Победить коррупцию

2158 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 25 Авг 2024, 13:30

Очередная и не последняя заметка про эффективность государственного управления

На этот раз про коррупцию. Очевидно, что чем выше в стране коррупция, тем ниже эффективность государственного управления, в чём можно убедиться, посмотрев на диаграмму 1.

Невозможно повысить эффективность государственного управления без снижения уровня коррупции в стране. Но те методы борьбы с коррупцией, которые изложены в Национальном плане развития и Концепции антикоррупционной политики, порождают большие сомнения в успехах на этом направлении.

Какой уровень коррупции хотят видеть в Казахстане в 2029 г.

В Национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 г. борьба с коррупцией будет считаться успешной, если Индекс восприятия коррупции окажется между 40 и 49 баллами. Надо отметить, что по отчёту за 2023 г. у Казахстана уже 39 баллов, что очень близко к целевым показателям. Если посмотреть на диаграмму 1, то можно увидеть, что за последние одиннадцать лет Казахстан добился определённых успехов в борьбе с коррупцией.

В отчёте Transparency International за 2023 г. Казахстан делит 93–97 места с Индией, Лесото и Мальдивами. Всего в рейтинге участвуют 180 стран. Таким образом, Казахстан находится в “золотой” середине.

Если говорить о ближайших соседях, то в Казахстане борьба с коррупцией ведётся успешнее, чем в России, Кыргызстане и Туркменистане (смотрите рисунок 1).

Динамика Индекса восприятия коррупции должна, по идее, вселять определённый оптимизм и дарить надежду на то, что уровень коррупции продолжит снижаться. Но в этом есть серьёзные сомнения, которые Национальный план и Концепция антикоррупционной политики не только не устраняют, но и усиливают.

Как собираются вести дальнейшую борьбу с коррупцией

Как написано в Национальном плане, ключевые приоритеты и задачи по противодействию коррупции будут реализованы через Концепцию антикоррупционной политики. Сейчас действует Концепция, принятая 2 февраля 2022 г., и действует по 2026 г. включительно.

В ней сформулировано 6 задач, в некоторые из них включены подзадачи. Перечень задач и подзадач приведён ниже:

Задача 1. Формирование нетерпимости к коррупции

  • Изменение ценностей и повышение антикоррупционной культуры.
  • Повышение добропорядочности государственного аппарата.
  • Содействие добропорядочности бизнеса.

Задача 2. Исключение возможностей коррупции

  • Снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках.
  • Повышение экономической эффективности бюджетной поддержки.
  • Снижение государственного участия в экономике.
  • Качественная цифровизация как фактор снижения коррупции.
  • Совершенствование инструментов выявления и устранения предпосылок коррупции.

Задача 3. Совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности

Задача 4. Усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции

  • Развитие института общественного контроля.
  • Улучшение механизмов сообщения о коррупции.

Задача 5. Обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер

Задача 6. Дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции

Особый интерес вызывает подзадача “Развитие института общественного контроля”. Авторы Национального плана решение подзадачи предваряют совершенно верным утверждением: “Мнение гражданского общества должно стать "лакмусовой бумагой" эффективности деятельности государственных органов в реализации антикоррупционной политики”.

Но само решение порождает определённые вопросы. Предлагается разработать и принять закон “Об общественном контроле”, который “придаст осязаемые контуры для данного института как альтернативы государственному контролю”.

Также предлагается усовершенствовать процессы взаимодействия представителей гражданского общества с государством посредством их участия в бюджетном процессе, мониторинге государственных закупок, оценке качества оказываемых государственных услуг, определении наиболее проблемных, острых вопросов в той или иной сфере, регионе.

Все эти, скажем честно, чудные конструкции замещаются простым понятием – демократизация общественно-политического устройства страны.

В проекте Worldwide Governance Indicators есть индекс Влияния населения, отражающий представления о том, в какой степени граждане страны могут участвовать в выборе своего правительства, а также о свободе выражения мнений, свободе ассоциаций и свободных средствах массовой информации. Также есть индекс Контроля коррупции, отражающий представления о том, в какой степени государственная власть используется для получения личной выгоды, включая как мелкие, так и крупные формы коррупции, а также “захват” государства элитами и частными интересами. Чем выше значение индекса, тем сильнее контроль над коррупцией. На диаграмме 3 отражена взаимосвязь между этими двумя индексами.

Иначе говоря, усильте влияние населения, т.е. проведите демократические реформы, и шансы на искоренение коррупции сильно вырастут. Но дело в том, что по уровню влияния населения на государство Казахстан находится среди аутсайдеров (смотрите диаграмму 4).

Надо признать, что после того, как К.К. ТОКАЕВ стал президентом страны, значение индекса растёт, но всё ещё остаётся ниже среднемировых значений.

Процесс демократизации – это очень сложный процесс с большими рисками превратиться в свою противоположность. Но без демократизации развитие нашей страны будет медленным или его вообще не будет.

Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером