По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
На снимке: река Или близ озера Балхаш.
Читайте предыдущий рассказ Евгения ЖОВТИСА «100 часов несуществующего наказания».
Вообще-то я агностик, или человек, свободно мыслящий. То есть не очень верю в потусторонний мир, различные божества и т. д. Больше - как учёный - верю в человеческий разум, в то, что можно потрогать руками и проверить. Хотя, конечно, понимаю: человек мало что знает. И очень многое нам непостижимо, как, например, бесконечность Вселенной или что с нами произойдет после смерти.
Но, тем не менее, привык всё объяснять себе рационально и логически. Именно поэтому очень не люблю, когда что-то необъяснимое, выпадающее из теории вероятности и моих представлений, случается, особенно со мной, а когда оно ещё и прёт косяком, так вообще...
Как змея попалась на удочку
Лет пять назад в октябре поехал я на рыбалку с другом на реку Или близ озера Балхаш. Прибыли на базу и вместе с гидом Лёхой на лодке проплыли вниз по течению несколько километров. Обосновались на небольшом острове, забросили несколько закидов (то есть удочек без поплавка, но с грузилом) и стали рыбачить. Клёва почти не было, кроме мелкой воблы на кукурузу.
К часу дня мой друг вместе с Лёхой уехали на базу обедать, а я остался на острове в надежде на удачу. Забросил свои два закида и закид друга и стал ждать. И действительно через полчаса повезло - клюнул белый амур кило на девять-десять, который крайне редко берёт на кукурузу. И тут я обнаружил, что вместе с лодкой уехал подсак, а его отсутствие сильно осложняет финальный этап поимки этой трофейной рыбы.
Пришлось мне осторожно вываживать амура на мелководье, да тут ещё под ноги попался закид друга, который я в раздражении одной рукой вытащил и отбросил назад. Потом пришлось спускаться в воду, весьма холодную в октябре, причём она сразу залилась в ботинки, но мне удалось всё-таки аккуратно вывести амура на песчаную отмель, а потом подхватить и выкинуть на берег.
Я поместил его в садок, вылил воду из ботинок, снова забросил этот закид и вспомнил про закид друга, который я куда-то отбросил. Поднял удочку, обнаружил, что леска с оснасткой (грузилом и парой крючков) улетела метров на пятнадцать за небольшой бугорок, и стал её потихоньку сматывать.
И вдруг из-за бугорка появилась голова змеи. Я вообще не очень люблю этих гадов, поэтому осторожно пошёл посмотреть, что это такое.
Оказалось, что, наугад откинув удочку, я попал в змею, и непостижимым образом крючок проткнул ей кожу сверху, в результате чего она и поймалась.
Я, конечно, при помощи ветки отцепил её и отпустил с богом, но на базе долго ходили легенды о чуваке, который бросил наугад удочку и попал крючком в ползущую змею.
Отдаю себе отчёт в том, что это категорически не соответствует теории вероятности, очень похоже на рыбацкие байки, и вообще не очень рассчитываю, что вы мне поверите.
В Индии рыба клюёт на леску
Именно так отнеслись к этой истории моторист и гид на рыбалке в Индийском океане, куда я поехал туристом на следующий год. Два индуса вежливо выслушали эту историю, поулыбались, судя по их глазам, не поверили ни единому слову, но, поскольку «клиент всегда прав», никак это вербально не выразили.
В это время я занимался «поппингом». Это означает, что я забрасываю при помощи спиннинга «поппер» на несколько десятков метров искусственную наживку в виде искусственной рыбки, плавающей по поверхности, или предмета другой формы. И потом рывками тяну её по воде, провоцируя хищную рыбу на атаку.
Забросил я «поппер» несколько раз, как вдруг чувствую: что-то попалось. Сообщаю об этом индусам, а они говорят, что этого не может быть: вон он, «поппер», плавает на воде. И действительно, «поппер» было видно, но леска шла тяжело. Индусы заинтересовались и стали наблюдать за тем, как я вытаскиваю наживку. В конце концов, я в самом деле вытащил рыбу, длинную и тонкую, которая никакого отношения не имела к «попперу», а попалась просто на леску.
То есть она плыла себе в Индийском океане, наткнулась на леску, которая попала ей в рот, застряла между зубов, и рыба стала уловом. Индусы обалдели, сняли её с лески (в этот раз я всё это зафиксировал на видеокамеру, так что есть доказательства), отпустили и странно на меня посмотрели. Попросили повторить историю про змею, только что «Харе Кришна, харе Рама» не повторяли.
Когда мы приехали на базу, они рассказали другим индусам, что вот этот тип из Казахстана поймал такую-то рыбу (не помню, как она называлась) на леску. Те спросили, на какую наживку. А они объяснили, что не на наживку, а на леску, когда рыба плыла с открытым ртом.
Дискуссия о том, могут ли рыбы плавать с открытым ртом, как туда может попасть леска и застрять между зубов, была весьма бурной, пока я не показал видеозапись, после чего и остальные участники дискуссии стали смотреть на меня с откровенным уважением. Индия же страна, где потустороннее весьма приветствуется.
Караси возвращают чужие долги
Ещё через полгода я поехал опять на рыбалку на Или. На той же базе мы выехали на лодке вместе тем же моим другом и с нашим водителем Толиком, хорошим парнем, работавшим раньше охранником у высоких должностных лиц. Человек он очень приземлённый и конкретный. Про змею он знал, а рассказ о поимке рыбы на леску его хотя и заинтересовал, но поскольку в обоих случаях он этого самолично не видел, повлек за собой только вежливое: «Ничего себе».
Мы стали рыбачить с лодки, привязав её к камышу. Причем на «донки», тоже удочки без поплавков и с относительно тяжелыми грузилами. У меня была небольшая полутораметровая «донка», которую я забросил недалеко от лодки, легкомысленно положил на борт без всякой фиксации и стал оборудовать вторую «донку». В общем, клюнул, видимо, хороший сазан килограмма на 3-4 и, пока я хлопал ушами, утащил мою удочку. Глубина в этом месте была, наверное, четыре-пять метров, да к тому же течение. И попытки нащупать её с помощью другой удочки результата не дали. Удочка стоила недорого, но было жалко катушку с хорошей леской.
Ну, ничего не поделаешь, стал я рыбачить дальше. Через полчаса забросил «донку», клюнуло, вытащил довольно большого карася, вокруг которого было намотано два три витка какой-то лески. Освободив карася, я стал её сматывать и через какое-то время вытащил свою удочку вместе с катушкой!
Господа, у меня два свидетеля! Толик сильно впечатлился и весь обратный путь до Алматы, почти семь часов, пытался найти объяснение тому, что увидел.
Ловля живца на «донку»
Ещё через полгода я с тем же другом приехал туда же на рыбалку. В этот раз нашим гидом был Лёха, молодой парень, который был гидом и в случае со змеёй. Рыбалка - дело такое, что может долго не клевать, и мы общаемся друг с другом. Ну, я и рассказал Лёхе все эти мини-истории. Про змею Лёха знал, но не видел, про рыбу на леску посмотрел видео, про карася и вытащенную удочку узнал только что. Его состояние было «фифти-фифти». Тут верю, тут не верю.
Поскольку мы собирались дальше рыбачить на сома, нужен был живец - караси и вобла. У меня была очень хорошая снасть для ловли этого живца - грузило с пятью мелкими крючками. Я на неё удачно ловил, но в какой-то момент, забрасывая снасть, не проследил, всё ли правильно. Видимо, где-то леска захлестнула кончик удилища, и в результате снасть моя оторвалась и улетела. Глубина три-четыре метра, ил и т. д. То есть никаких шансов найти. Было жалко, ну да ладно.
Примерно через час на другую «донку» я поймал большого карася. Думаю, догадываетесь, что дальше? Да-да, именно то самое. На него была намотана моя оторванная и улетевшая снасть.
И опять два свидетеля.
Бабочка в океане
Лёха сильно задумался и через некоторое время выдал: «Дядя Женя, а вы в казино играть не пробовали?»
В казино я не пошёл, но напрягся. Четыре раза – тенденция, однако, при полном отсутствии рационального объяснения.
Наконец, ещё через полгода с моим хорошим знакомым, бельгийским бизнесменом по имени Геепт, работающим в Казахстане, мы поехали на рыбалку туда же, в Индию. Причем на том самом катере, с теми же самыми гидом и мотористом, с которыми я поймал рыбу на леску.
Они вместе с бельгийцем с интересом снова заслушали все истории с продолжением, но уже без всякого скептицизма. Бельгиец был меньше впечатлён, поскольку, в отличие от индусов, не присутствовал при хотя бы одной из таких историй. Правда, сказал: «Да, мы многого не знаем о том, что вокруг нас, какие сигналы нам подают разные миры».
В общем, уплыли мы за 50 километров от берега в открытый океан и после нескольких часов рыбалки сели отдохнуть. Геерт стал рассказывать, как клюёт марлин, самая трофейная рыба, весом до нескольких сот килограммов, которую можно поймать на удочку. Он махал руками, имитируя атаку марлина на приманку. И показав в очередной раз, как рыба атакует и смыкает челюсти, он сжал кулак и вдруг, удивленно глядя на руку, разжал пальцы. Из кулака вылетела бабочка.
В полусотне километров от берега, в открытом океане, бабочка летела в том месте, где бельгиец махал руками, и он её случайно поймал….
Бельгийца проняло.
«Женя, - озадаченно спросил он меня, - а это заразное? В смысле - я теперь тоже получаю сигналы из потустороннего мира?»
Фото: Вадим БОРЕЙКО.