Официально это было запрещено, но каждый год весной наши апашки делали наурыз-коже и заставляли нас пить
Вы замечали, что народные и религиозные праздники живут веками? Несмотря ни на что. Даже в самые процветающие периоды советской эпохи люди тайно проводили и наурыз, и сундет-той, и все остальные.
Официально это было запрещено. Но каждый год весной наши апашки делали наурыз-коже и заставляли нас пить. Мы, конечно же, не понимали, что это и зачем?
Позже, работая хирургом, периодически я занимался обрезаниями, которые были запрещены официально.
Помню однажды за вечер обрезал семерых мальчиков различных возрастов. Пока делаешь второму, у первого проходит анестезия и начинает хныкать, переходишь к третьему, начинает второй, и в конце уже целый хор из семи ноющих мальчиков.
Родители с деньгами и подарками к своим чадам, бешбармак варится, по-тихому начинаем отмечать. Пока отмечали, полаула прибежало, услышав, что приехал из города хирург. "Ойбай, балам, сделай моему внуку тоже и т.д.". "Не могу, апа, инструменты закончились и шовный материал, в следующий раз…". Конфиденциальность в ауле.
В общем, поздно вечером, уставшие и довольные мы возвращались домой, тихо подпевая народные песни. Ну и, конечно же, с подарками. Но это грозило увольнением, если бы узнало руководство.
Позже тиски советской власти начали ослабевать, и это стало делаться официально.
В детстве я жил в селе Кырбалтабай, что рядом с г. Есик. Село было многонациональным: татары, казахи, немцы, украинцы и др. Общие праздники, кухня и традиции. Там я научился говорить по-русски, кстати. До 5 класса я его не знал.
Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок.
Пятачка мало, дайте сала и т.д.
Помню до сих пор. И мы ходили "сеяли" на старый новый год. Нам давали конфеты и печенье. Тоже было нельзя.
Параллельно были советские праздники. Всегда одинаковые. Красные знамёна, парад с начальниками на трибуне. Мы в галстуках и в колонне. "А вот идут наши передовики! Да здравствует 1 мая, 7 ноября, День конституции и т.д. Ура, товарищи!". И мы кричали, старались быстро пройти мимо трибун, чтобы потом сбежать каждый по своим делам.
В этих праздниках не было души, чего-то особенного. Вы пробовали есть крашеные яйца на пасху? В принципе обычные, так же? Но крашеные они кажутся вкуснее. И ты понимаешь: значит, пасха. Наурыз-көже – значит, новый год. Бәйге – великий праздник. Мы ехали на всех попутках, чтобы посмотреть скачки. Был слёт чабанов. Сейчас это кажется странным. Автолавки, товары и в конце бәйге – гвоздь праздника. Затем қыз қуу, теңге алу и т.д. Праздник ощущался во всём.
И почему нельзя из нашего бәйге сделать нормальное шоу? Ведь мало кто скачет на такие расстояния. Эти мальчишки ведь настоящие батыры, разве не так? Почему бы их не прославлять?
Как-то я отстал от такого мальчика на самом быстром скакуне, на котором мне дали покататься. После чего я засомневался и мы поменялись конями, и я вновь отстал далеко. И этот 10-летний пацан мне сказал одну обидную вещь: "Аға, конь чувствует наездника, Вы сидите как мешок, поэтому он не хочет напрягаться и тем более свалить Вас". Обидно было. Но это так, что сделаешь?
Я не могу пить кумыс в городе. Невкусно совсем. Тем более, в пластиковой бутылке. В юрте мы часто сбивали кобылье молоко, превращая его в кумыс. Потом его наливали в специальный сосуд из кожи, привязывали к седлу наших коней и ездили по горам. Он за счет постоянной болтанки становился сладким. В комплексе с чистым горным воздухом и с вечерним дастраханом этот напиток приобретал неповтримый аромат и вкус. Эх, сейчас бы тот кумыс! Тогда не понимал, дурак был.
За все годы истории традиции наших народов так переплелись, что уже не важно, откуда и чей это праздник.
К чему я это? Да к тому, что эти традиции придуманы очень давно, и от религии там осталось совсем мало. Это уже народные праздники.
Поэтому я не вижу ничего страшного, когда люди купаются на крещение в проруби. Это просто весело, и ощущения не передать словами. Не обязательно именно в ночь на 19-е, если уж так это принципиально. Можно 19-го днём.
При этом рубашку, в который вы окунулись в реку, в этот день стирать нельзя, только высушить! Надевать нужно только тогда, когда заболеешь или если вдруг не везёт. Красиво же придумано?
Вы видели, как корейцы отмечают 61-й год своего рождения? Все: дети, внуки, невесты и другие садятся на колени и преклоняются перед отцом семейства. Мы тоже делали так, когда у нашего коллеги отцу исполнилось 61. За то, что вырастил такого сына. Красиво и умно, так же? И новый год у них в феврале. Братья же, как не поздравить и не отметить с ними?
А были на чеченской свадьбе? Сходите, если будет возможность. Устанете танцевать и смеяться. Как они танцуют! Причём, все. Невозможно сидеть и смотреть. Не замечаешь, как быстро время проходит. Без длинных тостов, долгих сиделок. Даже поесть забываешь.
И об этих традициях и праздниках народов, дружно живущих с нами в нашей стране, можно говорить и писать очень и очень долго. Конечно, многие из них имеют религиозные корни из далёкой древности. Но каждый из них имеет свой особенный, неповторимый колорит, вкус и цвет.
А мы в некоторых регионах опять пытаемся на праздник загнать людей в колонны и провести по центральной площади перед трибунами с начальством.
Мне кажется, не надо. Давайте придумаем душу нашим праздникам, и тогда они будут жить вечно.
Фото: bilimdinews.kz.