Об экономическом смысле казахского тоя

3464 просмотров
0
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Воскресенье, 18 Июн 2023, 12:00

Свадьба - это дело далеко не только личное, но и весомый вклад в экономику государства

Фото: ztb.kz.

Как-то уже рассказывал, что свадебные торжества в Америке имеют большое значение. Классическая американская свадьба, если следовать всем канонам, обходится в копеечку и длится, как правило, три дня. К слову, замечу, что годовой оборот американского рынка свадебных торжеств превышает 72 миллиарда долларов и кормит десятки тысяч малых бизнесов (event-агенства, ювелирные магазины, ателье, цветочники, салоны красоты, аренда автомобилей, оформители, рестораторы, музыканты, отели…).

Читайте также
"Will you marry me?" (свадьба по-американски)

А недавно наблюдал в столице США свадьбу выходцев из Индии, во время которой, судя по всему, соблюли все национальные традиции. Сказать, что был ослеплён сказочной роскошью - ничего не сказать.

В этой связи и подумалось, что казахский той - душевный и роскошный - давно пора воспринимать не с позиции осуждения якобы неуместной расточительности, а как естественную и уже неотъемлемую часть экономики, которая объективно приводит в движение скрытые шестерни определённого сегмента потребительского рынка страны.

Не хотелось бы повторяться, но все-таки именно потребитель в XXI веке становится универсальным локомотивом для экономики любого государства. Экономическая система, замкнутая на расширяющийся внутренний спрос, является уникальным механизмом формирования общего благосостояния. Конечно, немаловажно помнить при этом о таком важнейшем факторе как национальное производство, этот момент имеет принципиальное значение.

Вместе с тем, суть устойчивости внутренних рынков большинства развитых государств заключается сегодня в понятном механизме самоподдержки за счёт взаимодействия большинства экономических агентов (это как приводимый ранее пример с чаевыми). Чем больше вы тратите, тем больше денег циркулирует внутри экономики, больше товаров реализуется, больше заказов для производителей, больше рабочих мест, больше доходов, которые, в свою очередь, снова вернутся в экономику через всё то же потребление. Плюс ко всему, там, где доходы - там и больше налогов для фондирования государством социальных программ. Отдавая в общий денежный поток условную тысячу тенге, вы, по разным экономическим и социальным каналам, получите обратно в два-три раза больше.

Потому и советы из разряда "жить нужно скромнее", при всём своём прилизанном здравомыслии, желательно воспринимать с определённой долей рационального скепсиса.

Читайте также
Easy go, easy come! Как чаевые могут повлиять на рост экономики

Скромностью должно отличаться государство, рачительно относясь к общей казне и не финансируя помпезные посиделки со свадебными генералами из международной тусовки. Как говорила "железная леди" Маргарет ТЭТЧЕР, нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков. Вторил ей и легендарный президент США Рональд РЕЙГАН, который не упускал случая напомнить министрам своей администрации простую истину: "Проблема не в том, что люди якобы платят мало налогов, а в том, что правительство слишком много тратит".

Но государственная экономия правильными чиновниками средств налогоплательщиков и нарочитый аскетизм потребителей - это две большие разницы, как принято говорить в Одессе.

Раз уж упомянул Индию, то напомню занятную историю, как прагматично используют свадебные торжества в этой стране. Ранее её уже рассказывал. Однако при существующем в Казахстане желании развивать туризм история остаётся актуальной, к тому же подсказывает оригинальные решения.

Продублирую её ещё раз. 

Билет на банкет

Индийская свадьба по своему размаху ничем казахской не уступает. Праздновать индусы любят. И толк в этом деле знают. Средний размер свадебного торжества в стране Бхарат (официальное название Индии на хинди) составляет 400 человек, и длится оно как минимум три дня. Очевидцы, побывавшие на индийских свадьбах, рассказывают, что это настоящий красочный калейдоскоп из золотых украшений, дорогих тканей, нескончаемых танцев, разнообразных яств, словом - пир на весь мир.

Предприимчивая молодая жительница Индии Орси ПАРКАНИ (Orsi Parkanyi), рационально рассудив, что такое добро не должно пропадать даром, подошла к вопросу нетривиально, создав сайт под названием JoinMyWedding.

Читайте также
Отчёт Henley & Partners о миграции состоятельных граждан: куда бегут миллионеры

Суть идеи элементарна. С одной стороны, в мире масса любопытных туристов, желающих узнать культуру и традиции народа Индии, что называется, изнутри, испытав эффект полного погружения, а роскошная индийская свадьба - прекрасная возможность нырнуть в национальную экзотику с головой.

С другой стороны, в Индии немало вступающих в брак пар, которые были бы не прочь как-то компенсировать свои свадебные издержки. Вот сайт и стал своего рода посреднической площадкой между первыми и вторыми.

Индийские пары размещают на сетевом ресурсе приглашения-билеты на своё предстоящее торжество, а желающие со всего мира их покупают. Сайт зарабатывает с каждого проданного билета свой процент.

На сегодня средняя цена одного приглашения на индийскую свадьбу составляет минимум $200.

Говорят, от желающих нет отбоя, а сама интернет-платформа уже заинтересовала не только представителей туристической индустрии Индии, но и Китая, где тоже любят праздновать красочно и с размахом. "Свадебный туризм", по оценке экспертов, один из самых перспективных туристических трендов в наши дни.

К слову, общий объём свадебной индустрии в Индии оценивается на сегодня в $36 млрд в год. И хотя это вдвое меньше, к примеру, оборота свадебной отрасли США, где крутятся свыше $72 млрд в год, тем не менее бизнес таких размеров уже внушает уважение.

Так что свадьба - это дело далеко не только личное, но и весомый вклад в экономику государства. Как бы непривычно это ни звучало.

Идея же сайта JoinMyWedding воплотила в жизнь сразу пару широко известных поговорок.

Во-первых, "деньги идут к деньгам". Поскольку вполне реализуется принцип: чем роскошнее мероприятие, тем больше желающих на него попасть - значит, и доходы от продажи билетов выше.

Во-вторых же, "если с явлением невозможно бороться, то его нужно организовать и возглавить". С эффективностью данного подхода сложно спорить.

Вот и в Казахстане, полагаю, вместо чрезмерного бичевания своих традиций, что не очень продуктивно, нужно рационально использовать их скрытый потенциал, развивая через традиции не только туристическую привлекательность страны, но и повышая доходную часть бюджета вновь создаваемых ячеек общества.

Тогда и стакан всегда будет наполовину полон, а не пуст. Что ж, ещё одна поговорка пригодилась.

UPD: Согласно анализу компании Ferns & Petals, в этом году Индия ожидает 100-процентного роста в свадебной индустрии. Основатель и управляющий директор Викаас ГУТГУТИА сказал CNBC-TV18, что восстановление очевидно во всех сегментах и годовой оборот индустрии без сомнений превысит 50 миллиардов долларов США.

"Свадебный сезон не просто вернулся, он вернулся с музыкой! Это один сектор, который затрагивает всех, поэтому мы думаем, что он будет больше, чем до пандемии. Все были заперты в своих домах, и пришло время открыться", - сказал он.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером