не только по вине городских властей. Власти, конечно, могли бы поднажать (вон, в прогрессивных странах демократического Запада делать это не стесняются), задействовать свои властные ресурсы (в этом у нас - вообще не Америка), отстоять трамваи, возродить троллейбусные маршруты и привлечь массы пассажиров к электротранспорту действительно дешёвыми билетами. Пусть – дотационными, но ведь на что ещё тратить городские деньги, как не на здоровье горожан – а в данном случае на кону цена именно этого.

Но куда, спрашивается, тогда девать муниципальные автобусы, азартно закупаемые городом? И ещё непонятнее - что делать с армией автовладельцев, для которых езда на собственном авто по городу стало чуть ли не важнейшим украшением судьбы и смыслом разумной жизни? Наши люди, на трамвае, в булочную? Не поедут! Пусть даже весь мегаполис превратится в одну большую пробку, и все дети разом захиреют от удушья!

Читайте также
Страсти по названию: "Алма-Ата", почему она всё-таки милее "Алматы"?

Любопытно, что на фоне этого постоянно возникают кампании по обелению любимого электорального транспорта. Дескать, не виноватый он, вся зараза – от двух ГРЭС. И вот когда они перейдут на экологически чистый вид топлива, тогда… Тогда и задышим полной грудью! И хотя это уже тема для другого разговора, позволю себе высказать сомнение. Не задышим!

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.