Плетенье чепухи. Часть 8

4302 просмотров
0
Герольд БЕЛЬГЕР
Понедельник, 14 Ноя 2016, 10:15

Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя

На снимке: Герольд Бельгер.

Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3часть 4часть 5часть 6, часть 7.

Вообще-то он форменный дурак, но я ему не могу это сказать. Во-первых, он старше меня, а во-вторых, другого рода-племени. А если, положим, я сгоряча и скажу, что он дурак, он может ответить: «От такого и слышу!»  Поэтому и говорю: «Айналайын».

Жизнь учит политкорректности.

* * *

Иногда хочется послать по русскому адресу: либо «на», либо «в». А ты опять говоришь: «Будь любезен, отвали!»

* * *

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 7

Отец всегда радовался своему очередному дню рождения. Ему было приятно, чтобы и другие радовались и поздравляли.

Для меня ныне даже приближение этой даты рождения доставляет неловкость и смущение. Чему радоваться-то? И с какой стати кто-то должен тебя поздравлять? Молодцы казахи, которые никогда не придавали этому никакого значения. Старшее поколение говорило: «В год, когда у Тайшика корову волки задрали»; «когда у Бекима дом сгорел»; «зимой, когда в буран Хадиша замерзла»; «когда Каляу лисий малахай потерял».

В детстве, может, и был некий резон радоваться. А когда бредешь по тропе восьмидесятилетия – стыд, срам и ужас.

* * *

«Ночью опять бестолковая всячина снится»…

Строка из «Ослиной баллады» российского немца Ивана БЕРА, живущего ныне в Германии.

А снится часто одно и то же: плутаю по улицам-переулкам, по закуткам-перекресткам неприкаянно в чужом городе, брожу по сугробам, буеракам, потокам, лужам, топям; стремительно сгущаются сумерки, а я все иду, иду, через силу, превозмогая боль, не зная куда, не помня своего дома, и на душе так пакостно и одиноко, так худо мне, страшно, безнадежно, и сердце подкатывается к горлу и срывается в бездну…

«А караван – он всегда возвращается домой».

Заключительная строка из той же баллады.

Нет, не всегда. Мой караван домой не возвратился.

Я отстал от своего каравана. Остался одинокий дервиш в пустыне.

Отстал от стаи.

Отстал от стада

Отстал…

Устал…

* * *

Читайте также
Судейская непосредственность

Закупил Казахстан более трехсот породистых буренок за рубежом. Пока их везли на «Боинге» семнадцать часов без корма и воды, 49 из них подохли.

Все у нас так. Косо-криво, наперекосяк.

Как раз в эти дни «Нур отан» с шумом, треском торжественно принимал новую доктрину – набор пустых, банальных фраз.

Горько и смешно.

Бестолково и глупо.

И все у нас так.

Хоть плачь.

Горизонты образования

В Алматы в 2013 году вышла книга под названием «Качество образования в мире и в Казахстане». Опрятно, полиграфически аккуратно, в твердой обложке изданная книга, по объему небольшая, по тиражу скромная, написанная лапидарно, сжато, «мускулисто», понятно и доступно. Она привлекла мое внимание: я ведь по базовому образованию педагог, учительствовал одно время и до института, и позже, в аспирантуре занимался методикой преподавания, к школьным делам и поныне неравнодушен. Читал книгу с карандашом, делая разные заметы на полях.

Автор книги – Аскарбек КУСАИНОВ, знаком я с ним давно, с тех пор, как он защитил диплом доктора-инженера Германии. За эти годы он стал знатной фигурой на педагогической стезе, оброс разными званиями, степенями, титулами: доктор педагогических наук, профессор, председатель правления Академии педагогических наук Казахстана, лауреат Государственной премии РК, иностранный член Российской академии образования, академик пяти отечественных и зарубежных академий, основоположник сравнительной педагогики в Казахстане, президент Совета сравнительного образования и т.д. и т.п., et cetera на две-три страницы.

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 6

У меня лично к подобным «мандатам» особого почтения нету, а в том, что Аскарбек Кабыкенович – славный азамат и знающий, весьма компетентный специалист, давно убедился.

Глубоко симпатичны мне и его научный подход к своему излюбленному предмету, метод и логика изложения, а главное – честность, откровенность, принципиальность и смелость в своих объективных суждениях.

О том и постараюсь посильно поговорить.

Компетентные ученые предваряют книгу:

академик Национальной академии наук РК Көпжасар НАРИБАЕВ («…качество школьного образования ежегодно падает, а школьное образование является основой интеллектуального потенциала страны»);

академик НАН РК Едиль ЕРГОЖИН («Благие намерения есть, а результатов нет. В республике образование имеет низкое качество»);

педагог-практик, директор гимназии № 159, Герой Труда Аягуль МИРАЗОВА («…данное исследование может внести большой вклад в претворение образовательной политики государства»);

академика Академии педагогических наук Казахстана Ляйля МАЖИТОВА («Эта книга, я надеюсь, послужит одной из предпосылок реформирования школьной системы как обоснованная информация о недостатках существующей системы образования в стране и возможностях общества по их устранению»).

Читайте также
Педагогический шантаж

Все эти суждения и оценки убедительны.

Труд профессора А.Кусаинова композиционно построен из двух основополагающих глав:

а) Международные исследования по оценке качества образования.

б) Система общего среднего образования Казахстана в мировом пространстве. Пути повышения качества образования.

Лично у меня особый интерес вызвала первая глава, ибо в ней идет обстоятельная и доказательная речь о том, что я знал слишком общо, смутно, или вообще не знал, а именно – о мировом табеле качества образования, о качестве обучения в мировой системе образования, о лидирующих системах образования в мире, о повышении эффективности мировых образовательных систем.

Автор книги на многое открывает нам глаза. В частности на международные программы оценки знаний и умений учащихся. Эти программы имеют сокращенные названия из английских аббревиатур – PISA, TIMSS, PIRLS. С четкой задачей и научно-исследовательским направлением.

Приводятся результаты исследования по всем этим программам в 34 странах по параметрам «выше среднего», и в странах-лидерах, как правило, упоминаются Финляндия, Гонконг, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония. Названия передовых стран варьируются: Тайвань, Швейцария, Эстония, Германия и другие.

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 5

Но в этих перечислениях, понятно, не встречаются ни Россия, ни Казахстан.

Хвастаться нечем. Элементарно не доросли. Автор дотошно раскрывает причины и мотивы высокого образования в успешных странах, перечисляет со знанием дела основные факторы, обеспечивающие их успешность и эффективность. Многое, понятно, упирается в высокие экономические показатели, в благосостояние страны, ВВП на душу населения (выше 20 тыс. долларов или около того). Но не только. Не исключительно деньги стимулируют качество образования.

«Из этого наблюдения можно сделать простой вывод, – пишет профессор А.Кусаинов. – Для того, чтобы иметь хорошее образование, страна должна быть богатой. Но если очевидно, что хорошее образование – функция благосостояния страны, то совершенно не факт, что хорошее образование – функция расходов. Например, в Греции и Южной Корее государство в расчете на одного ученика выделяет примерно одинаковую сумму, но Южная Корея во всех рейтингах в первой тройке, а Греция в конце списков». 

Это так. Казахстан по мере своих пока что ограниченных возможностей худо-бедно вкладывает в образование относительно немало средств, а результатов не видно, наоборот, по всем формальным и реальным показателям в сфере образования ощущается регресс.

В чем дело? В отсутствии четко продуманной педагогической системы, в низком уровне педагогических кадров, в разворовывании отпускаемых из госбюджета скудных средств, в бесконечной чехарде руководящих образованием чиновников (12 министров за 20 лет независимости – куда это годится?!), в несуразности показушных «рипорм» (реформами их никак не назовешь), в повсеместной безалаберности, в безответственной ментальности, в забвении исконних национальных традиций, в случайности отбора на педагогическом поприще снизу до верху, в нерациональном использовании потенциальных возможностей педагогов – о, перечислять подобных изъянов на просторах нашей страны можно бесконечно. А прежде всего, на мой взгляд, сказывается в этом вопросе отсутствие благотворной и благородной государственной воли. Из ничего ничего не будет. От мусора рождается мусор. В деле образования и воспитания

Читайте также
Что делают дети бизнесмена при виде бездыханного тела

надеяться на некое чудо – полный нонсенс. Опыт стран-лидеров, всесторонне описанный профессором А. Кусаиновым, свидетельствует о необходимости четкой стратегии, целенаправленности, великого терпения, систематической адовой работы по всем государственным каналам во имя будущего страны и ее грядущих поколений. Обихаживать, окультуривать газон воспитания и образования предстоит десятилетиями.

Истина очевидная, и от нее не отмахнуться.

Еще одну бесспорную истину подчеркивает автор рецензируемой книги:

«Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует им дать подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

По сути, этим все сказано. Или почти все.

Далее автор обстоятельно анализирует, как поставлены воспитание и образование в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Англии, Японии и других странах-лидерах, в которых искони высоко ценится образование, профессия школьного учителя, процесс отбора кадров, ведется жесткий контроль на курсах профессиональной подготовки учителей уже на начальном этапе обучения. В этих странах давно поняли, что «одно неправильное кадровое решение может привести к сорока годам плохого преподавания».

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 4

Много разительных и достойных примеров в системе воспитания приводит автор книги. Читаешь и восхищаешься; восхищаешься и задумываешься; задумаешься и печалишься, невольно сравнивая с тем, что есть в доморощенном краю.

Один пример:

«В Финляндии пришли к выводу, что статус учителя – по крайней мере, отчасти – зависит от его уровня образования: поэтому в финской системе образования было введено требование, чтобы все учителя имели степень магистра».

Я вспоминаю аульные школы военного, послевоенного и нынешнего времени, вспоминаю кадры и материальную базу своего учительского периода, перебираю в памяти кадровый уровень в «глубинках», размышляю об обязательной степени магистра в иных странах-государствах и задаю себе вопрос с печалью и недоумением: «Ну и как? Каким образом догоним зайца на раздрызганной арбе?!»

Не стану излагать все факты и подробности, приведенные в анализе и повествовании книги профессора-новатора, ученого-энтузиаста Аскарбека Кусаинова. Они достойны внимания; они будят мысль; они взывают к деянию; они определяют пути к конкретному действию и созиданию; они вселяют надежду.

Вторая глава книги целиком посвящена нашим внутренним педагогическим проблемам – системе общего среднего образования в Казахстане. Речь здесь идет об оценке качества образования в стране, о состоянии системы образования, о статусе педагогических кадров, о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, о результатах научных исследований в области образования, о повышении и эффективности системы управления образованием в Казахстане и прочих материях.

Мне лично все это в немалой степени знакомо. И тут можно обойтись одним русским словом: «Неважно». Или казахским: «Мәз емес». Или немецким: «Швах».

Страницы о педагогическом уровне в Японии, В Германии, в Южной Корее впечатляют живым аналитическим повествованием. Точка зрения автора на ЕНТ мне глубоко симпатична. Я считаю, что ЕНТ нанес сокрушительный удар по отечественной педагогике, содействуя тотальному оболваниванию двух поколений учащихся, напрочь отлучая их от самостоятельного мышления.

Читайте также
Плетенье чепухи. Часть 3

Горячо поддерживаю все предложения автора на педагогической стезе. Согласен с двумя его выводами:

1. «Нынешнее реальное состояние отечественной системы образования крайне тревожное».

2. «Качество знания среднего выпускника общеобразовательной школы нашей страны на уровне ниже удовлетворительного».

Диагноз поставлен. Но намечены и пути лечения.

И в этом пафос книги, ее значимость и поучительность. Для учителей, для управленцев, для родителей, для Гражданина независимой страны.

* * *

Вот название для романа на современную тему – «Время большой лжи». Правда, я не вижу писателя, который мог бы такой роман написать. Разве что МАГАУИН? Или, может, НУРМАГАНБЕТОВ?.. Не знаю.

Ratel.kz выражает благодарность режиссеру Ермеку ТУРСУНОВУ за подготовку записок Герольда БЕЛЬГЕРА к печати.

председатель государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан
- США и страны Западной Европы специально сделали условия для жизни и работы граждан лучше, чем в России, чтобы россияне уезжали туда.
Семь тощих коров Касым-Жомарта Токаева
Тотальная коррупция привела Казахстан в эпоху техногенных катастроф
Кто сомневается в победе Токаева
В парламенте бесчинствует демократия или депутаты перестали думать над сказанным
Зачем партия Amanat хочет национализировать нефтепровод КТК
Ремонт нефтепровода, запланированный до весны, кстати, по случайному совпадению завершился сразу после переговоров Токаева с Путиным
Консорциум КПО Астану без газа оставил
Такова цена решения, принятого когда-то, чтобы активно качать и продавать нефть
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
Горячая десятка скандалов с незаконным строительством, захватом природоохранных зон и частной собственности застройщиками Алматы
Вооружённые силы НАТО в Европе
Как много бюджетных усилий потребуется странам-участницам блока, чтобы повысить боеготовность своих вооружённых сил
Почему Алма-Ата так и не стала мировой столицей шахматной мысли
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
О нашей чёрствой медицине
Государственный сектор необходим. Именно там наши специалисты получают бесценный опыт и становятся профессионалами
СМИ: Если Украина приблизится к Крыму, то к ядерным угрозам России придётся отнестись очень серьёзно
Путин прибегнет к использованию ядерного оружия или пригрозит сделать это, если его частичная мобилизация окажется неэффективной в войне
Алма-Ата и Алматы. Зачем вершинам имена?
Нам всем решать, как должны называться горные вершины
Из-за коммунальной катастрофы ДКРЕМ не решился утверждать Экибастузу тарифы
Продолжаются размышления – кто больше всех виноват в экибастузской катастрофе, последствия которой придётся устранять очень долго
Особенности правосудия по-карагандински: когда брат судьи - адвокат
Почему гостиница "Караганда" может стать добычей ТОПов финансовой пирамиды Life is Good
В ВКО руководство больницы тайно поставило водителя своей же скорой на психиатрический учёт
Сотрудник узнал об этом совершенно случайно, когда ему потребовалась справка
Из-за безалаберных бюрократов недобросовестная фирма и дальше сможет участвовать в госзакупках
Чиновники проспали сроки
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- А попробовал бы утром с Орбиты в центр и вечером обратно с работы проехать, и понял бы что Байбек то умнее и с заботой о гражданах работал.
Акимат Медеуского района Алматы признал захват частной территории в районе ЖК "Ак Бота"
- A ведь действительно с помощью этого акима рейтинг президента в городе упал. То есть его как бы нам назначили,и... Многие говорят,что будут заполнять графу "против всех"
Акиматовская утопия: Ерболат Досаев и сценарий будущего Алматы
- 20 ноября алмаатинцы могут выразить доверие через голосование. Понятно что Алматы опять будет последним по количеству проголосовавших. Но и отблагодарить за такого акима, выбрав соответствующую позицию для галочки,могут Понятно что остальные кандидаты не пройдут. Они как обычно для ... А графа ... очень даже многозначительная, однако...
Накануне выборов аким Алматы Ерболат Досаев издал фейковое постановление
- Один я заметил что он постоянно якает... Я прождал, я проверил, я решу или я не решу, я я я ....
Про выборы без буфета и пьяных музыкантов
- Молодец Азамат. Возможно Вы внук великого Умирбека Арислановича Джолдасбекова под руководством которого я имел счастье работать в КазГУ.