Мы проигрываем самую важную войну на земле
Ожидая автобус возле гостиницы в Корее, я заметил группу детей лет 5-6, которые, взявшись за руки, проходили мимо в сопровождении воспитательницы. Ну, ситуация обычная, спору нет.
Тем временем группа подошла к пешеходному переходу и по команде воспитательницы все дети подняли правую руку и стали переходить дорогу. Естественно, все машины остановились и стали терпеливо ждать, когда эта группа из примерно 15-20 детишек маленькими шажочками пройдёт этот весьма широкий перекрёсток.
Когда все дети перешли на ту сторону, замыкающий мальчик, видимо, самый главный или дежурный в этой группе, остановился, сделал глубокий поклон всем водителям и побежал догонять остальных.
Рядом со мной стоял сопровождавший нас кореец, у которого я поинтересовался, есть ли у него дети. Он ответил утвердительно. И сколько им лет? "Мальчику 7, а дочке 4", - ответил он, доставая из кармана сотку и показывая мне их фотки. Если не знать, что они корейцы, можно было бы подумать, что это казахи.
Сын в школе, дочь в садике. Ничего особенного. "И кто отвозит их в школу и садик, жена наверное?" - спросил я, хотя это был просто вопрос ради вопроса, так как ответ был очевидным. Он же целыми днями возился с нашей делегацией.
"Нет, моя жена тоже работает. У нас вообще родители редко отвозят детей. Это если вы живёте где-то далеко от дороги. А так есть автобусы и специальный транспорт для детей", - ответил он. Ну, такое у нас тоже есть, и тут ничего интересного и нового для нас не было.
Он стал объяснять на ломанном русском, почему они так делают. Очень важно, чтобы ребёнок с малых лет обучался дисциплине и жизни в обществе. И потому любой родитель стремится пораньше отдать своего ребёнка в детский сад. Неважно какой - государственный или частный - они доступны по цене. Просто частники лишь дополняют государственные.
Главная цель всех таких учреждений – обучить детей с раннего возраста особенностям корейской культуры и национальным традициям. Это: уважение к старшим, любовь к близким, Родине и родному языку, а также обучение правилам гигиены и много чему ещё.
Каждый воспитатель детского сада специально обучен и лучше всех знает свой предмет. То есть вся программа обучения детей младшего возраста основана на национальных традициях, и это оттачивается в этих группах изо дня в день.
- А кто проверяет знания и умение воспитателей? - спросил я.
- К детям неподготовленных воспитателей не подпускают. Нужно проходить долгую практику, доказать свои способности и сдать необходимые экзамены, - ответил мой собеседник - Главный показатель – это любовь детей, и если дети не любят своего воспитателя, то их сразу отстраняют, - продолжал он.
- И много они получают за свой труд? – тема уже становилась интересной.
- Достаточно. Но тут важно другое. У нас воспитатели и учителя очень уважаемые профессии, как врачи или полицейские. Ведь не каждый может работать с детьми, нужны способности и даже талант. Лучших воспитателей у нас знаю все, и их ценят не меньше, чем хороших врачей, – гордо доложил мой собеседник.
- А как дети богатых и бедных? Они наверняка ходят в разные садики? И, наверное, лучшие там работают? - не унимался я.
- Делить детей у нас считается дурным тоном. Таких родителей у нас критикуют и тем более сейчас, когда так развита социальная сеть. Таких у нас называют…, - он что-то пробормотал на корейском, что в переводе вроде как глупый то ли павлин или пингвин, я чётко не расслышал. - Такое допускается с детьми послов и иностранцев, которые не знают языка и города. И то, когда они уже привыкают, то сами предпочитают отправлять своих детей вместе со всеми.
- Зачем? – всё спрашивал я.
- Нам с детства вбивают в голову, что мы часть общества и необходимо уважать законы и порядки этого общества. Вот эти дети идут вон в тот парк, видите за тем зданием? – мой собеседник указал на высокий дом, за которым виднелся край парка. – У нас практически все занятия детей проходят на открытом воздухе. Там они изучают природу, учатся как надо общаться с людьми, как здороваться и так далее. Ну, в общем – это как бы практические занятия для маленьких детей. Мы же постоянно на работе, вот поэтому все эти важные навыки наши дети получают в садиках и школе.
Я мысленно вспоминал свою историю. Дочку надо было устроить в садик. Тогда я работал молодым хирургом, жена тоже в больнице. Прямо перед нашим общежитием находился детский сад. На казахском языке, как мы и хотели. С большим трудом нам удалось устроить её туда. В первый же день она вернулась из детского сада и заявила, что научилась русскому языку. Мы с радостью попросили её поговорить. "Сука", - улыбаясь крикнула она, не понимая, почему мы с женой синхронно грохнулись на диван.
После мы переехали ближе к больнице, и опять началась чехарда с садиком, и единственным выходом было взять справку из крупного завода, в чьём ведении находился этот элитный сад, куда ходили избранные дети нашего города. Мой друг, работавший на том заводе, взял справку о том, что моя дочь является его дочерью, и таким образом мы смогли устроить нашу принцессу в этот ведомственный сад.
Это было там, в далёком советском государстве. Теперь детские сады у нас под каждым домом, и каждый год строится всё больше и больше таких безусловно нужных заведений. И это, конечно же, хорошо.
Но. Мне иногда кажется, что мы отдаём туда наших детей, чтобы они не мешали нам зарабатывать. Ведь мы не заморачиваемся насчёт того, чему там учат и кто там работает. Главное – наши дети заняты где-то и находятся под присмотром. И, конечно же, там их чему-то обучают, они там общаются с другими детьми. Но можем ли мы быть недовольными и требовать от детского сада чего-то другого? Тем более с таким трудом добившись этого места? Вряд ли…
Наверное, поэтому нам приходится многому учить самим своих детей. И понимать, что для лучших знаний требуется больше денег, и в том, что ты не можешь себе этого позволить, виноват ты сам.
И как бы хотелось, чтобы нашим детям тоже с раннего возраста "вбивали" бы в голову наши традиции и культуру. И главное – язык. Чтобы был метод, который был бы гораздо интересней той глупости, которая льётся из смартфонов, социальных сетей и ютубов всяких. Ведь сейчас западные методы безоговорочно побеждают то, что мы робко хотим создать уже много лет. Мы проигрываем самую важную войну на земле – битву за мозги наших детей. Возможно, я сгущаю краски, но мне бы хотелось, чтобы было у нас точно так же, как там. Чтобы мы были уверены, что в наших садах работают профессионалы, которые не будут избивать наших любимцев, чтобы главным мерилом их компетентности стала бы любовь детей к ним и чтобы их профессия тоже стала бы почитаемой в обществе. А чему может научить человек ребёнка, если его самого не уважают?
Возможно, я ошибаюсь. Возможно, делается много. Но я сужу по своим племянникам и детям моих знакомых. Все они очень быстро становятся русскоговорящими и матерящимися буквально за считанные дни после посещения наших КАЗАХСКИХ детских садов и школ. Мы предпочитаем не замечать этого, но мне становится тревожно и грустно.
Нет, конечно же, всему этому я могу и сам обучить. И, наверное, это больше мой долг, чем долг других людей, но… А если это молодые родители и если это первый ребёнок? Если есть трудности всякие, каких сейчас миллионы? И таких "если" ведь очень много.
А ведь после битвы за мозги обязательно наступает битва за души. Вот бы эту битву не проиграть бы.
А эта война важней любых войн на земле. Стоит ли удивляться тому, что в нашем обществе растёт насилие, хамство, жестокость, мат, разврат и неуважение к традициям и родному языку, если мы не смогли засеять эти зёрна в души этих людей с раннего детства? Есть над чем задуматься, не так ли?
Фото: © Ratel.kz / Анар Кумарбекова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!