Не спешите кричать на врача или медсестру
Фото: instagram/v.aktau.
Общество наше развивается. Как бы и что бы мы ни говорили, это факт. И мир изменился до неузнаваемости. Жизнь стала динамичней и комфортней. Я имею в виду сейчас развитие цифровых технологий. Уже мало кто требует наличных денег, заметили? Банковская система быстро подстроилась под цифровизацию, и мы имеем возможность платить простым прикосновением телефона к платёжному терминалу. Расскажи про это десять лет назад кому, посчитали бы сумасшедшим, так же? Уже не нужны бумажки. Всё в телефоне. Билеты заказываем, бронируем, покупаем товары и много чего только через телефон. Общаемся со всем миром и знаем, что и где происходит мгновенно. Уже невозможно утаить шило в мешке. Да, мир изменился, и жизнь тоже.
"И что?" - спросите вы. А то, что в этом быстро меняющемся мире отдельные отрасли, скрипя заржавевшими суставами, медленно начинают изменяться под натиском общества. Я имею в виду государственные структуры. Особенно здравоохранение. Почему медленно? Просто потому, что оно громоздкое и консервативное. Билеты, товары, услуги – это бизнес, а бизнес требует мобильности, иначе не заработаешь. То есть будешь не конкурентоспособным - всё потеряешь.
А медицина? Тут конкуренция слабая. Её почти нет пока. Почему? Потому что она государственная. Потому что она очень важная для населения. Тут всё на рыночные условия не поставишь. Это там, за бугром тебе могут сказать: "Нет денег? Тогда ничего не получишь!". А у нас нельзя. Это могут себе позволить только частники. Государство не позволит остальным делать это. Потому что именно оно отвечает за здоровье своих граждан, а стало быть и за жизнь.
Так чем мы недовольны? Конечно же, качеством медпомощи, в первую очередь. Ошибки в диагностике, осложнения после лечения и даже смерть в лечебной организации. Это всё бросается в глаза, режет уши и вызывает возмущение. Нужно наказать, четвертовать и сжечь врача! Все хотят крови. Это публикуется и смакуется в СМИ, социальные сети гудят, появляется работа для правоохранительных органов, возмущаются депутаты, политики, и в итоге наказывается врач, и всё, вроде справедливость восторжествовала!
Следующая причина – доступность медпомощи. То есть, наличие врача как такового или поликлиники. Очереди, наличие лекарств, их цены, эффективность и так далее. Кто виноват? Опять ищем виноватого среди врачей. Приходится ждать часами, что такое! Где невропатолог, окулист, хирург и т.д. Полный беспредел, не так ли? Да, это так. Что-то надо делать. Наказать кого-то. А кого? Конечно же, врача. Вот и наказывают.
Потом сервис. Нагрубил, не подошёл, не принял, не улыбнулся. Плюс к этому - туалет грязный, еда невкусная, холодно в палате, да и больных много. Кто виноват? Опять врач или главный врач. Надо наказать.
Но что меняется в итоге? Да, в принципе, ничего. Становится только хуже. Хорошие управленцы уходят из системы, врачи за ними. Это в лучшем случае. В худшем их сажают в тюрьму. А их место занимают неопытные, и проблема усугубляется.
И что делать? Давайте разберёмся. Разумеется, в центре всей системы должен быть пациент с его нуждами и проблемами. Просто потому что вся наша система создана для того, чтобы его вылечить. А потом попробовать проанализировать первопричины его недовольства системой. И получится замкнутый круг, который я попытался нарисовать ниже.
Назовём это "Колесом недовольства". Например, население нашей столицы увеличилось до миллиона за двадцать лет и ежегодно увеличивается на 30-40 тысяч. В среднем одна поликлиника должна обслуживать 30-40 тысяч населения, так как на это рассчитаны её мощности и площади. В реальности же поликлиники столицы обслуживают более 70 тысяч населения, что превышает их возможности вдвое, а то и больше. И что происходит? А происходит всё, что приводит к недовольству. Возникают очереди, нехватка специалистов, текучесть кадров. А почему? Потому что сеть не соответствует динамике роста населения. А что надо делать? Строить. Нужны деньги. Хорошо, построили, а где брать кадры? Искать, вызывать с регионов. Сделали, молодцы. Но им надо жить на что-то, а на зарплату врача поликлиники не проживёшь. Надо, чтобы адекватно финансировали. Увы, невозможно, потому что действующий тариф не покрывает расходы поликлиник, а, стало быть, невозможно увеличить зарплату и удержать кадры. И пока мы решаем эти проблемы, врачи уходят в частный сектор, и вновь возникает дефицит кадров, и колесо запускается заново.
Надо создавать тогда конкурентную среду. Правильно! Отдать "лишнее" население частникам. Сделали. Вроде сбавило напряжённость. Но решило ли проблему? Конечно же, нет. Теперь люди, ждавшие приёма в шумных государственных поликлиниках, всё так же ждут в тихих и комфортных частных центрах. Почему? Просто потому, что частникам нужна прибыль. Это уже бизнес. Надо или максимально вытащить из кармана пациента дополнительные деньги, или же заставить государство платить больше, так как выделенные деньги не покрывают расходы. А если расходы не покрываются, нужно максимально экономить, так ведь? Вот и экономят. А это отражается на качестве и сервисе, что, в конечном счёте, вызывает недовольство населения, и колесо начинает крутиться по новой.
Врачи уходят, коридоры грязные, еда никакая, окна разбиты и много чего ещё, о чём это всё говорит? Нет, не только о деньгах, нет. Это говорит ещё и о том, что главному врачу глубоко безразличны эти мелочи. Он значит назначенец и, скорее всего, мыслит другими параметрами. Научно это называется – неэффективный менеджмент. Именно он должен создавать уют и комфорт для пациента. И для врача тоже. Правильная расстановка кадров, продуманный подход к организации труда персонала, создание благоприятной атмосферы в коллективе и многое другое - прямые обязанности первого руководителя. Если этого нет, то коллектив разделяется на группы или группировки, по признаку "любимчиков" и "оппозицию". Начинаются жалобы, ссоры, постоянная нервотрёпка, и врачу становится далеко не до проблем пациента. Вот он и начинает огрызаться и отрываться на всех.
И вроде бы всё решили, и тут начинает подводить интернет, "зависать" программа, да и этих самих программ около тридцати, попробуй разберись, и каждая "зависает" по-своему. Весь мир в телефоне, а тут даже компьютеров не хватает, да и сидит врач, "тыкая" указательным пальцем в клавиатуру компьютера, собранного неизвестно где и как. Так надо же развивать! Да, это решило бы множество проблем. Можно было бы дистанционно консультировать, исследовать и даже оперировать. Представляете, что сидя в Нур-Султане, можно было бы прооперировать пациента в Актау, например. Только лишь был бы высокоскоростной интернет, и это вполне осуществимо. Фантастика, так же? Да. А пока приходится тыкать пальцами и ловить слабый сигнал интернета. Так развивайте! Правильно. Но нужны большие деньги, обучение главного врача, лечащего врача и много чего ещё.
Вот такая вот ситуация. Поэтому не спешите кричать на врача или медсестру. Нет, понятно, что он/она тут, рядом, и можно наорать на него/неё, написать жалобу или даже посадить его. Но в том, что он был в операционной, когда привезли пациента после ДТП, вряд ли есть его вина. А было ли в том самом приёмном покое необходимое оборудование, доставил ли единый дистрибьютер нужные лекарства, обладал ли дежурный врач приёмного отделения необходимыми навыками?
Как начинаешь раскручивать это колесо недовольства, оно непременно упирается в центр. То есть проблема должна решаться в центре, потому что от самого врача зачастую мало что зависит. Он просто может написать заявление и уйти, что он и делает. Поэтому, может, лучше искать правду в совсем другом месте и адресовать своё возмущение по правильному адресу? Подумайте.
А пока берегите себя и хороших врачей, пожалуйста!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!