Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
На снимке: Герольд Бельгер.
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.
Вообще-то он форменный дурак, но я ему не могу это сказать. Во-первых, он старше меня, а во-вторых, другого рода-племени. А если, положим, я сгоряча и скажу, что он дурак, он может ответить: «От такого и слышу!» Поэтому и говорю: «Айналайын».
Жизнь учит политкорректности.
* * *
Иногда хочется послать по русскому адресу: либо «на», либо «в». А ты опять говоришь: «Будь любезен, отвали!»
* * *
Отец всегда радовался своему очередному дню рождения. Ему было приятно, чтобы и другие радовались и поздравляли.
Для меня ныне даже приближение этой даты рождения доставляет неловкость и смущение. Чему радоваться-то? И с какой стати кто-то должен тебя поздравлять? Молодцы казахи, которые никогда не придавали этому никакого значения. Старшее поколение говорило: «В год, когда у Тайшика корову волки задрали»; «когда у Бекима дом сгорел»; «зимой, когда в буран Хадиша замерзла»; «когда Каляу лисий малахай потерял».
В детстве, может, и был некий резон радоваться. А когда бредешь по тропе восьмидесятилетия – стыд, срам и ужас.
* * *
«Ночью опять бестолковая всячина снится»…
Строка из «Ослиной баллады» российского немца Ивана БЕРА, живущего ныне в Германии.
А снится часто одно и то же: плутаю по улицам-переулкам, по закуткам-перекресткам неприкаянно в чужом городе, брожу по сугробам, буеракам, потокам, лужам, топям; стремительно сгущаются сумерки, а я все иду, иду, через силу, превозмогая боль, не зная куда, не помня своего дома, и на душе так пакостно и одиноко, так худо мне, страшно, безнадежно, и сердце подкатывается к горлу и срывается в бездну…
«А караван – он всегда возвращается домой».
Заключительная строка из той же баллады.
Нет, не всегда. Мой караван домой не возвратился.
Я отстал от своего каравана. Остался одинокий дервиш в пустыне.
Отстал от стаи.
Отстал от стада
Отстал…
Устал…
* * *
Закупил Казахстан более трехсот породистых буренок за рубежом. Пока их везли на «Боинге» семнадцать часов без корма и воды, 49 из них подохли.
Все у нас так. Косо-криво, наперекосяк.
Как раз в эти дни «Нур отан» с шумом, треском торжественно принимал новую доктрину – набор пустых, банальных фраз.
Горько и смешно.
Бестолково и глупо.
И все у нас так.
Хоть плачь.
Горизонты образования
В Алматы в 2013 году вышла книга под названием «Качество образования в мире и в Казахстане». Опрятно, полиграфически аккуратно, в твердой обложке изданная книга, по объему небольшая, по тиражу скромная, написанная лапидарно, сжато, «мускулисто», понятно и доступно. Она привлекла мое внимание: я ведь по базовому образованию педагог, учительствовал одно время и до института, и позже, в аспирантуре занимался методикой преподавания, к школьным делам и поныне неравнодушен. Читал книгу с карандашом, делая разные заметы на полях.
Автор книги – Аскарбек КУСАИНОВ, знаком я с ним давно, с тех пор, как он защитил диплом доктора-инженера Германии. За эти годы он стал знатной фигурой на педагогической стезе, оброс разными званиями, степенями, титулами: доктор педагогических наук, профессор, председатель правления Академии педагогических наук Казахстана, лауреат Государственной премии РК, иностранный член Российской академии образования, академик пяти отечественных и зарубежных академий, основоположник сравнительной педагогики в Казахстане, президент Совета сравнительного образования и т.д. и т.п., et cetera на две-три страницы.
У меня лично к подобным «мандатам» особого почтения нету, а в том, что Аскарбек Кабыкенович – славный азамат и знающий, весьма компетентный специалист, давно убедился.
Глубоко симпатичны мне и его научный подход к своему излюбленному предмету, метод и логика изложения, а главное – честность, откровенность, принципиальность и смелость в своих объективных суждениях.
О том и постараюсь посильно поговорить.
Компетентные ученые предваряют книгу:
академик Национальной академии наук РК Көпжасар НАРИБАЕВ («…качество школьного образования ежегодно падает, а школьное образование является основой интеллектуального потенциала страны»);
академик НАН РК Едиль ЕРГОЖИН («Благие намерения есть, а результатов нет. В республике образование имеет низкое качество»);
педагог-практик, директор гимназии № 159, Герой Труда Аягуль МИРАЗОВА («…данное исследование может внести большой вклад в претворение образовательной политики государства»);
академика Академии педагогических наук Казахстана Ляйля МАЖИТОВА («Эта книга, я надеюсь, послужит одной из предпосылок реформирования школьной системы как обоснованная информация о недостатках существующей системы образования в стране и возможностях общества по их устранению»).
Все эти суждения и оценки убедительны.
Труд профессора А.Кусаинова композиционно построен из двух основополагающих глав:
а) Международные исследования по оценке качества образования.
б) Система общего среднего образования Казахстана в мировом пространстве. Пути повышения качества образования.
Лично у меня особый интерес вызвала первая глава, ибо в ней идет обстоятельная и доказательная речь о том, что я знал слишком общо, смутно, или вообще не знал, а именно – о мировом табеле качества образования, о качестве обучения в мировой системе образования, о лидирующих системах образования в мире, о повышении эффективности мировых образовательных систем.
Автор книги на многое открывает нам глаза. В частности на международные программы оценки знаний и умений учащихся. Эти программы имеют сокращенные названия из английских аббревиатур – PISA, TIMSS, PIRLS. С четкой задачей и научно-исследовательским направлением.
Приводятся результаты исследования по всем этим программам в 34 странах по параметрам «выше среднего», и в странах-лидерах, как правило, упоминаются Финляндия, Гонконг, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония. Названия передовых стран варьируются: Тайвань, Швейцария, Эстония, Германия и другие.
Но в этих перечислениях, понятно, не встречаются ни Россия, ни Казахстан.
Хвастаться нечем. Элементарно не доросли. Автор дотошно раскрывает причины и мотивы высокого образования в успешных странах, перечисляет со знанием дела основные факторы, обеспечивающие их успешность и эффективность. Многое, понятно, упирается в высокие экономические показатели, в благосостояние страны, ВВП на душу населения (выше 20 тыс. долларов или около того). Но не только. Не исключительно деньги стимулируют качество образования.
«Из этого наблюдения можно сделать простой вывод, – пишет профессор А.Кусаинов. – Для того, чтобы иметь хорошее образование, страна должна быть богатой. Но если очевидно, что хорошее образование – функция благосостояния страны, то совершенно не факт, что хорошее образование – функция расходов. Например, в Греции и Южной Корее государство в расчете на одного ученика выделяет примерно одинаковую сумму, но Южная Корея во всех рейтингах в первой тройке, а Греция в конце списков».
Это так. Казахстан по мере своих пока что ограниченных возможностей худо-бедно вкладывает в образование относительно немало средств, а результатов не видно, наоборот, по всем формальным и реальным показателям в сфере образования ощущается регресс.
В чем дело? В отсутствии четко продуманной педагогической системы, в низком уровне педагогических кадров, в разворовывании отпускаемых из госбюджета скудных средств, в бесконечной чехарде руководящих образованием чиновников (12 министров за 20 лет независимости – куда это годится?!), в несуразности показушных «рипорм» (реформами их никак не назовешь), в повсеместной безалаберности, в безответственной ментальности, в забвении исконних национальных традиций, в случайности отбора на педагогическом поприще снизу до верху, в нерациональном использовании потенциальных возможностей педагогов – о, перечислять подобных изъянов на просторах нашей страны можно бесконечно. А прежде всего, на мой взгляд, сказывается в этом вопросе отсутствие благотворной и благородной государственной воли. Из ничего ничего не будет. От мусора рождается мусор. В деле образования и воспитания
надеяться на некое чудо – полный нонсенс. Опыт стран-лидеров, всесторонне описанный профессором А. Кусаиновым, свидетельствует о необходимости четкой стратегии, целенаправленности, великого терпения, систематической адовой работы по всем государственным каналам во имя будущего страны и ее грядущих поколений. Обихаживать, окультуривать газон воспитания и образования предстоит десятилетиями.
Истина очевидная, и от нее не отмахнуться.
Еще одну бесспорную истину подчеркивает автор рецензируемой книги:
«Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует им дать подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».
По сути, этим все сказано. Или почти все.
Далее автор обстоятельно анализирует, как поставлены воспитание и образование в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Англии, Японии и других странах-лидерах, в которых искони высоко ценится образование, профессия школьного учителя, процесс отбора кадров, ведется жесткий контроль на курсах профессиональной подготовки учителей уже на начальном этапе обучения. В этих странах давно поняли, что «одно неправильное кадровое решение может привести к сорока годам плохого преподавания».
Много разительных и достойных примеров в системе воспитания приводит автор книги. Читаешь и восхищаешься; восхищаешься и задумываешься; задумаешься и печалишься, невольно сравнивая с тем, что есть в доморощенном краю.
Один пример:
«В Финляндии пришли к выводу, что статус учителя – по крайней мере, отчасти – зависит от его уровня образования: поэтому в финской системе образования было введено требование, чтобы все учителя имели степень магистра».
Я вспоминаю аульные школы военного, послевоенного и нынешнего времени, вспоминаю кадры и материальную базу своего учительского периода, перебираю в памяти кадровый уровень в «глубинках», размышляю об обязательной степени магистра в иных странах-государствах и задаю себе вопрос с печалью и недоумением: «Ну и как? Каким образом догоним зайца на раздрызганной арбе?!»
Не стану излагать все факты и подробности, приведенные в анализе и повествовании книги профессора-новатора, ученого-энтузиаста Аскарбека Кусаинова. Они достойны внимания; они будят мысль; они взывают к деянию; они определяют пути к конкретному действию и созиданию; они вселяют надежду.
Вторая глава книги целиком посвящена нашим внутренним педагогическим проблемам – системе общего среднего образования в Казахстане. Речь здесь идет об оценке качества образования в стране, о состоянии системы образования, о статусе педагогических кадров, о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о результатах научных исследований в области образования, о повышении и эффективности системы управления образованием в Казахстане и прочих материях.
Мне лично все это в немалой степени знакомо. И тут можно обойтись одним русским словом: «Неважно». Или казахским: «Мәз емес». Или немецким: «Швах».
Страницы о педагогическом уровне в Японии, В Германии, в Южной Корее впечатляют живым аналитическим повествованием. Точка зрения автора на ЕНТ мне глубоко симпатична. Я считаю, что ЕНТ нанес сокрушительный удар по отечественной педагогике, содействуя тотальному оболваниванию двух поколений учащихся, напрочь отлучая их от самостоятельного мышления.
Горячо поддерживаю все предложения автора на педагогической стезе. Согласен с двумя его выводами:
1. «Нынешнее реальное состояние отечественной системы образования крайне тревожное».
2. «Качество знания среднего выпускника общеобразовательной школы нашей страны на уровне ниже удовлетворительного».
Диагноз поставлен. Но намечены и пути лечения.
И в этом пафос книги, ее значимость и поучительность. Для учителей, для управленцев, для родителей, для Гражданина независимой страны.
* * *
Вот название для романа на современную тему – «Время большой лжи». Правда, я не вижу писателя, который мог бы такой роман написать. Разве что МАГАУИН? Или, может, НУРМАГАНБЕТОВ?.. Не знаю.
Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати.