Плетенье чепухи. Часть 8

4225 просмотров
0
Герольд БЕЛЬГЕР
Понедельник, 14 Ноя 2016, 10:15

Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя

На снимке: Герольд Бельгер.

Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3часть 4часть 5часть 6, часть 7.

Вообще-то он форменный дурак, но я ему не могу это сказать. Во-первых, он старше меня, а во-вторых, другого рода-племени. А если, положим, я сгоряча и скажу, что он дурак, он может ответить: «От такого и слышу!»  Поэтому и говорю: «Айналайын».

Жизнь учит политкорректности.

* * *

Иногда хочется послать по русскому адресу: либо «на», либо «в». А ты опять говоришь: «Будь любезен, отвали!»

* * *

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 7

Отец всегда радовался своему очередному дню рождения. Ему было приятно, чтобы и другие радовались и поздравляли.

Для меня ныне даже приближение этой даты рождения доставляет неловкость и смущение. Чему радоваться-то? И с какой стати кто-то должен тебя поздравлять? Молодцы казахи, которые никогда не придавали этому никакого значения. Старшее поколение говорило: «В год, когда у Тайшика корову волки задрали»; «когда у Бекима дом сгорел»; «зимой, когда в буран Хадиша замерзла»; «когда Каляу лисий малахай потерял».

В детстве, может, и был некий резон радоваться. А когда бредешь по тропе восьмидесятилетия – стыд, срам и ужас.

* * *

«Ночью опять бестолковая всячина снится»…

Строка из «Ослиной баллады» российского немца Ивана БЕРА, живущего ныне в Германии.

А снится часто одно и то же: плутаю по улицам-переулкам, по закуткам-перекресткам неприкаянно в чужом городе, брожу по сугробам, буеракам, потокам, лужам, топям; стремительно сгущаются сумерки, а я все иду, иду, через силу, превозмогая боль, не зная куда, не помня своего дома, и на душе так пакостно и одиноко, так худо мне, страшно, безнадежно, и сердце подкатывается к горлу и срывается в бездну…

«А караван – он всегда возвращается домой».

Заключительная строка из той же баллады.

Нет, не всегда. Мой караван домой не возвратился.

Я отстал от своего каравана. Остался одинокий дервиш в пустыне.

Отстал от стаи.

Отстал от стада

Отстал…

Устал…

* * *

Читайте также
Судейская непосредственность

Закупил Казахстан более трехсот породистых буренок за рубежом. Пока их везли на «Боинге» семнадцать часов без корма и воды, 49 из них подохли.

Все у нас так. Косо-криво, наперекосяк.

Как раз в эти дни «Нур отан» с шумом, треском торжественно принимал новую доктрину – набор пустых, банальных фраз.

Горько и смешно.

Бестолково и глупо.

И все у нас так.

Хоть плачь.

Горизонты образования

В Алматы в 2013 году вышла книга под названием «Качество образования в мире и в Казахстане». Опрятно, полиграфически аккуратно, в твердой обложке изданная книга, по объему небольшая, по тиражу скромная, написанная лапидарно, сжато, «мускулисто», понятно и доступно. Она привлекла мое внимание: я ведь по базовому образованию педагог, учительствовал одно время и до института, и позже, в аспирантуре занимался методикой преподавания, к школьным делам и поныне неравнодушен. Читал книгу с карандашом, делая разные заметы на полях.

Автор книги – Аскарбек КУСАИНОВ, знаком я с ним давно, с тех пор, как он защитил диплом доктора-инженера Германии. За эти годы он стал знатной фигурой на педагогической стезе, оброс разными званиями, степенями, титулами: доктор педагогических наук, профессор, председатель правления Академии педагогических наук Казахстана, лауреат Государственной премии РК, иностранный член Российской академии образования, академик пяти отечественных и зарубежных академий, основоположник сравнительной педагогики в Казахстане, президент Совета сравнительного образования и т.д. и т.п., et cetera на две-три страницы.

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 6

У меня лично к подобным «мандатам» особого почтения нету, а в том, что Аскарбек Кабыкенович – славный азамат и знающий, весьма компетентный специалист, давно убедился.

Глубоко симпатичны мне и его научный подход к своему излюбленному предмету, метод и логика изложения, а главное – честность, откровенность, принципиальность и смелость в своих объективных суждениях.

О том и постараюсь посильно поговорить.

Компетентные ученые предваряют книгу:

академик Национальной академии наук РК Көпжасар НАРИБАЕВ («…качество школьного образования ежегодно падает, а школьное образование является основой интеллектуального потенциала страны»);

академик НАН РК Едиль ЕРГОЖИН («Благие намерения есть, а результатов нет. В республике образование имеет низкое качество»);

педагог-практик, директор гимназии № 159, Герой Труда Аягуль МИРАЗОВА («…данное исследование может внести большой вклад в претворение образовательной политики государства»);

академика Академии педагогических наук Казахстана Ляйля МАЖИТОВА («Эта книга, я надеюсь, послужит одной из предпосылок реформирования школьной системы как обоснованная информация о недостатках существующей системы образования в стране и возможностях общества по их устранению»).

Читайте также
Педагогический шантаж

Все эти суждения и оценки убедительны.

Труд профессора А.Кусаинова композиционно построен из двух основополагающих глав:

а) Международные исследования по оценке качества образования.

б) Система общего среднего образования Казахстана в мировом пространстве. Пути повышения качества образования.

Лично у меня особый интерес вызвала первая глава, ибо в ней идет обстоятельная и доказательная речь о том, что я знал слишком общо, смутно, или вообще не знал, а именно – о мировом табеле качества образования, о качестве обучения в мировой системе образования, о лидирующих системах образования в мире, о повышении эффективности мировых образовательных систем.

Автор книги на многое открывает нам глаза. В частности на международные программы оценки знаний и умений учащихся. Эти программы имеют сокращенные названия из английских аббревиатур – PISA, TIMSS, PIRLS. С четкой задачей и научно-исследовательским направлением.

Приводятся результаты исследования по всем этим программам в 34 странах по параметрам «выше среднего», и в странах-лидерах, как правило, упоминаются Финляндия, Гонконг, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония. Названия передовых стран варьируются: Тайвань, Швейцария, Эстония, Германия и другие.

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 5

Но в этих перечислениях, понятно, не встречаются ни Россия, ни Казахстан.

Хвастаться нечем. Элементарно не доросли. Автор дотошно раскрывает причины и мотивы высокого образования в успешных странах, перечисляет со знанием дела основные факторы, обеспечивающие их успешность и эффективность. Многое, понятно, упирается в высокие экономические показатели, в благосостояние страны, ВВП на душу населения (выше 20 тыс. долларов или около того). Но не только. Не исключительно деньги стимулируют качество образования.

«Из этого наблюдения можно сделать простой вывод, – пишет профессор А.Кусаинов. – Для того, чтобы иметь хорошее образование, страна должна быть богатой. Но если очевидно, что хорошее образование – функция благосостояния страны, то совершенно не факт, что хорошее образование – функция расходов. Например, в Греции и Южной Корее государство в расчете на одного ученика выделяет примерно одинаковую сумму, но Южная Корея во всех рейтингах в первой тройке, а Греция в конце списков». 

Это так. Казахстан по мере своих пока что ограниченных возможностей худо-бедно вкладывает в образование относительно немало средств, а результатов не видно, наоборот, по всем формальным и реальным показателям в сфере образования ощущается регресс.

В чем дело? В отсутствии четко продуманной педагогической системы, в низком уровне педагогических кадров, в разворовывании отпускаемых из госбюджета скудных средств, в бесконечной чехарде руководящих образованием чиновников (12 министров за 20 лет независимости – куда это годится?!), в несуразности показушных «рипорм» (реформами их никак не назовешь), в повсеместной безалаберности, в безответственной ментальности, в забвении исконних национальных традиций, в случайности отбора на педагогическом поприще снизу до верху, в нерациональном использовании потенциальных возможностей педагогов – о, перечислять подобных изъянов на просторах нашей страны можно бесконечно. А прежде всего, на мой взгляд, сказывается в этом вопросе отсутствие благотворной и благородной государственной воли. Из ничего ничего не будет. От мусора рождается мусор. В деле образования и воспитания

Читайте также
Что делают дети бизнесмена при виде бездыханного тела

надеяться на некое чудо – полный нонсенс. Опыт стран-лидеров, всесторонне описанный профессором А. Кусаиновым, свидетельствует о необходимости четкой стратегии, целенаправленности, великого терпения, систематической адовой работы по всем государственным каналам во имя будущего страны и ее грядущих поколений. Обихаживать, окультуривать газон воспитания и образования предстоит десятилетиями.

Истина очевидная, и от нее не отмахнуться.

Еще одну бесспорную истину подчеркивает автор рецензируемой книги:

«Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует им дать подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

По сути, этим все сказано. Или почти все.

Далее автор обстоятельно анализирует, как поставлены воспитание и образование в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Англии, Японии и других странах-лидерах, в которых искони высоко ценится образование, профессия школьного учителя, процесс отбора кадров, ведется жесткий контроль на курсах профессиональной подготовки учителей уже на начальном этапе обучения. В этих странах давно поняли, что «одно неправильное кадровое решение может привести к сорока годам плохого преподавания».

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 4

Много разительных и достойных примеров в системе воспитания приводит автор книги. Читаешь и восхищаешься; восхищаешься и задумываешься; задумаешься и печалишься, невольно сравнивая с тем, что есть в доморощенном краю.

Один пример:

«В Финляндии пришли к выводу, что статус учителя – по крайней мере, отчасти – зависит от его уровня образования: поэтому в финской системе образования было введено требование, чтобы все учителя имели степень магистра».

Я вспоминаю аульные школы военного, послевоенного и нынешнего времени, вспоминаю кадры и материальную базу своего учительского периода, перебираю в памяти кадровый уровень в «глубинках», размышляю об обязательной степени магистра в иных странах-государствах и задаю себе вопрос с печалью и недоумением: «Ну и как? Каким образом догоним зайца на раздрызганной арбе?!»

Не стану излагать все факты и подробности, приведенные в анализе и повествовании книги профессора-новатора, ученого-энтузиаста Аскарбека Кусаинова. Они достойны внимания; они будят мысль; они взывают к деянию; они определяют пути к конкретному действию и созиданию; они вселяют надежду.

Вторая глава книги целиком посвящена нашим внутренним педагогическим проблемам – системе общего среднего образования в Казахстане. Речь здесь идет об оценке качества образования в стране, о состоянии системы образования, о статусе педагогических кадров, о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о результатах научных исследований в области образования, о повышении и эффективности системы управления образованием в Казахстане и прочих материях.

Мне лично все это в немалой степени знакомо. И тут можно обойтись одним русским словом: «Неважно». Или казахским: «Мәз емес». Или немецким: «Швах».

Страницы о педагогическом уровне в Японии, В Германии, в Южной Корее впечатляют живым аналитическим повествованием. Точка зрения автора на ЕНТ мне глубоко симпатична. Я считаю, что ЕНТ нанес сокрушительный удар по отечественной педагогике, содействуя тотальному оболваниванию двух поколений учащихся, напрочь отлучая их от самостоятельного мышления.

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 3

Горячо поддерживаю все предложения автора на педагогической стезе. Согласен с двумя его выводами:

1. «Нынешнее реальное состояние отечественной системы образования крайне тревожное».

2. «Качество знания среднего выпускника общеобразовательной школы нашей страны на уровне ниже удовлетворительного».

Диагноз поставлен. Но намечены и пути лечения.

И в этом пафос книги, ее значимость и поучительность. Для учителей, для управленцев, для родителей, для Гражданина независимой страны.

* * *

Вот название для романа на современную тему – «Время большой лжи». Правда, я не вижу писателя, который мог бы такой роман написать. Разве что МАГАУИН? Или, может, НУРМАГАНБЕТОВ?.. Не знаю.

Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати.

- Люди, которые тридцать лет терпели Назарбаева, а теперь проглотили два изменения Конституции за три месяца, учат российских беженцев, как надо было бороться с режимом.
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
Полтора года корреспондент Ratel.kz противостоял давлению на процесс
Two popes: Астана стоит мессы
Визиты римских иерархов как высшее проявление казахских понтов и предмет общенациональной гордости
Чем отличается аким Налибаев от вице-министра Качмарчыка
Польского чиновника выгнали с работы после роскошной свадьбы с дорогими подарками
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Айдос Сарым: Через семь лет мы будем избирать третьего, а потом четвёртого и пятого президентов
Кое-кто, похоже, сегодня попросту нарабатывает имидж для успешной релокации по грин-карте
Как казахстанцы помогают Путину
Русофобия важна для Путина как средство сплочения нации вокруг него
Парад физкультурников: что и кому демонстрировали мускулистые юноши и оголённые девушки
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
5 советов руководителям
Должность начальника похожа на работу канатоходца
Когда казахская жена не роскошь, а средство передвижения
Каждой идее - своё время
Сочинение на тему "Как я провела День города"
Таких экскурсий, что случились на День города, у нас ещё не было и, очень надеюсь, больше не будет
Как блогер пытался прогнать в Россию кандасов с афроамериканцем
Воинствующий безработный Диас Кузаиров встал в дверях павлодарского ресторана, чьи владельцы предложили бесплатные обеды россиянам
Апелляционная коллегия оставила приговор Боровикову без изменения: девять лет колонии
Ходатайство прокурора Темиртау об отзыве лицензии у адвоката Айткалиевой удовлетворено
Актюбинские пограничники помогают приезжающим из России
Они организовали бесплатные автобусы от КПП прямо до города
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
- Имею честь знать Сергея Перхальского лично. Как-то спросил у него, не тяжело ли ему бороться со всем этим беспределом. Он ответил очень просто и без пафоса - Кто-то должен это делать. Его публикации дают мне надежду, что в нашей стране не все потеряно и что все ещё может изменится к лучшему. Долгих лет и крепкого здоровья, творческих успехов. А мы, его благодарные читатели, всегда будем с нетерпением ждать новых публикаций.
Увидев расписание уроков, родители школьников СКО закипели от возмущения
- Уважаемые педагоги, Министры Раньше мы 10 лет учились, и было в 10 классах по 5,6,7уроков. И ничего. А сейчас учатся 11 лет и плюс ещё две недели и все равно хотите увеличить нагрузку. О чем вы думаете? Чего вы хотите от детей.? Правильно надо сокращать количество часов в неделю. Дети лучше станут понимать. А если они целый день в школе, всю ночь уроки делают. Вы хотите чтобы дети с ума сошли?
Беспредел на родине Кунаева. Часть 1
- Да, в Казахстане всегда были местные байчики. И их покровители из высших эшелонов власти. Они питались и жили с рук этих байчиков. А где хваленый Антикор? Что этот районный акимчик тоже их прикормил? Наверное, крутую служебную машину подарил борцам с коррупцией.
Где Токаеву взять кадры
- Вами верно задета данная тема. Она с каждым днём всё актуальнее и актуальнее. Нашему президенту предстоит большая работа. Однако работа проделана на маленький процент. От квалифицированных кадров, которые дорожат (дорожили) работой и не побоюсь этого слова настоящих патриотов своего дела, у нас всегда избавлялись. Никогда не давали честно работать простому государственному служащему. Только встаешь на рельсы своего должностного пути, так тебя начинают лепить, как им удобно.
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.