Когда стоишь спиной к солнцу, ты видишь только свою тень
Читайте здесь предыдущую статью Ермека Турсунова «Сытые свиньи страшнее голодных волков»
Реальная история.
Мне ее Асеке (Асанали АШИМОВ, народный артист СССР - Ратель) рассказал. Я смеялся. Поначалу даже не поверил, но он убедил.
Ну вот, значит.
Время от времени Асеке приглашают в разные места – народ его любит. И уважает. Тем более, есть – за что.
В этот раз его позвали на Родину, в Южно-Казахстанскую область. В Туркестан. Там ему всегда рады, на руках носят, облизывают…
Ну, понятное дело, бешбармаки, куырдаки, встречи в больших и малых аудиториях, чапанокрытие и все такое прочее. Это мы умеем лучше всех.
Вволю нагостевавшись, Асеке отправился обратно. На машине. С ним его старый друг детства, – вместе школу заканчивали – знаменитый театральный критик Аширбек СЫГАЙ. За рулем – Серик, здоровый такой малый, «тридцать два в отрезе», как сказал бы мой незабвенный мастер ВалерСеменыч ФРИД. (Так зэки называли в тайге самые большие бревна –Е.Т.).
Едут.
Ну, голова, естественно, разламывается, в животе легкий переполох, во рту ощущение, будто там ночевала стая собак. Хочется в тенечек и полежать на корпешках. И чтобы никто не трогал пару часов. До утра хотя бы. И чтобы – тишина…
И аллах услышал! Послал приличную такую, умело оборудованную остановку у трассы. С кафешкой, беседками, родничок журчит, орел гипсовый над ним нависает. Все как положено.
Гастролеры загнали машину на парковку, а сами отправились в тенечек, туда, где беседки, зеленый чай и арбузы. По жаре это самое то. И только расположились, только сели – подъезжают два пыльных автобуса. Из них с шумом-гамом высыпают детки разных возрастов. И все, как только увидели Асеке, побежали к нему. Облепили:
- Агай! А можно с вами сфотографироваться?!
И давай с ним селфиться. Сами, видно, не очень понимают – кто такой. Да это и не важно. Лицо засвеченное, значит, знаменитость какая-то. Звездень.
Асеке терпел, терпел, а потом и говорит:
- Зря вы ко мне пристали. Кто я такой рядом с Мухтаром АУЭЗОВЫМ? Вон он сидит, – и показывает на Аширбека, который благоразумно ретировался и устроился в другой беседке, и потихоньку арбуз трескает в одиночестве.
Детки как услышали «Ауэзов», рванули к Аширбеку:
- О-о-о! Смотрите! Мухтар Ауэзов! Агай! Можно с вами сфотографироваться?!
Асеке доволен, что избавился, ну и заодно красиво подставил кента. Развалился и отдыхает.
А Ашеке тоже не промах. Говорит деткам:
- Да зачем я вам, ребятки? Вон, целый Тохтар АУБАКИРОВ стоит. Первый казахский космонавт! – и на водителя Серика показывает.
Детки к Серику:
- Ура! Первый космонавт! Агай, можно с вами сфотографироваться?!
А Серику все равно делать нечего. Да и не привык он к такому вниманию. Обрадовался даже.
- Конечно, дети! Давайте! - и принял удар на себя с превеликим удовольствием.
А Аширбеку любопытно стало – что это за школа такая, откуда детки? Подозвал к себе молодую учительницу, что металась вместе со всеми от одного к другому и фоталась, сама не своя от счастья.
- Скажи, айналайын, а кто эти школьники?
- Это второй курс Жетысайского колледжа культуры, - отвечает счастливая поклонница знаменитостей. – А я руководительница ихняя.
Хотел было Аширбек выразить ей свое «фе», да некогда было. На поезд опаздывали, в Шымкент. Подождали они с Асеке, пока «Тохтар Аубакиров» нафотается с учащимися культурного колледжа, ну и отправились дальше.
Прибыли на вокзал – поезд уже на путях стоит, пыхтит. Побежали по перрону и тут апашка какая-то, что пирожками торгует, навстречу:
- Эй, Асанали! Чего ты как на пожар несешься? Возьми вот пирожки, по дороге съешь!
- Да я не очень люблю пирожки, - отвечает на ходу Асеке. – Вон сзади, Мухтар Ауэзов бежит. Вот он от них просто без ума.
Бабушка глянула, куда Асеке показывает. А там Ащирбек с арбузом ковыляет-чертыхается.
- Да ты что?! – заругалась она на Асеке, - Какой же это Ауэзов? Это же Аширбек Сыгай. А Мука, да будет ему земля пухом, ушел от нас еще в 1961 году! Разве ты не знал? Как не стыдно! А еще живешь в городе!
Асеке засмеялся и полез к себе в вагон.
Вот такая вот история приключилась.
Жизнь сама порождает анекдоты. Годы благодатного упадка привели к тому, что наша действительность становится частью народного фольклора. А что остается? Остается улыбаться и смотреть на свои беды сквозь призму смеха. Но это нехороший смех. Неправильный.
Вот мне недавно еще анекдот рассказали. Жизненный.
Училка просит детей написать сочинение на тему: «Что бы я сделал, если бы я стал премьер-министром Казахстана?».
Ну, детки подумали-подумали и написали. То сделаю, это сделаю, там порешаю. Все – разное. Но, главное, в концовке. У всех сочинение заканчивалось одной и той же мыслью: «И хрен потом кто меня найдет!».
К чему я все это?
Каждый раз, когда я слышу о назначении нового министра образования, о реформах в школе, о небывалых успехах в этой сфере, я уже мало чего жду. Понятное дело – слов больше не осталось. И не хочется уже про учебники позорные лишний раз говорить, про зарплаты нищенские учителей, про ЕНТ это долбаное, на которое детки идут, как наши отцы шли в штыковую…
Какой умник вообще придумал это ЕНТ? Ну что это такое, в самом деле? Какие-то суровые дядьки и тетки с миноискателями на входе. Вопросы задают, потрошат, роются, ищут чего-то – вертухаи, блин…Обстановочка, конечно: обыкновенный шмон на зоне.
И как должен после этого чувствовать себя школьник?
Я понимаю – аэропорт. И то, мера эта вынужденная хоть и малоприятная. Но это же все еще школа. Это дети, а не зэки, которые вернулись с лесоповала и притащили с собой притыренные заточки.
Ну и какой после этого экзамен? Это же чистой воды профанация. Она в состоянии выявить разные таланты: умение извернуться, спрятать, способность обмануть систему, справиться с психологическим шоком… Все, что угодно. Но она не показывает главного – научился ли человек мыслить? Все эти вопросники с клеточками рассчитаны всего лишь на один день. Завтра они уже никому не понадобятся...
Я бы вообще предложил отменить экзамены в школе. Пусть выпускник напишет на двух-трех страницах, что он собирается делать дальше и почему? И что он думает о школе, кстати? Какие итоги он может подвести, ведь он провел в ее стенах столько лет! Все эти «баллы» отражают однобокую картину. Пусть он покажет, что научился думать и грамотно излагать свои мысли. Пусть он продемонстрирует свой интеллект. Интеллект юного человека, который вступает во взрослую жизнь. По прочтении всех этих сочинений можно будет сделать много интересных выводов. И рекомендаций.
Надоело. Понятное дело, что образование наше – это маленький островок в океане. И этот островок не может быть процветающим, когда его со всех сторон обступает гора проблем из разнородного мусора. Да и вообще, высказываться насчет уровня нашего образования все равно, что говорить о скверной погоде. Она существует, мало кого устраивает, но исправить ее никто не берется. Ясно одно – школа знаний не дает. Она все больше превращается в формальность, нежели является реальным обучением. Просто надо чем-то занять детей. Пусть промаются одиннадцать лет, а там – посмотрим. Хотя – куда смотреть? Вузы нынче – продолжение той же школы, правда, с другими тарифами и более мерзопакостной обстановкой. И что остается?
«Зарубеж».
Но «зарубеж» не всякий потянет. Да если даже и потянет, куда потом этот ребенок, отравленный этим самым «зарубежом», приткнется? Даже с красивым иностранным дипломом. Приедет обратно в это же недоразумение? А в зарубежных вузах взятки давать не учат и «разводить» экзамены – тоже. «Зарубеж» живет по другим правилам.
Что в итоге? Замкнутый круг? А в современном мире не сырье и не ресурсы определяют могущество страны. Самое важное сегодня - это наука и культура. О чем я все время и нудю.
Завтра все эти любители селфиться со знаменитостями пойдут рулить страной. Завтра кто-нибудь из них вполне может стать премьер-министром. Ну, или просто министром, на худой конец…
Хотя – почему завтра? Иные уже сегодня там сидят. И рулят. Торжество идиотизма. Больно смотреть. И стыдно.
Я вот что думаю – а что дальше? Есть ли дно у этой пропасти? Видимо, наша жизнь превратилась в нескончаемый такой полет. Сплошное падение. Стабильное состояние упадка. Как в кошмарном сне: летишь куда-то вниз, пока не проснешься в поту.
Бардак вообще устойчивее порядка. Поэтому количество бандерлогов на душу населения превзошло все мыслимые нормы. Они уже везде. Они уже в правительстве. Мы ушли от одной дикости и пришли в другую. Вернее, нас туда привели...
Мне хочется за что-нибудь зацепиться. За что-нибудь хорошее. Ну, допустим, за мысль, что не все невежды и прохвосты. Есть замечательная молодежь. Светлые, чистые, образованные. Но темноты – больше. Несоизмеримо больше. В будущем это – конфликт. Они не уживутся вместе. И не сработаются. Это факт.
А жизнь течет себе, течет. И не останавливается. Учителя твердят: «Надо найти себе место в жизни». Кто ж спорит? Но надо, оказывается, еще найти такую жизнь, чтобы можно было найти себе там место. В «нашенской» жизни место себе находят только те, кому этот абсурд кажется нормой. Они его, впрочем, и создали. Под себя. Остается или принимать эти правила, или валить «отсюдова» подальше. Что, собственно, и происходит. Я чувствую, как страна незримо ускользает все равно, что песок сквозь пальцы. Я, видимо, скоро ослепну от блеска наших скорых перспектив. Мне их пихают в глаза и уши по 24 часа в сутки…
«В глубине сердца я не могу не признать, что мои дорогие соплеменники, за небольшим исключением, ничтожества». Это не я сказал. Это сказал Зигмунд ФРЕЙД. И здесь я его понимаю.
Когда стоишь спиной к солнцу, ты видишь только свою тень. Это уже я говорю. И я это говорю не для того, чтобы сделать кому-то больно. Обидеть там или поддеть. Нет. Просто я говорю это потому, чтоб потом не жалеть, что я видел все это и благоразумно молчал.